Библиографическое описание:

Степанюк И. В. Технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 577-578.

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Коменский Я.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы полученные в школе знания помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни?

Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения.

Физика — наука экспериментальная, и для её полноценного изучения необходимо проводить опыты. Но современная физика стала еще и наукой компьютерной.

Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования. Поэтому можно использовать ЭОР «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.

Интернет позволяет внести в обучение специфические методы, например, метод имитационного моделирования информационных ресурсов. Этот метод дает возможность наглядно демонстрировать на уроках физики процессы, происходящие в микро- и макромире. Помогают эти методы и при проведении виртуальных лабораторных работ. Их достоинством является также возможность планирования совместной работы учащихся и учителя. Все шире используется в учебном процессе виртуальная коммуникация. Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходит за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий.

Применение нанотехнологий позволяет дифференцировать подход в работе со слабоуспевающими, а наиболее подготовленным ученикам позволяет создать оптимальные учебно-материальные условия для их развития. Это необходимые условия развития ребенка, в том числе и здоровьесберегающие.

При использовании ИКТ на уроке задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, а. следовательно повышается уровень усвоения учениками материалы. Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Общеизвестно, что применение любой визуальной информации на занятиях даёт положительный эффект.

Если учитель внедряет в свою практику интерактивные средства обучения, то должен быть не только уверенным пользователем ПК, но владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Современные кабинеты физики имеют хорошую материально-техническую базу. В кабинете установлен компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска. Всё это способствует к активному внедрению ИКТ в процесс обучения.

Урок, проводимый с использованием интерактивной доски, позволяет каждому ученику в своем индивидуальном ритме усвоения материала выполнить виртуальную лабораторную работу, провести измерения. Так школьники приобретают исследовательские навыки. Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения физике. Применение интерактивных досок в сфере физического образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении физики — это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, т. к. благодаря именно этой науке создаются подобные приборы.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя — обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний — результат его деятельности.

Интерактивное обучение позволяет формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности учителя.

Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения инновационных образовательных технологий, освоения на практике новых компьютерных программ.

Сравнение целей традиционного и

интерактивного подхода к обучению

·                    Цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.

·                    Задача обучающихся — как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

·                    Модель односторонней коммуникации.

·                    Цель интерактивного обучения- это создание педагогом условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

·                    Модель многосторонней коммуникации.

Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию.

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах, предполагающих основные виды деятельности учителя:

1). Объяснение нового материала.

-        Подбор текстового и графического материала по теме урока;

-        Создание учебно-дидактической презентации;

-        Создание наглядного раздаточного материала;

-        Создание мультимедийных пособий.

2). Контроль усвоения пройденного материала.

-        Разработка контрольных и самостоятельных работ.

-        Разработка тестовых заданий.

-        Разработка опорных конспектов.

3). Дополнительное образование.

-        Организация проектной деятельности учащихся.

-        Повторение материала, решение задач при подготовке к ЕГЭ.

-        Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

4). Закрепление пройденного материала.

Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

5). Внеклассная работа по предмету.

Всё это приносит свои плоды: усвоение учебного материала происходит более уверенно, работы учеников занимают призовые места в районных конкурсах.

Используя технологии интерактивного обучения,на уроках поддерживается атмосфера оживленного общения — это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивных методов, я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски.

Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более активным, интересным и увлекательным. Учащимся нравится работать с электронной интерактивной доской. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании данных технологий учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы.

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети, а учебное время использовалось максимально продуктивно. Я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивных технологий работают все дети без исключения.

При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

Литература:

1.    Апатова НВ. Информационные технологии в школьном образовании- М. 1994.

2.    Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: РПА, 1996.

3.    Педагогика / Под ред. И. П. Подласый. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4.    Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

5.    Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306

6.    Гомулина Н. Н. Модификация интерактивных досок и коллекции интерактивных мультимедиа-компонентов по физике для них ООО «ФИЗИКОН», чл.-корр. АИО, г. Москва.

7.    citniki@yandex

8.    berezovka_sch@mail.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle