Библиографическое описание:

Уколов А. В., Жильцова Т. Е. К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 581-583.

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это целенаправленный педагогический процесс личностного образования, находящегося во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности, которые обусловливают ее формирование и сохранение у индивида на основе потребности в реализации биологически обусловленной двигательной деятельности через занятия спортом, что в конечном итоге будет способствовать гармоничному физическому совершенствованию, укреплению здоровья и формированию спортивной культуры.

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивная педагогика, мотивация на занятия спортом, спортивная культура, возрастная периодизация.

Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами. Взаимосвязи физического воспитания с общекультурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.

Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60–70 %. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.

Физическое развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1.                  Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2.                  Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3.                  Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Спортивная педагогика, все еще оставляет в тени вопросы изучения процессов формирования мотивации на занятия физической культурой и спортом, а также разработку на этой основе принципов управления (регуляции, коррекции) привлечения и сохранения контингента занимающихся. Одной из главных особенностей успешной реализации программы здорового образа жизни и занятия спортом старших школьников является целенаправленное управление мотивацией спортивной деятельности и формирование спортивной мотивации в процессе физического воспитания в школе.

Общие закономерности функционирования физического воспитания, отражающие характер взаимодействия его со средой, можно сформулировать следующим образом: физическое воспитание, являясь подсистемой общества, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социальных условий жизни общества и обусловленных ими потребностей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы. Для понимания сущности физического воспитания важно понять, что побуждает человека к двигательной активности, так как этот вид деятельности не связан напрямую с добыванием материальных благ, необходимых для жизни. Важным является и определение соотношений в этом явлений личностного, биологического и социального. С педагогической точки зрения мотив представляется как первоначальная причина, побудительная сила, исходный «импульс» для осуществления той или иной деятельности [1, с. 319]. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания и др. Такое теоретическое представление мотива снимает многие противоречия в его определении содержания, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.

Мотивация, представляя собой сложное психическое образование, включает всю совокупность различных побуждений (мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п.), что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мотивация на занятия спортом учащихся в процессе физического воспитания в школе представляет собою сложное личностное образование, находящееся во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности, которые обусловливают ее формирование и сохранение у индивида на основе потребности в реализации биологически обусловленной двигательной деятельности через занятия спортом, что в конечном итоге будет способствовать гармоничному физическому совершенствованию, укреплению здоровья и формированию спортивной культуры [3, с. 59].

Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения учащихся младших, средних и старших классов к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать на различных этапах становления человека потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь. Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль. Существенным аспектом этого процесса с позиции социальной детерминации личности, является связь мотива с потребностями, а последних — с объективными социальными условиями жизни. Если же связь «мотив — потребность» продолжить до «мотив — потребность — цель», и изучить ее, то можно говорить о вполне четком направлении, в котором необходимо организовать деятельность в области физического воспитания. Принцип формирования мотивации на высоком эмоциональном уровне и двигательной активности — главный принцип новой дидактической системы. Существует мнение, что неправильно понимать этот принцип как повышение некоторой абстрактной «средней нормы трудности». Важно другое: обучение должно давать простор и направление духовным силам ребенка, активизировать процессы двигательной активности, направленной на формирование мотивации на занятия спортом. Если усвоение нового материала не вызывает никаких препятствий, то формирование мотивации идет вяло и недостаточно.

Наиболее распространенные мотивы занятий физической культурой, их процентное соотношение, дающее возможность преподавателю или учителю при комплектовании групп точнее определить причины, побуждающие школьников выбирать какой-либо вид спорта. В результате исследования были выявлены четыре мотива К ним относятся мотивы: «самоутверждения», «самосовершенствования», «подражанию», «приглашения» [2, с. 341].

Так же существует мнение разделения всех мотивов спортивной деятельности на два типа: по доминированию процессуальной или результативной мотивации. «Процессуальные мотивы характерны для лиц, ориентированных на занятия физической культурой, на участие в спортивной деятельности. Мотивы достижения высоких спортивных результатов, успехов в спорте у них отсутствуют или носят подчинительный характер [4, с. 82].

Итак, привлекая детей-подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, необходимо учитывать, что период старшего школьного возраста имеет свои специфические особенности развития. Изменения, происходящие в этот период, затрагивают все системы органов. Старший школьный возраст особенно благоприятен для физического воспитания, так как такие дети наиболее чувствительны к тренирующим воздействиям. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств. При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа. Уделять время упражнениям на осанку.

Важнейшей задачей перед спортивными педагогами является формирование мотивации на занятия спортом в процессе физического воспитания в школе. Занятия физической культурой и спортом, благоприятно влияют на поведение детей, делают их менее внушаемыми и самостоятельными, что помогает избегать негативного влияния других людей. Поэтому важнейшим средством профилактики вредных привычек являются занятия физкультурой. Правильно организованные занятия физическими упражнениями способствует сохранению и укреплению здоровья детей старшего школьного возраста.

Литература:

1.                  Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 1972. — 343 с.

2.                  Теория и методика физической культуры: Учебник. Под ред. Ю. Ф. Курамшина. — М.: Сов. спорт, 2007. 464 с.

3.                  Уколов А. В. Интегративная методика формирования мотивации занятия спортом учащихся младших классов в процессе физического воспитания в школе: дис.кан.пед.наук / А. В. Уколов– Тула, 2013 –154 с.

4.                  Barbuto, W. S. Motivation sources inventory: Development and Validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological Reports / W. S. Barbuto, R. W. Scholl. — 1998, — 82 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle