Библиографическое описание:

Элибаева Л. С. Народная педагогика — основа формирование личности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 595-597.

Народное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю историю.

Национальность — это социальный фактор, результат воспитательного влияния родителей и социального окружения. На ребенка с первых дней существования воздействует среда и, прежде всего, конкретные приемы ухода за младенцем в каждом данном обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже — обучения ходьбе, речи, навыкам гигиены и др. Эти уроки раннего детства налагают свой отпечаток на личность человека на всю жизнь. Так как в среде каждого народа приемы ухода за ребенком в принципе одинаковы (но между разными народами в этом отношении имеются различия), то члены каждого общества имеют многие общие свойства личности, но зато нормы личности в каждом обществе различаются между собой.

Мудрость народа в области воспитания детей постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика». Это отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта народа, который производится в доминирующих среди народа взглядах на цели и задачи воспитания в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. На основе массива знаний определенной этнической общности о воспитании молодого поколения возникла этнопедагогика. Узбекская этнопедагогика имеет давние и могучие корни.

В рамках узбекской этнопедагогики выделяются следующие факторы:

знать и следовать заветы предков; соблюдать законы жизни; уважать свою родословную; изучать историю и культуру своего народа; любить и знать родной язык;

уважать родителей, родственников, других людей; дорожить родным национальным средой; быть верным народным традициям, обычаям, обрядам; уважать национальные символы; выявлять гуманизм, порядочность, милосердие, совестливость, ответственность, обязательность, толерантность; выявлять трудолюбие.

Основой этнопедагогики является национальное воспитание, ибо оно исповедует одну и ту же цель — воспитать национально сознательную личность, гражданина, который бы дорожил национальными и общечеловеческими ценностями и святынями, глубоко познал бы их и уважал. В нынешних условиях, когда, с одной стороны, утверждаются процесс демократизации узбекского общества, возрождение национальных основ воспитания молодого поколения, но с другой — на подрастающие поколение активно влияет засилье чуждой массовой культуры из вне, кардинальным является вопрос возрождения, актуализации идеи народности воспитания. У каждого народа своя особая национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народов в деле воспитания является драгоценной наследием для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Каждый народ должен иметь прочный фундамент нравственно-духовных ценностей, стержнем которого должна быть своеобразная генетическая память народной педагогики. Где же зафиксированы эти достояния народной педагогики? В древности, когда не было письменности, они передавались из уст в уста от старших к младшим поколениям. И лишь позже этот опыт был зафиксирован в письменных памятниках. Достояние народной педагогики хранятся в народных сказках и рассказах, легендах и балладах, песнях, пословицах и поговорках, обычных обрядах, скороговорки и загадках, народных танцах и гуляниях, играх и забавах, народных праздниках и прикладного искусства.

Уже в древних назидательных текстов и рукописей наших предков как «Авеста», «Девони луготит турк», «Хиббатул хакойик», «Кобуснома» в устном народном творчестве «Гуругли», «Алпомиш», особенно в сказках, пословицах и поговорках, утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество — Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества.

Народная педагогика уделяет особое внимание патриотическому, нравственному, умственному, физическому, половому, трудовому и предпринимательскому воспитанию, сформировав у молодого поколения такие человеческие качества, как правдивость, доброта, человеколюбие:”Юношу добромыслящего, благоговорящего, добродеятельного, доброверующего, праведного, стража Аши почитаем мы” или “Подай мне, о Огонь, сын Ахура Мазды, быстрое благополучие, быструю защиту, быстрые блага жизни, обширное благополучие, обширную защиту, обширные блага жизни, мудрость, святость, подвижность языка, после для души в сознании разум величайший, величественный, устойчивый. После отвагу мужей, твердость ног, неусыпность, быстроту подъема с ложа, бодрость, сытое потомство, направление в пахоте, председательство на собраниях, сильное телосложение, искусность, освобождение от пут, добрый рассудок, что приведет к процветанию мой дом, мое селение, мою область, мою страну и управление страной”.

Смысл народной педагогики — укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге — осознание принадлежности к своим корням.

Следовательно, этнопедагогика как наука о народной педагогике должен решать следующие задачи:

-          всесторонне изучать опыт народа в области воспитания;

-          актуализировать достояние народа в области воспитания с учетом особенностей социального развития общества;

-          определять пути и средства эффективного использования достижений народной педагогики в системе национального воспитания;

Таким образом, народная педагогика — это неисчерпаемый источник мудрости определенного этнического социума в деле воспитания молодого поколения.

Литература:

1.     Авеста. Хордэ Авеста (Младшая Авеста) / Подготовка авестийского текста, перевод, предисловие, комментарий М. В. Чистякова. — СПб., 2005.с-81

2.     «Авесто».Тарихий-адабий ёдгорлик. А. Маҳкам таржимаси –Т.: Шарқ нашриёти- матбаа концерни. 2001.б-90

3.     Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие — М.: Изд. центр «Академия», 1999, 263с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle