Библиографическое описание:

Насонов В. В. Проблемы влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 405-407.

Современные экономические условия, сложившиеся после вступления России в ВТО, накладывают для субъектов малого предпринимательства определенные сложности в порядке построения своей предпринимательской деятельности. Комплекс как положительных, так и отрицательных факторов в связи с расширением экономического пространства получил еще больший масштаб, что является существенным сигналом для малого бизнеса в порядке построения предпринимательской деятельности в регионе.

В соответствии со сложившимися международным, межрегиональным, территориальным разделением труда основные факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства являются существенными для ведения бизнеса и получения прибыли субъектами малого предпринимательства.

Регион, как субъект Российской Федерации имеет определенные специфические экономические условия ведения предпринимательской деятельности для малого бизнеса. По своему географическому, природно-климатическому, ресурсному, положению факторы, связанные с конкретным регионом, в котором ведется предпринимательская деятельность, будут иметь определенные различия. Но в силу ст.8 Конституции РФ в нашей стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поэтому многие основные факторы, напрямую влияющие на характер ведения предпринимательской деятельности малым бизнесом будут одинаковыми.

Перейдя к более конкретному описанию факторов, напрямую влияющие на эффективность ведения бизнеса малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями в регионе отразим наиболее существенные из них.

По степени влияния факторов на субъекты малого предпринимательства раскроем факторы, которые прямо воздействуют на экономические показатели малого предпринимательства в регионе, а именно:

-          поставщики факторов производства;

-          конечные потребители товаров, работ и услуг;

-          конкуренты;

-          органы государственной власти и самоуправления;

-          средства массовой информации.

Казалось бы, что перечислен широко всем известный факторный перечень, непосредственно влияющий на ведение предпринимательской деятельности. Но если рассматривать перечисленные факторы более глубоко с точки зрения наименьшей защищенности в сфере конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, то названные факторы более существенно влияют на них, чем на других участников рыночного оборота.

Рассматривая поставщиков факторов производства в настоящий период, когда финансовый и экономический кризис достиг своего апогея, проблема получения факторных доходов в виде прибыли, заработной платы, ссудного процента на капитал и ренты становится более злободневной для собственников названных ресурсов. Поэтому для малого предпринимательства в настоящий момент остро стоят вопросы привлечения инвестиций, предоставления средств производства в лизинг, выплаты достойной заработной платы людским ресурсам, высокой арендной платы за предоставление объектов недвижимости.

Учитывая спрос собственников на факторные доходы, субъектам малого предпринимательства очень сложно конкурировать с крупным бизнесом, что в свою очередь требует организации государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе.

Конечные потребители товаров, работ и услуг очень внимательно оценивают качество выпущенной продукции всеми участниками рыночного оборота, поэтому конкурентоспособность рынка товаров, работ и услуг в период расширения экономического торгового пространства после вступления России в ВТО стала для участников товарно-денежных отношений особо важной, а для малого бизнеса особо значимой. Для получения конкурентоспособной продукции малому бизнесу необходимо проводить масштабные операции по внедрению инноваций в производство своей выпускаемой продукции. Названные операции требуют больших капиталовложений, что подчас представляют для субъектов малого предпринимательства большие, а подчас не «подъемные» издержки. В целях создания благоприятной среды в регионе необходимо проводить региональную инвестиционную политику для субъектов малого предпринимательства с включением мероприятий инновационной поддержки в региональные целевые программы.

Третьим и очень серьёзным фактором, влияющим на экономику малого предпринимательства являются конкуренты. Не секрет, что в настоящее время региональные рынки подвержены сильной монополизации, что представляет для малого бизнеса существенную угрозу. В свою очередь в регионах не всегда и в полном объеме проводится антимонопольная политика. Причин этому несколько:

-          коррупция;

-          не отработанные и малоэффективные целевые программы поддержки и развития малого предпринимательства в регионе;

-          не эффективная антидемпинговая политика;

-          слабая инновационная инфраструктура для поддержки малого бизнеса;

-          неэффективная региональная законодательная база.

Органы государственной власти и местного самоуправления наделены полномочиями в законодательном порядке на проведение в регионе определенной экономической политики в соответствии со сложившимися экономическими условиями. Инструментами влияния на создание благоприятной среды в регионе для малого предпринимательства является созданная ими законодательная база, а также разработанные ими целевые программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в регионе.

От того, насколько жестко проводятся мероприятия по развитию и поддержке малого бизнеса в регионе зависит в целом судьба каждого индивидуального предпринимателя или организации, поэтому названный фактор является существенным для малого предпринимательства в регионе.

В связи с тем, что мы живем в настоящее время в информационном обществе, где информация, а конкретнее её полнота, своевременность имеет существенное значение для экономического оборота, роль средств массовой информации для развития предпринимательских отношений в регионе огромна. Информационная инфраструктура развития предпринимательских отношений в регионе должна предусматривать потенциальную возможность обеспечения предпринимателям в получении информационной поддержки для развития бизнеса. При этом информационная инфраструктура должна предусматривать:

-          информацию о перечне мер социальной поддержки предпринимательства в регионе;

-          аналитический обзор состояния регионального рынка, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

-          о государственном и муниципальном имуществе, которое может быть передано в лизинг субъектам малого бизнеса.

Рассмотрев основные факторы прямого воздействия в регионе на ведение предпринимательской деятельности необходимо обратить внимание и на косвенные факторы.

Регион, как подсистема экономической структуры экономики страны имеет свои специфические условия ведения предпринимательской деятельности, а для субъектов малого бизнеса политическая, экономическая, социальная, техническая обстановка в каждом рассматриваемом регионе важна по многим причинам.

Политическая обстановка в стране и в частности в регионе имеет некоторое влияние на построение самого механизма предпринимательской деятельности малого бизнеса. Интересы государственных деятелей на уровне региона и в свою очередь являющиеся представителями партий разного толка косвенно, а в некоторых случаях косвенно отражаются на порядке ведения предпринимательской деятельности малым бизнесом. Не секрет, что развитие экономик многих стран напрямую зависело и зависит от правящих политических партий.

В свою очередь, что касается экономической обстановки в стране, то сложившееся экономические условия в настоящий момент, когда экономика всех стран охвачена финансовым и экономическим кризисом, оказывают на малый бизнес в регионе существенное влияние. Многие вопросы построения экономики в субъектах Российской Федерации напрямую зависят от потенциальных возможностей каждого взятого региона в отдельности построить экономическую региональную систему с включением в неё определенных возможностей экономической поддержки малого предпринимательства, а в частности создания для них благоприятной экономической среды. При построении экономической модели поддержки и развития бизнеса в регионе необходимо предусмотреть все варианты оказания экономической помощи малому бизнесу, в сочетании с правильно построенной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политикой.

Важным фактором, который нельзя не учитывать при оценке развития малого бизнеса в регионе — это социальный фактор. Людские ресурсы как фактор производства, конечные потребители на рынке товаров, работ и услуг и непосредственно сами предприниматели — все это представляет сложную социальную систему, определенный потенциал физического, умственного, духовного развития жителей региона, вследствие которого формируется определенный микроклимат ведения предпринимательской деятельности в регионе. При анализе социальной составляющей необходимо учитывать уровень образования, здоровья, семейное положение, демографическую ситуацию, уровень криминогенной атмосферы в регионе. На региональном уровне недооценивать социальную составляющую, непосредственно участвующую в территориальном, межрегиональном разделении труда нельзя. Не маловажным моментом в развитии малого предпринимательства является степень вовлеченности в экономические отношения всех жителей региона, при этом необходимо определить их уровень мотивации в занятии предпринимательской деятельностью, выявить негативные моменты, препятствующие включению в предпринимательскую деятельность.

Еще немаловажным фактором в развитии предпринимательских отношений, особенно для малого бизнеса, является степень развития экономики региона в техническом аспекте. Названный фактор получил еще большее влияние в связи с усилением на международном рынке конкуренции после вступления России в ВТО. Как правило, самый незащищенный участник рыночных отношений в вопросе технологического или инновационного развития является малый бизнес. Поэтому необходимо в рамках сложившихся экономических отношений в регионах, в связи с вступлением России в ВТО усилить меры государственной поддержки в сфере технического, инновационного обеспечения предпринимателей в целях создания высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, выпускаемой на внутренний и международный рынок субъектами малого предпринимательства. Для этого необходимо уделить большее внимание в создании организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса, в том числе технопарков, технико-внедренческих и научно-производственных зон, оказать содействие в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений и других продуктов интеллектуальной собственности.

Подводя итог краткому анализу основных региональных факторов развития малого бизнеса необходимо отметить важную деталь в механизме государственной поддержки предпринимательства, что от своевременной государственной поддержки малого бизнеса в целом будет зависеть эффективность механизма развития региональной экономики в целом.

Литература:

1.         Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ»О науке и государственной научно-технической политике»;

2.         Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3.         «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1);

4.         «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»/http://www.economy.gov.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle