Библиографическое описание:

Беседина О. А., Верзунова Л. В., Кирий Н. В. Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области в сфере дополнительного профессионального образования // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 487-490.

Реалии сегодняшнего мира (глобализация, построение информационного общества, общества знаний, ускорение научно-технического прогресса, развитие новых технологий на производстве и т. д.) поставило население большинства развитых стран перед необходимостью постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. В современном обществе преимущество получает специалист, умеющий самостоятельно, грамотно, на высоком профессиональном уровне принимать решения, стратегически мыслить, гибко адаптироваться к быстрым, а порой и резким изменениям в экономической, общественной, политической, культурной жизни. В связи с этим процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, техникумах, вузах. Он становится непрерывным. Нацеленность на приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, ориентация на их обновление и развитие, способность к самоизменению и самосовершенствованию, являются важными характеристиками современного человека, а его девизом становится не «образование на всю жизнь», а «образование в течение жизни». Наиболее эффективным инструментом, позволяющим осуществлять непрерывное опережающее обучение специалистов в соответствии с требованиями времени, несомненно, является дополнительное профессиональное образование (ДПО). Именно здесь происходит поэтапное формирование компонентов профессиональной компетентности специалиста: компетенции, сформированные при получении основного профессионального образования, актуализируются, развиваются и индивидуализируются на основе дополнительных профессиональных программ.

В настоящее время педагогическим сообществом продолжается обсуждение модернизации системы ДПО, в том числе его нормативно-правового, кадрового, методического, финансового, материально-технического обеспечения [1, 3, 4]. Одним из ключевых вопросов, требующих дальнейшего обсуждения и решения, является обеспечение качества системы ДПО.

Согласно новым нормативно-правовым документам (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и т. д.) государство в лице Минобрнауки больше не будет регламентировать качество ДПО [3, 4]. Общественная аккредитация образовательных организаций и профессионально-общественная аккредитация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки выступают альтернативой государственной аккредитации. Специалисты сходятся во мнении, что одним из условий качественной подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования является взаимодействие образовательных учреждений с работодателями (заказчиками) на основе взаимных интересов [1]. С одной стороны, руководители предприятий и организаций заинтересованы в постоянном обновлении работниками своих знаний, совершенствовании компетенций. Знания и компетенции должны быть «свежими», позволяющими решать новые задачи. Возрастает спрос на регулярно и оперативно обновляемые программы повышения квалификации, способствующие эффективной адаптации к запросам инновационной экономики. В качестве ключевых требований к дополнительным профессиональным программам работодатели относят инновационность, гибкость, адаптивность, практикоориентированность. С другой стороны, образовательные учреждения также получают реальные бонусы от сотрудничества с предприятиями: получение заказа на оказание образовательных услуг, обеспечивается преемственность профессиональных стандартов и образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т. д.

На этапе модернизации ДПО закономерным представляется целенаправленное изучение, объективный анализ и выявление позитивного опыта организации взаимодействия образовательных учреждений и бизнес сообществ. В рамках данной статьи мы хотели бы обратиться к опыту Национального исследовательского университета «БелГУ» (НИУ «БелГУ»).

Белгородский государственный национальный исследовательский университет — многопрофильный научно-образовательный комплекс, отвечающий социально-экономическим потребностям развития области и страны, играющий активную интеграционную роль в региональном, федеральном и международном научно-образовательном пространстве. Стремительная и структурная модернизация всего социально-экономического комплекса Белогорья требует новых прорывных идей во всех производственных сферах. Интеграция НИУ «БелГУ» в экономическое пространство региона осуществляется посредством активного участия его структурных подразделений и объектов инновационной инфраструктуры в модернизации ведущих секторов региональной экономики (горно-металлургического, машиностроительного, агропромышленного, строительного и медико-биологического). С учетом потребностей последних определяются приоритеты научно-исследовательской и инновационной деятельности университета, закупается аналитическое, технологическое и производственное оборудование, разрабатываются и внедряются новые многоуровневые образовательные программы, расширяется спектр предоставляемых вузом образовательных услуг на послевузовском уровне образования. В течение ряда лет научно-педагогическими, научными работниками университета проводятся научные исследования в области нанотехнологий для ряда предприятий страны и региона; оценка состояния окружающей среды и разработка охранных мероприятий, а также проводятся работы по экологическому проектированию (инженерно-экологические изыскания, разработка проектов санитарно-защитных зон, оценка количества и вредности выбросов и т. п.) для крупнейших горно-металлургических кампаний региона. В 2012 году университет начал активно взаимодействовать с предприятиями горно-металлургического и машиностроительного кластеров Белгородской области. Были заключены договоры о взаимном сотрудничестве с ведущими горнорудными предприятиями с ОАО «Комбинат КМАруда», ОАО «Лебединский горно-обогатительный комбинат», ЗАО «Белгородский завод горного машиностроения». Национальный исследовательский университет «БелГУ» и два его структурных подразделения — технопарк «Высокие технологии» и Центр инновационного консалтинга БелГУ — отнесены к главным составляющим инновационной инфраструктуры региона.

НИУ «БелГУ»взял на себя роль регионального центра повышения квалификации и переподготовки специалистов, так как обладает для этого всеми необходимыми инфраструктурными и кадровыми ресурсами. Использование имеющегося в НИУ «БелГУ» образовательного, научно-исследовательского и научно-производственного потенциала позволяет организовать повышение квалификации специалистов на высоком качественном уровне в соответствии с приоритетами научно-технологического и социально-экономического развития региона. В университете наряду с программами среднего профессионального и высшего профессионального образования реализуются 274 дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки). В 2012–2013 учебном году на базе университета по дополнительным профессиональным программам обучено более 12 000 специалистов. Такие значительные результаты были достигнуты благодаря согласованной работе ряда структурных подразделений НИУ «БелГУ» среди которых высшая школа управления НИУ «БелГУ», факультет последипломного медицинского образования Медицинского института, научно-образовательные центры «Фармация», «Медиаперспектива», «Юрист-Эксперт», научно-учебный центр иностранных языков (НУЦИЯ), факультеты и институты вуза и др. Координатором образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам является отдел дополнительного профессионального образования, деятельность которого направлена на комплексное развитие системы ДПО НИУ «БелГУ», её эффективное использование на рынке образовательных услуг.

Одним из приоритетных направлений в развитии системы ДПО НИУ «БелГУ» является выстраивание партнерских долгосрочных отношений с работодателями, представителями бизнес сообщества Белгородчины. Для подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, взаимодействие с работодателями, заказчиками образовательных услуг осуществляется на всех этапах, как при разработке программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, так и на этапе ее реализации и при итоговой аттестации. Считаем целесообразным рассмотреть опыт НИУ «БелГУ» по организации и реализации взаимодействия с региональными работодателями на примере одной из программ повышения квалификации — «Геоинформатика и дистанционное зондирование в экологии и природопользовании» (72 часа), разработчиком которой является Лисецкий Федор Николаевич, доктор географических наук, профессор, директор центра коллективного пользования «Федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов» [5].

В качестве исторической справки следует отметить, что впервые данная программа начала реализовываться в 2009 году для профессорско-преподавательского состава вузов РФ в соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 01.12.2008 г. № 1780 «О повышении квалификации в 2009 г. научно-педагогических работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию». В 2009–2011 годах по программе было обучено 42 научно-педагогических работников вузов РФ.В тоже время,данная программа была востребована не только научно-педагогическими работниками, но и практиками, экспертами в данной области и на ее основе в соответствии с потребностями заказчиков были разработаны новые программы: «Современные методы и технологии геоинформатики и дистанционного зондирования Земли» (144 часа), «Тематическая обработка данных дистанционного зондирования Земли» (288 часов) (руководитель программы Чепелев Олег Анатольевич, кандидат географических наук, начальник отдела геоинформатики Федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов БелГУ). Так, только в 2012 году по договорам об оказании платных образовательных услугах по этим программам прошли повышение квалификации 7 специалистов белгородских предприятий. В 2013 году по заказу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области, муниципальных органов исполнительной власти была разработана программа «Геоинформационные системы в государственном и муниципальном управлении» (72 часа) и обучено 25 человек.

Взаимодействие с работодателями, заказчиками образовательных услуг начиналось с этапа разработки дополнительной профессиональной программы «Геоинформатика и дистанционное зондирование в экологии и природопользовании» специалистами центра. Первоначально был проведен мониторинг и анализ требований работодателей, действующих в соответствующей отрасли, к подготовке кадров. На основе полученных данных сформулированы цели и задачи, результаты обучения, определен перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется по окончанию обучения.

Далее c целью соотнесения целей программы с потребностями рынка труда на этапе заключения договора содержание и структура рассматриваемой программы обсуждались с заказчиком. При определении содержательной части программы учитывались уровень развития науки, техники, информационных технологий, геоинформационных систем и технологий, требования к теоретическим и практическим знаниям специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Кроме этого, принимались во внимание имеющиеся образовательные и материально-технические ресурсы центра.

На наш взгляд, уникальная материально-техническая база центра коллективного пользования «Федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов» является одной из слагающих плодотворного сотрудничества НИУ «БелГУ» и заказчиками образовательных услуг. Имеющееся в центре оборудование позволяет проводить множество исследований, касающихся состояния окружающей среды и отдельных объектов, в т. ч. оперативный мониторинг изменений климата и состава атмосферы, выявления биоразнообразия, структуры земель, функционирования водных объектов, в особенности в районах активной техногенной деятельности. В дальнейшем результаты этих исследований находят отражение в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Например, в учебном процессе по дополнительным профессиональным программам используются результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников центра по разработке проектов бассейнового природопользования на территории муниципальных районов Белгородской области [5].

На этапе реализации программы «Геоинформатика и дистанционное зондирование в экологии и природопользовании» участие заказчика проявляется по нескольким направлениям. Так, на организационном занятии проводится анкетирование с целью выявления потребностей слушателей по организации учебного процесса (время, место проведения учебных занятий).

Важной составляющей на этом этапе является кадровое обеспечение образовательного процесса, т. е. квалификация самих научно-педагогических (педагогических) работников. К проведению учебных занятий по рассматриваемой программе повышения квалификации привлекаются высококвалифицированные специалисты: кандидаты наук, доценты, научные сотрудники. Преподаватели и сотрудники центра регулярно проходят повышение квалификации в ведущих российских и мировых научных центрах, а также прошли сертификацию по международной программе ESRI и имеют значительный опыт организации обучения по программам повышения квалификации в области геоинформатики, проведения стажировок для российских и зарубежных молодых ученых, а также использования ГИС-технологий в научно-исследовательских и проектных работах

Вместе с тем, одним из перспективных направлений развития системы ДПО НИУ «БелГУ» является более активное привлечение работодателей к реализации программы в качестве преподавателей, т. к. привлечение практиков-экспертов к реализации образовательного процесса является одним из средств повышения качества образовательных услуг по дополнительным программам. Если говорить об участии работодателей в итоговой аттестации слушателей по программе, то в данном направлении сложились определенные традиции, представляющие интерес. Заказчики (работодатели) вносят предложения по тематике итоговых работ, принимают непосредственное участие в оценивании результатов обучения, публичной защите индивидуальных проектов.

Безусловно, проблема оценки качества предоставляемых услуг и качества подготовки специалистов является одной из самых актуальных проблем взаимодействия с работодателями, заказчиками образовательных услуг. Основные методы оценки качества фактических результатов обучения: тестирование по теоретическим основам геоинформатики и дистанционного зондирования; оценка индивидуального проекта с участием заказчика (работодателя).Оценка уровня обеспечения гарантий качества образования проводится по следующим показателям: своевременное обновление программного обеспечения, учебно-методических материалов, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации программ ДПО; оценка объема работ выполненного в реальном секторе экономики и т. д.

Таким образом, вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что ключевым направлением в развитии системы ДПО НИУ «БелГУ» является укрепление связей между университетом и предприятиями, бизнес сообществом региона при реализации дополнительных профессиональных программ. Достигнуты определённые успехи, но в настоящее время ведется работа по разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с оптимальным сочетанием теоретического и прикладного компонентов в соответствии с потребностями экономики региона, а также реализации совместных дополнительных профессиональных программ на основе сетевого взаимодействия.

Исследование выполнено при поддержке гранта Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области (договор Г-11 от 10 ноября 2013 года).

Литература:

1.                  Анискина, Н. Н. Качество дополнительного профессионального образования: новая концепция [Текст] / Н. Н. Анискина. — Компетентность. — 2012. — № 10. — С. 5–13.

2.                  Костенко, М. А. Проблемы оптимизации взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в регионе [Текст] / М. А. Костенко. — «Almamater» (Вестниквысшей школы) — 2013. — № 9. — С. 74–77.

3.                  Лалаева, З. А. Новая нормативная правовая база для ДПО [Текст] / З. А. Лалаева. — Дополнительное профессиональное образование в стране и мире — 2013. — № 3. — С. 29–33.

4.                  Рябко, Т. В. Роль дополнительного профессионального образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»» [Электронный ресурс] / Т. В. Рябко // Международная ассоциация непрерывного образования. — Режим доступа:http://www.iace-edu.com/raznoe/item/268-rol-dpo-v-fz-ob-obrasovanii.

5.                  Центр коллективного пользования научно-технологическим оборудованием «Федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов» [Электронный ресурс] // Белгородский государственный национальный исследовательский университет. — Белгород, 2013. — Режим доступа: http://frc.bsu.edu.ru/frc/training/kpk_geo/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle