Библиографическое описание:

Ладин Р. А., Снежкина О. В., Бочкарева О. В., Титова Н. В. Математика и междисциплинарные связи // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 550-552.

На современном этапе высшая школа столкнулась с множеством проблем. Одной из них является снижение качества подготовки будущих специалистов. Один из возможных ключей к решению данной проблемы находится в усилении междисциплинарных связей.

Ключевые слова: качество образования, междисциплинарные связи, учебные программы, математика.

Одна из наиболее сложных задач в повышении качества образования связана с конструированием образовательного процесса как единого целого. Интеграцию учебных дисциплин в рамках новых образовательных стандартов можно рассматривать как одно из эффективных средств по оптимизации учебного процесса и повышения его качества. В качестве примера рассмотрим подготовку бакалавровобразовательными учреждениями высшего профессионального образованияподисциплине “Математика”направления120700 “Землеустройство и кадастры”.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по указанному направлению, согласно ФГОС — 3 предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический; естественнонаучный; профессиональный. На протяжении всего процесса обучения в высшем учебном заведении курс математики тесно переплетается с циклом естественнонаучных дисциплин, к которым относятся: информатика, физика, экология, почвоведение и инженерная геология и с циклом профессиональных дисциплин, таких как: материаловедение, типология объектов недвижимости, безопасность жизнедеятельности, метрология, стандартизация и сертификация, геодезия, картография, фотограмметрия и дистанционное зондирование, экономико-математические методы и моделирование, инженерное обустройство территории, основы землеустройства, основы кадастра недвижимости, основы градостроительства и планировка населенных мест, правовое обеспечение землеустройства и кадастров. Поэтому, разрабатываемые учебные программы, задания к контрольным, курсовым работам, типовым расчетам должны составляться с учетом решения прикладных вопросов, рассматриваемых в этих дисциплинах, отражающих специфику вуза и направления подготовки. Решение этой задачи должно воплощаться всей системой преподавания в вузе.

В свою очередь, подготовка будущего бакалавра должна формировать его как знающего специалиста с высокой профессиональной и общей культурой. При изучении естественнонаучного цикла и в соответствии с ФГОС 3-го поколения студент должен овладеть следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

-          способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

-          способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

-          владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

-          способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

-          способностью использовать знание современных автоматизированных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации о земельных участках и объектах недвижимости (ПК-10);

-          способностью использовать знание современных географических и земельно-информационных систем (ГИС и ЗИС), способов подготовки и поддержания графической, кадастровой и другой информации на современном уровне (ПК-12);

-          способностью использовать знание современных технологий дешифрирования видеоинформации, аэро- и космических снимков, дистанционного зондирования территории, создания оригиналов карт, планов, других графических материалов для землеустройства и Государственного кадастра недвижимости (ПК-14);

-          способностью использовать знание современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости (ПК-15);

-          способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований (ПК-19) [1].

Современная математика играет важную роль в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. С ее развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы не возможен прогресс в различных отраслях человеческой деятельности. Таким образом, математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного специалиста.

Согласно новым образовательным стандартам математика включена во все учебные планы, реализуемые в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Учитывая важность изучения математики для будущего специалиста, кафедра математики и математического моделирования ПГУАС совместно с рядом кафедр из циклов естественнонаучных и обще-профессиональных дисциплин выпустила и разрабатывает ряд учебных пособий, содержащие задачи прикладного характера, встречающиеся в процессе обучения по направлению “ Землеустройство и кадастры ”. Пособия содержат широкий круг вопросов и задач, которые одновременно можно рассматривать как при входном, так и при выходном контроле. Так, например, решение систем линейных уравнений, исследование функций на экстремум, определение числовых характеристик выборки входят в вопросы входного контроля по дисциплинам “Информатика”, “Экономико-математические методы и моделирование” и, одновременно, являются элементами выходного контроля по дисциплине “Математика”. Разработка учебной программы по математике производится также с учетом междисциплинарных связей в соответствии с имеющимися стандартами на обучение и с использованием новейших образовательных технологий. Это позволяет перед студентами провести жесткую логическую цепочку через весь процесс обучения и сделать его более насыщенным с профессиональной точки зрения и интересным. Несомненно и то, что важнейшим фактором успеха в обучении является интерес студента к науке. А, следовательно, и лекция, и практические занятия должны быть интересными. Хорошо известно, что интересный материал усваивается почти без усилий и легче запоминается. Интерес к учебному материалу способен повысить и уровень логического мышления, позволяя решать задачи и усваивать материал повышенной трудности.

Изложение материала, связывающее его с практикой — один из приемов, способствующий побуждению интереса у студентов. Целесообразно также, чтобы всякая новая проблема излагалась бы как своего рода задача, поставленная перед студентами. Именно в этом случае студент будет с интересом следить за ее решением. [2] Многое зависит и от того, как поставлен даже очевидный вопрос, как вовлечены все студенты в обсуждение поставленной проблемы. Поэтому преподавателями широко применяется принцип поиска многомерного решения определенного типа задач. Это вызвано тем, что ряд тем и вопросов тесно переплетается в различных циклах. Особенно успешно он реализуется в дисциплинах: математика — информатика –экономико-математические методы и моделирование. Одну и туже задачу удается решить разными способами: обычными классическими математическими методами и продублировать с помощью различных пакетов прикладных программ.

Решая выше перечисленные проблемы надо не забывать и о том, что вузовское обучение — это прежде всего обучение профессиональное. Конечно, любой из разделов математики полезен учащемуся, но всего нужного нельзя включить в программу. Поэтому, желая усовершенствовать преподавание всегда необходимо ставить вопрос: “А нет ли более важного, более необходимого раздела для будущего специалиста, чем этот”. И только самое важное должно войти в преподавание, т. е. то, что необходимо студенту как в процессе всего обучения в вузе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, курс должен содержать то, что учащийся в отведенное время может усвоить и запомнить. Поэтому, приступая к составлению учебной программы по каждой отдельной дисциплине, преподаватель должен выработать определенную точку зрения, т. е. поставить перед собой следующие вопросы: какую цель ставит перед собой данный курс; что он должен дать студенту как будущему специалисту; что является важнейшим в курсе, какие пункты являются центральными, без которых курс теряет смысл, и, наоборот, чего в этом курсе можно избежать; чему студента надо научить, что он должен знать и делать при изучении курса и какие факты достаточно знать только в информационном порядке. [3]

Чтобы построить курс на этих началах, необходимо:

-          твердо наметить основную идейную линию курса, т. е. четко сформулировать те задачи и цели, которые ставит перед собой курс, и выяснить, что он должен дать учащемуся;

-          признать, что курс должен содержать лишь важнейший материал с принятой точки зрения. Он не должен содержать ничего случайного и того, без чего можно обойтись. Курс должен быть построен так, чтобы каждое его предложение было необходимым звеном его общего плана, а весь курс представлял собой единое целое, от постановки определенных задач в начале курса до их разрешения в его конце;

-          решительно исключить из курса все те вопросы, которые с принятой точки зрения представляются в нем необязательными, как бы это ни казалось необычным с точки зрения сложившихся традиций его изложения;

-          курс должен излагать в качестве обязательного материала лишь тот, который в данных условиях может изучить, освоить (и в основном запомнить) студент. Между тем сейчас мы излагаем то, что студент, по нашему мнению, должен освоить, не всегда считаясь с его возможностями;

-          все изложение курса должно быть выполнено обстоятельно, убедительно и доступно.

В свою очередь, курс математики должен:

-          освещать на современном научном уровне те вопросы, которые пригодятся студенту в его профессиональной и учебной деятельности;

-          научить математически мыслить, т. е. уметь решать математические задачи и уметь в простейших случаях формулировать на языке математики различные задачи, возникающие в других науках;

-          содержать достаточно богатые приложения высшей математики к естествознанию и технике;

-          обеспечивать воспитывающий характер обучения, т. е. развитие общей культуры и формирование мировоззрения и личности учащегося.

Итак, мы можем сделать вывод, что ценность курса определяется, прежде всего, его соответствием требованиям психологии и педагогики. Курс должен повышать математическую и общую культуру учащегося, развивать его мышление, воспитывать его мировоззрение, создавать прочные знания, готовность, к будущей профессиональной деятельности. Это может быть достигнуто лишь в том случае, когда курс обладает целеустремленностью, целостностью, четко проводит основную линию предмета, указывает его происхождение из проблем практики и математики, с соседними предметами, выясняет методологические основы науки и доводит все эти сведения в ясной форме до сознания студента.

Литература:

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) «бакалавр») / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2009.

2.         Ладин Р. А. Региональный компонент в математическом образовании [Текст]/Р. А. Ладин, О. В. Снежкина, Г. А. Левова, А. Н. Круглова А. Н.//Молодой ученый. 2013. № 12 (59) С.483–486.

3.         Ладин Р. А. Математика в учебном процессе строительного вуза/ Р. А. Ладин, О. В. Снежкина, Г. А. Левова//Вестник магистратуры.2013. № 12 (27) С.56–60.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle