Библиографическое описание:

Бородина А. Ю. Универсальная электронная карта как инструмент в борьбе с коррупцией // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 205-208.

В статье рассматривается проблема коррупции при получении государственных услуг, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием универсальной электронной карты, и дается обоснование применения универсальной электронной карты как инструмента в борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: государственные услуги, электронные услуги, универсальная электронная карта.

The article considers the problem of corruption in obtaining public services, the provision of public and municipal services in electronic form using the universal electronic card, and provides a justification for the use of universal electronic card as a tool in the fight against corruption.

Keywords: government services, e-services, the universal electronic card.

Как минимум один раз в жизни каждый гражданин Российской Федерации в возрасте 18 лет и старше получал государственную или муниципальную услугу. Это услуги налоговой службы, миграционной службы, ГИБДД, Пенсионного фонда, органов ЗАГС.

Одной из важнейших качественных характеристик государственных услуг является их доступность. При получении государственной или муниципальной услуги, например, регистрация автомобиля или получение паспорта, граждане сталкиваются с бумажной волокитой, коррупцией и некомпетентностью государственных служащих. Недостаточный уровень доступности государственной или муниципальной услуги может создать существенные трудности для граждан, вплоть до фактической невозможности получения государственной услуги.

Труднодоступные государственные услуги являются сильным коррупционным фактором, поскольку стимулируют создание рынка разнообразных посреднических услуг, связанных с содействием в их получении.

Идеально доступная услуга позволяет любому гражданину (независимо от возраста, уровня достатка и образования) в удобное время в удобном месте (удаленно, дома или на работе) получить необходимый результат при минимальной затрате времени и усилий.

Принятый в 2010 году Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ) является первым законодательным актом в отечественной нормативной правовой базе, направленным, прежде всего, на обеспечение прав граждан при обращении в государственные и муниципальные органы. Указанный закон вносит изменения в традиционные механизмы сферы государственных услуг и принципиально меняет подход к оказанию таких услуг. Законодательно установлены обязательства государственных и муниципальных органов перед гражданами и ответственность должностных лиц за нарушение порядка оказания услуг, упрощение и ускорение административных процессов, уменьшение количества операций, организация межведомственного взаимодействия, увеличение степени доступности государственных услуг, переход к предоставлению услуг в электронном виде. [1]

Создание системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе перевод указанных услуг в электронный вид — одно из направлений административной реформы, проводимой в стране. [2]

Тенденции доступности получения гражданами услуг во многом определяются наличием каналов предоставления услуг. Одним из современных и доступных способов получения услуг в условиях информационного общества является предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Федеральный закон № 210-ФЗ обязывает органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законодательно. Таким образом, создается законодательная база для перевода государственных услуг в электронную форму. Однако, возможность предоставления услуг в иных традиционных формах, в том числе личное обращение, не исключается. Способ предоставления услуги осуществляется по выбору заявителя.

Перевод государственных услуг в электронный вид — один из эффективных инструментов борьбы с коррупцией, так как обмен документами в рамках предоставления услуг осуществляется в электронной форме, без личного контакта чиновника с гражданином. Развитие системы электронного оказания государственных услуг, безусловно, позволит уменьшить количество случаев недобросовестного поведения чиновников и понуждения граждан к коррупционной заинтересованности.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ чиновники не вправе требовать от заявителя документы, имеющиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях теперь предусмотрена ответственность за нарушения законодательства в сфере государственных услуг. В частности, чиновник будет платить штраф, если он все-таки решил потребовать документы, не указанные в административном регламенте предоставления услуги. Предусмотрена ответственность и в том случае, если по вине чиновника происходит задержка в принятии решения по обращению гражданина.

Таким образом, сегодня на законодательном уровне создан не только прозрачный механизм получения услуги от государства, но и инструмент контроля над чиновником. Введение подобных законодательных норм создает реальные предпосылки для изменения самого формата взаимодействия граждан и государства.

Предоставление государственных услуг в электронном виде способствует повышению их качества и доступности. При этом снижаются временные, организационные и денежные издержки для граждан на получение государственных услуг и повышается эффективность и прозрачность деятельности органов исполнительной власти при исполнении государственных полномочий. [3]

Одним из ключевых направлений в рамках перевода оказания услуг в электронный вид является универсальная электронная карта (далее — УЭК). Внедрение УЭК на территории Российской Федерации предусмотрено главой 6 Федерального закона № 210-ФЗ. «Универсальная электронная карта» является одним из крупнейших государственных проектов России в сфере информационных технологий и реализуется под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации и других уполномоченных органов.

Главная цель внедрения УЭК — улучшение условий жизни граждан при применении новых информационных технологий, так называемых «дистанционных технологий» не только в тех сферах, в которых они уже применяются, но и в других, где еще предстоит доказать свое превосходство над традиционными способами решения и выполнения необходимых задач.

Планировалось, что первые универсальные карты начнут выдавать россиянам в 2012 году в заявительном порядке, а с 2014 года в уведомительном. Но Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок начала выдачи карт перенесен на 1 января 2013 года. Перенос сроков запуска проекта УЭК был связан с задержками при переходе на электронное межведомственное взаимодействие, а также с недостаточно развитой инфраструктурой ряда регионов. При этом законодательно субъектами Российской Федерации может быть установлен иной, более ранний срок выдачи УЭК.

УЭК представляет собой материальный носитель, на котором в визуальной и электронной формах зафиксирована информация о пользователе карты в объеме, определенном российским законодательством. Карта УЭК обеспечивает идентификацию ее держателя для получения им доступа к государственным и муниципальным услугам и услугам иных организаций, получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования, обязательного пенсионного страхования, получение банковских услуг.

На УЭК должна размещаться электронная подпись гражданина, позволяющая выполнять все юридически значимые действия в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Субъект Российской Федерации обязан обеспечить размещение электронной подписи на УЭК, однако такое размещение производится на основании личного заявления пользователя карты.

Совмещение на одной карте идентификационных и платежных функций придают ей универсальность и многофункциональность, а карта УЭК выступает ключом доступа к широкому спектру электронных услуг и сервисов — государственных, муниципальных и коммерческих.

С помощью УЭК граждане смогут получать услуги в системах медицинского и пенсионного страхования, банковские услуги и другие, например транспортные и образовательные услуги. Карта выступает электронным ключом-идентификатором, который сочетает в себе документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, платежную банковскую карту и удостоверяет права на получение иных государственных и муниципальных услуг. [4]

Предоставление государственных услуг в электронном виде с использованием универсальной электронной карты, безусловно, является одним из способов борьбы с коррупцией.

Во-первых, использование универсальной электронной карты способствует повышению качества, скорости и прозрачности взаимодействия граждан с государственными органами власти и учреждениями при получении информации или услуг. УЭК позволяет сэкономить время (на поездках, ожиданиях в очереди и заполнении документов), ускорить получение услуг, исключить личный контакт с представителем ведомства, оказывающего услугу (один из наиболее распространенных факторов коррупционной составляющей), получать услуги в удобном месте через сеть каналов обслуживания УЭК (терминалы, инфоматы, карт-ридеры) [4]. Таким образом, повышается уровень прозрачности в отношениях между гражданами и государством, снижается количество необходимых визитов в различные бюрократические структуры, и соответственно становится меньше поле для маневра коррупционерам.

Второй аспект рассмотрения УЭК в качестве инструмента борьбы с коррупцией — это использование универсальной электронной карты как платежного средства при проведении безналичных расчетов. Создание возможностей удобной оплаты при получении государственных услуг является одним из приоритетов, поскольку граждане часто вынуждены тратить дополнительное время для осуществления оплаты. Получение гражданами услуг в электронной форме подразумевает необходимость обеспечить дистанционную оплату услуг, что возможно в первую очередь с помощью развитой банковской инфраструктуры, в том числе с использованием универсальной электронной карты. На базе УЭК реализуется российская платежная система «универсальная электронная карта». Электронное банковское приложение УЭК позволяет осуществлять банковские операции в платежной системе «Универсальная электронная карта» и использовать карту УЭК как полноценный платежный инструмент на территории Российской Федерации для оплаты государственных и муниципальных услуг, товаров и услуг в торгово-сервисных предприятиях и сети Интернет. Банковское приложение позволяет пользоваться УЭК как банковской картой: совершать покупки, оплачивать товары и услуги в магазинах, госпошлины, налоги, совершать другие платежи в безналичной форме.

По данным федеральной уполномоченной организации ОАО «Универсальная электронная карта», подано около 120 тыс. заявлений на получение карты УЭК, выдано около 90 тыс. карт (на сентябрь 2013 года). [5] Банковское приложение УЭК активируется исключительно по желанию заявителя. Однако по факту получения карты граждане смогут сразу же активировать и использовать банковское приложение. До конца 2013 года в федеральной уполномоченной организации рассчитывают выдать более 2 млн. универсальных электронных карт, а потенциальная аудитория пользователей банковского приложения, при условии обязательной выдачи УЭК, составит порядка 100 млн. человек.

Безналичный расчет — один из способов ограничения коррупции. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно в борьбе с коррупцией.

Однако, при перспективности в России такого нововведения как УЭК, стоит отметить некоторые проблемы, не позволяющие полноценно использовать этот универсальный инструмент.

По состоянию на ноябрь 2013 года количество выданных УЭК составило 160 тыс. карт, то есть УЭК получил лишь каждый десятитысячный гражданин. [6]

Основными проблемами являются сферы применения и обслуживания УЭК. Удобство и возможность ее использования в повседневной жизни — ключевые аспекты, побуждающие гражданина стать владельцем карты.

Декларируемые сферы применения универсальной электронной карты не соответствуют реалиям ее использования. Например, одним из приложений УЭК, которое могло бы способствовать значительному росту популярности карты, является медицинское приложение.

Здесь в первую очередь отмечается неготовность инфраструктуры медучреждений к переходу на новые методы работы. Для использования УЭК в медицинских учреждениях должно быть установлено соответствующее считывающее устройство, интегрированное с медицинской информационной системой. При этом внедрение медицинских информационных систем еще не закончено, что сдерживает процесс их интеграции с универсальной электронной картой. Существует и целый ряд организационных сложностей, связанных с обеспечением взаимодействия УЭК с территориальными страховыми медицинскими компаниями. [7]

Вторая проблема внедрения УЭК состоит в том, что различные слои населения выступают против УЭК, пропагандируя на сайтах в сети интернет универсальную электронную карту как систему тотального контроля и чипирования населения. Такая информация привлекает внимание граждан, не достаточно информированных о возможностях и преимуществах универсальной электронной карты. Главной целью УЭК является предоставление населению удобной возможности получения государственных услуг. Поэтому популяризация преимуществ универсальной электронной карты — неотъемлемая часть проекта УЭК.

Подводя итог, отметим, что переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде существенно повышает их доступность, снижает коррупционные риски, сокращает временные и финансовые затраты государства и граждан. Универсальная электронная карта выступает одним из инструментов получения государственных услуг в электронном виде. При этом использование УЭК исключает ряд бюрократических взаимодействий, личных столкновений с чиновниками. Сочетание идентификационной и платежной составляющей универсальной электронной карты делает ее широко функциональной. Электронное банковское приложение УЭК обеспечивает возможность оплаты государственных и муниципальных услуг, услуг коммерческих организаций, совершения других платежных операций в безналичной форме.

Безусловно, сегодня в сфере предоставления государственных услуг уже сделаны значительные шаги в искоренении коррумпированности и взяточничества. Получая услуги в электронном виде, пропагандируется борьба с коррупцией, а УЭК становится удобным инструментом получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде и призвана упростить бюрократические процедуры, повысить качество и доступность услуг. Однако универсальная электронная карта это лишь один из инструментов. Для кардинальных изменений в этом направлении необходимо создать такие условия, при которых поступить «правильно» будет легче и проще, чем попытаться воспользоваться должностным положением.

Литература:

1.   Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс»

2.   Государственные услуги [Электронный ресурс]. URL: http://ar.gov.ru/gos_uslugi_03_o_napravlenii/ (дата обращения: 29.11.2013).

3.   Услуги в электронном виде [Электронный ресурс]. URL: http://ar.gov.ru/gos_uslugi_03_uslugi_v_electronnom_vide/ (дата обращения: 29.11.2013)

4.   Что такое УЭК [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecard.ru/for-citizens/what-is-uec/ (дата обращения: 29.11.2013).

5.   УЭК: принято 120000 заявлений, изготовлено 90000 карт [Электронный ресурс]. URL: http://uec.cnews.ru/top/2013/09/13/uek_prinyato_120_000_zayavleniy_izgotovleno_90_000_kart_542961 (дата обращения: 29.11.2013).

6.   Правительство требует от регионов развития УЭК [Электронный ресурс]. URL: http://uec.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/11/20/550464 (дата обращения: 29.11.2013).

7.   Приложения УЭК: список расширяется [Электронный ресурс]. URL: http://uec.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/08/19/539174 (дата обращения: 29.11.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle