Библиографическое описание:

Прохорова Е. Н. Пути развития молодых районов города Москвы (на примере Молжаниновского) // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 416-419.

В статье рассматриваются проблемы развития территории Молжаниновского района города Москвы в увязке с проблемами развития присоединенной к городу территории «Новой Москвы». Выявляется спектр схожих проблем в сфере инфраструктуры, транспорта, коммуникаций. В качестве рекомендации по развитию района предложена организация технопарка на территории Молжаниновского района.

Ключевые слова: инновационное развитие, Молжаниновский район, территориальное устройство.

На сегодняшний день Москва занимает 11-е место в рейтинге городов — крупнейших инновационных центров мира по инновационному потенциалу, оцениваемого по таким факторам, как процент затрат от ВВП (ВРП) на НИОКР, исследовательская деятельность вузов, защита прав интеллектуальной собственности, простота открытия новых инновационных компаний, доступность межстранового перемещений исследователей и разработчиков. Задача повышения рейтинга Москвы и преобразование города в инновационную столицу России (своеобразного локомотива роста), которую ставит в настоящее время Правительство Москвы, связана с решением ряда проблем, обусловленных: состоянием среды, обеспечивающей выполнение научных исследований и разработок и вовлечение их результатов в хозяйственный оборот, развитием инновационной инфраструктуры, формированием и реализацией инновационной политики.

Молжаниновский район — один из самых молодых районов Северного административного округа г. Москвы. — 20 лет назад (в 1984 году) территория Молжаниновского района была присоединена к Москве, а 2 марта 1992 года на присоединенной территории был создан Молжаниновский район.

Стоит отметить, что Москва давно расширяется — за счет деревень и городов-спутников области. Последнее серьезное расширение Москвы было в 1960 г., тогда Совмин СССР решил переместить границы Москвы от Малого кольца МЖД к МКАД. Территория города выросла практически в 2 раза. Так, в черту Москвы были включены города: Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово и Тушино, а также рабочие, дачные поселки и сельские населенные пункты Московской области, находящиеся на территории, ограниченной Московской кольцевой автомобильной дорогой. Большинство современных спальных районов было присоединено к Москве еще в советские времена — Митино, Строгино, Очаково, Солнцево, Бутово, Бирюлево, Братеево, Жулебино, Новогиреево, Гольяново и т. д.

С присоединением к Москве более 140 тыс. га территорий между Киевским и Варшавским шоссе, ограниченных Большим кольцом Московской железной дороги (порядка 50 км от МКАД), а также Сколково и Рублево-Архангельское, город получил новые неосвоенные территории.

Также в пользование Москве передано 30 тысяч га леса, входящих в лесопарковый защитный пояс города. Тем самым площадь лесов в столице вырастет в 2,7 раза. Режим их использования будет определяться Москвой совместно с Рослесхозом и в соответствии с Лесным кодексом,

Однако, новое расширение отличается от тех, что были раньше, — впервые к Москве присоединяются не близлежащие города-спутники, а, наоборот, территории, где они практически отсутствуют (кроме Троицка, ни один город не попадет в черту новой Москвы — ни Подольск, ни Климовск). "

Как утверждают власти, основная задача расширения границ столицы заключается в том, чтобы уменьшить плотность населения Москвы, разгрузить транспортные потоки и начать отстраивать территорию, как говорят «с чистого листа». Ведь на уже освоенных территориях, где стоят города, трудно будет сделать планирование новой застройки, не изменив при этом существующую инфраструктуру. Кроме того, строить «новую» Москву в городах-спутниках будет значительно дороже, так как это повлечет больший объем реконструкции существующих объектов.

И действительно, с этой точки зрения все выглядит логично: хорошая транспортная доступность Киевского и Калужского шоссе, большое количество пригодных под застройку земель, позволяют создать новый качественный градостроительный план, направленный на решение проблем транспорта, экологии, жилья, инфраструктуры и социальной среды.

По предварительным прогнозам, к 2025 году население новой Москвы может вырасти с нынешних 230 тыс. до 2,5–3 млн человек. Естественно, что развитие новых территорий требует значительных финансовых вложений, в связи с чем власти Москвы готовы провести корректировку программы «Стимулирование экономической политики» на 2012–2016 гг. Из бюджета Москвы бюджетам присоединяемых территорий предоставят субсидии для их социально-экономического развития, в том числе развития в социальной, транспортной, коммунальной сфере. В самом большом масштабе, который существует, размер субсидий может составить 2,2 % от расходной части бюджета столицы — порядка 30–35 млрд. рублей.

Власти заверяют, что изъятие у граждан земель под застройку на территориях, присоединяемых к Москве, будет проводиться со всеми причитающимися компенсациями и по рыночной стоимости. Те земли, которые в настоящее время на территории пока еще Московской области имеют статус земель сельхозназначения, будут переведены в категорию земель населенных пунктов. При этом, вид разрешенного использования земель, которые станут территорией Москвы, будет определяться в соответствии с градостроительным кодексом и интересами города. Аналогичные проблемы стоят и в Молжаниновском районе.

Не смотря на все сказанное, на сегодняшний день достаточно сложно прогнозировать, как по факту будет происходить развитие присоединенных к Москве территорий. В среднесрочной перспективе, при устойчивом инвестиционном климате, присоединение территорий будет способствовать формированию новых кластеров, привлекательных как для инвесторов, так и для покупателей.

«Строительство на присоединенных территориях будет вестись с соблюдением главного принципа — среда обитания должна быть комфортной. Уже прошел конкурс на развитие столичной агломерации. Девять зарубежных проектных компаний предложили свои концепции. Они будут учтены при корректировке Генплана и разработке территориальных схем». Предполагается, что жилье будет строиться по принципу «низкой плотности» — коттеджи, таунхаусы, и «низкой этажности» — до 9–10 этажей. Уже введено в эксплуатацию 1 млн. 700 тыс. кв. м недвижимости, в том числе 1 млн. кв. м жилья. Эксплуатация остальных 700 тыс. кв. м нежилой площади позволит организовать порядка 30 тыс. рабочих мест.

Запланировано 12 «точек роста». Это места, в которых расположится вся необходимая инфраструктура как для досуга и для занятий спортом, так и для осуществления покупок. Кроме того, они станут местами концентрации рабочей силы и будут привлекать в первую очередь тех, кто проживает вблизи от данного центра.

В обязательном порядке будут предусмотрены объекты социальной сферы: детсады, школы, поликлиники, магазины и т. д. Более 10 млрд. рублей из адресной инвестиционной программы (АИП) будет направлено на строительство социальных объектов: школ, детсадов, поликлиник, объектов культуры. В ближайшее время будут введены в строй шесть поликлиник, причем четыре из них построены за счет АИП, а две — за счет средств инвесторов. За три ближайших года планируется построить 30 социальных объектов из средств АИП, и еще 50 — за счет инвесторов. Итого общими усилиями будет возведено не менее 100 социальных объектов.

Основные задачи при новом проектировании — выравнивание территориальных схем. Ведь теперь в столице появились городские поселения, садовые товарищества. Еще один немаловажный принцип развития территории — сохранение зеленой зоны.

Предусмотрено строительство современного транспортного каркаса, включающего метро, железную дорогу, автомобильный, общественный, рельсовый транспорт, предполагается соединить аэропорты Внуково и Домодедово. В рамках адресной инвестиционной программы выделено более 50 млрд. рублей на строительство новой ветки метро, 14 участков дорог, соединяющих шоссе.

Уже введено 6 новых маршрутов общественного транспорта. Департамент транспорта города ждет от префектур предложений по организации и развитию транспортной системы. За год на 30 процентов увеличилось количество подвижного состава, в том числе предназначенного для дальних поездок и нужд маломобильных пассажиров. При этом пассажиропоток вырос лишь на 5 процентов. В 2013 году приобретено 120 новых автобусов. Планируется открыть железнодорожную станцию Новопеределкино.

Молжаниновский район уникален не только по своим расположению и составу, но и по существующим проблемам. В него включены восточная часть пос. Новоподрезково и восемь деревень: Бурцево, Верескино, Филино, Новодмитровка, Новоселки, Молжаниновка, Мелькисарово, Черкизово. История некоторых деревень насчитывает не одно столетие.

При этом Молжаниновский — один из немногих районов, пригодных для массовой застройки. Благодаря введению жилого массива Куркино в районе начали активно прокладывать городские инженерные сети, а наличие таких транспортных магистралей как Ленинградское и Международное шоссе обеспечивает достаточно высокий уровень доступности.

Однако основным толчком в развитии района должен послужить проект «Пром Сити Москва-Север», который еще в 2001 году Мосгордума инициировала, а правительство города — утвердило. Согласно этому проекту в Молжаниново будет построен Научно-технический центр развития нанотехнологий, другие современные производства. Местные чиновники и проектировщики надеются, что наряду со строительством наукоемких и экологически-чистых предприятий в районе начнется и «жилищный бум».

По крайней мере, запланировано строительство 1,2 миллионов квадратных метров жилья. За ними подтянутся и объекты инфраструктуры: больницы, школы, детсады и аптеки, которые сейчас представлены в районе чуть ли не в зачаточном состоянии (по 1 объекту каждого вида).

Отличительной чертой этого района является замечательная экологическая обстановка. На территории Молжаниновского района находится 28 водоемов. Плюс — обилие лесопарковых зон и даже наличие потенциальной особо охраняемой природной территории регионального значения (Филинского верхового болота, места обитания ряда птиц и животных, занесенных в Красную книгу Москвы).

Одной из составляющих активизации инновационной деятельности в Москве является наличие развитой инновационной инфраструктуры, способствующей реализации инновационных проектов в приоритетных для города направлениях, оказывающей поддержку в коммерциализации результатов НИОКР. К числу таких организаций относятся различного рода технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, центры коллективного пользования уникальным оборудованием, центры трансфера технологий, организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для инновационной сферы и др. По моему мнению, на территории Молжаниновского района можно организовать технопарк, который станет отправной точкой для равзития района.

Несмотря на наличие в Москве многочисленных организаций инновационной инфраструктуры, созданных в том числе при поддержке Правительства Москвы, существуют проблемы оценки их вклада в создание единой инновационной системы в городе, так как зачастую «вывеска» организации не соответствует ее практической деятельности и назначению. В настоящее время в Москве реально функционируют более 20 технопарков, около 30 Центров коллективного пользования, созданных на базе вузов и институтов РАН, обеспечивающих выполнение НИОКР на современном уровне. Предприняты первые шаги в формировании территорий инновационного развития, особых экономических зон технико-внедренческого типа и пр.

Основные проблемы в создании и развитии организаций инновационной инфраструктуры заключается в несовершенстве законодательной базы и организационно-экономического механизма взаимодействия участников инновационного процесса. Развитие инновационной деятельности наталкивается на административные барьеры, обусловленные как недостатками нормативной правовой базы, так и несоблюдением ее отдельных положений. Имеется нестыковка отдельных нормативных актов и неоднозначность трактовки отдельных их положений, а также чрезмерная бюрократизация в инновационной сфере.

На основе анализа состояния инновационного развития города Москвы, а также в соответствии с приоритетами государственной политики в инновационной сфере, предлагается следующая система приоритетов инновационной политики города Москвы на территории Молжаниновского района:

-          Обеспечение стабильного роста на территории района числа инновационно-активных организаций, включая организации малого бизнеса, рост объемов выпуска инновационной продукции в системе экономики города;

-          Формирование инновационной системы на основе развития инфраструктуры инновационной деятельности в области выполнения научных исследований и разработок, продвижения инновационной продукции на рынок, обеспечения предпринимательской деятельности в инновационной сфере, включая привлечение инвестиций, подготовку кадров и др.;

-          Содействие опережающему развитию высокотехнологичных секторов экономики города, в том числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

-          Развитие внутренних, межрегиональных и международных устойчивых кооперационных для повышения эффективности инновационного процесса, включая осуществление проектов формирования инновационных высокотехнологичных кластеров и других центров инновационного развития, выхода на глобальные рынки и пр.;

-          Создание благоприятной деловой среды для развития инновационной деятельности, включая снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства, развитие конкурентных рынков товаров и услуг, совершенствования нормативной правовой базы инновационной деятельности.

Основной целью программы развития инновационной деятельности на очередной среднесрочный период должно стать ускоренное инновационное развитие экономики Москвы за счет создания и эффективного вовлечения в экономический оборот результатов инновационной деятельности.

Литература:

1.       Распоряжение Мэра от 2 марта 1992 г. № 58-РМ «Об образовании муниципального округа „Молжаниновский“»

2.       Закон «О территориальном делении города Москвы» № 13–47 от 5 июля 1995 г. Статья 2.

3.       Проект постановления Московской городской Думы «Об утверждении Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью». Сопроводительное слово и картографическое описание. Официальный сервер Московской городской Думы. Проверено 10 июля 2011.

4.       Огилько И. Плюс один процент получит Москва к своей территории после переноса границ. // Российская газета, 06.07.2011

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle