Библиографическое описание:

Черепова К. Г. Использование инновационной технологии потоковой обработки действий GTD на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 590-592.

Ключевые слова: облачное пространство, интегрированный документ, GTD (Getting Things Done), сервисEvernote.

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь, или пустяками?

А. П. Чехов

С 1 сентября 2011–2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее запросам личности и современного общества.

Перед образовательной системой поставлена новая задача, которая заключается в формировании и развитии мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, коррелирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника современными методиками и технологиями, а современные школьники — это поколение, отличающееся от учителей способами восприятия и отношения к действительности. Виртуальный мир ученика на много шире и сложнее, чем был ранее [2,c.16]. Современные гаджеты и их программное обеспечение находят свое отражение и в построении информационной среды учащегося. Мобильные телефоны становятся основным устройством обменом данных.

Современный обмен данных — это передача информации от одного объекта другому. В классической компьютерной технологии под обменом данными часто понимали процесс ввода и вывода данных между оперативной памятью и периферийными устройствами.

С появлением операционной системы Microsoft Windows под обменом данными стали понимать передачу данных от одного объекта к другому объекту. В результате этого процесса объекты могут изменяться, а также могут создаваться новые объекты, образующиеся из одного или нескольких существующих объектов. Такими объектами могли быть приложения, папки, документы, а передаваемыми данными — фрагменты документов, документы, файлы, папки, т. е. также объекты среды Windows [1, с.27].

Вследствие обмена данными между открытыми приложениями создаются составные (интегрированные) документы, собранные из фрагментов, сформированных в разных приложениях.

Составной (интегрированный) документ — это документ, в котором связанные между собой фрагменты имеют разные типы и создавались в разных приложениях или программах. Чаще всего в рамках образовательной деятельности учителя и ученики создают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint. В ходе создания которой часто используют заготовки, выполненные в текстовом редакторе Word, а также графического изображения, созданного в графическом редакторе Paint, или таблицу из редактора Excel. В результате получится интегрированный документ, включающий данные разного типа, созданные в разных приложениях. Однако, создание подобного интегрированного документа достаточно длительное. Особенно, если в качестве иллюстраций используются авторские фотографии, которые перед этим надо отредактировать и уменьшить объем до минимума. Запуск большого количества приложений несет затраты по времени и снижение скорости работы ПК, а синхронизация работы приложений вызывает затруднения у школьников начальных классов [4,c.60].

Развитие технологий заставляет пересмотреть данный подход. Интегрированные документы теперь можно создавать проще и быстрее, используя виртуальные сервисы и новые программные продукты.

Первой инновацией в сфере образования является использование облачных пространств в образовательном процессе.

Облачное хранилище данных (англ. cloud storage) — модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. Данные хранятся и обрабатываются в так называемом облаке, которое представляет собой, с точки зрения клиента, один большой виртуальный сервер. Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически, вплоть до расположения на разных континентах.

Таким образом, нет необходимости использовать внешние носители информации для передачи учебных презентаций или учебного модуля. Достаточно материал разместить в облачном пространстве и открыть ссылку на него. Ограничения по объему составляют максимум 20ГБ. Однако, данного объема достаточно в рамках учебного процесса. Использовать ресурсов облачного пространства также возможно и при дистанционном обучении. Ученикам не надо приходить в школу или встречаться с преподавателем для получения знаний, достаточно скачать файл и позже обсудить его через он-лайн связь. Скорость скачивания большого файла из почты на много медленнее, чем через облачное пространство, что позволяет ученику экономить время на данный процесс.

Возможности синхронизации различных устройств через облачные пространства и сетевые ресурсы не только ускоряют процесс передачи информации, но позволяет регулировать уровень доступа к ней при использовании различных гаджетов.

GTD (Getting Things Done) — это технология потоковой обработки действий с целью достижения максимальной личной продуктивности на основе уменьшения количества этапов и упорядочения элементов внутренней и внешней информационной модели.

Основными особенностями GTD технологий в сфере образования являются:

-          все данные хранятся только в интернете, как правило, на бесплатных сервисах Google (еще Dropbox, Evernote и т. д.), что позволяет учащимся иметь доступ к данным ресурсам через мобильные гаджеты, планшеты, нетбуки и т. д.

-          все вносимые данные либо непосредственно попадают в интернет, либо автоматически синхронизируются и раздаются индивидуально на каждый адрес. Таким образом, достигается уникальный подход к каждому ребенку, в независимости есть ли у него дома ПК или нет, достаточно мобильного современного телефона.

-          в любой момент времени имеющиеся на данный момент технические средства позволяют вести полнофункциональную работу в произвольной области, и упрощает технологию создания интегрированного документа, а также возможность передачи данных.

Исчезает необходимость во флешкартах и синхронизации версий ПО при сдаче индивидуальных проектов и заданий. Каждый учащийся становится действительно активным участником образовательного процесса.

Таким образом, «включенный» учащийся обладает набором мобильных и стационарных компьютерных устройств, постоянно интегрированных в информационную среду посредством онлайновых распределенных сервисов сети интернет и автоматической синхронизации.

Ученик и учитель постоянно использует все информационные каналы (мобильнаясвязь, мгновенные сообщения, медиа, доступ к файлам, системе управления заданиями и т. д.), которые синхронизируются автоматически и только с онлайновыми сервисами, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Наиболее популярным среди подростков и универсальным считается сервис Evernote, который является веб-сервисом и набором программного обеспечения для создания и хранения заметок. В качестве заметки может выступать фрагмент форматированного текста, веб-страница целиком, фотография, аудиофайл или рукописная запись. Заметки могут также содержать вложения с файлами другого типа. Заметки можно сортировать по блокнотам, присваивать им метки, редактировать и экспортировать.

Сервис Evernote поддерживает несколько компьютерных и мобильных платформ, включая OS X, iOS, Chrome OS, Android, Microsoft Windows, Windows Phone, BlackBerry и webOS, а также предлагает онлайн-синхронизацию и резервное копирование

Рассмотрим пример использования сервиса Evernote и технологии GTD на уроках информатики.

Данный сервис обладает следующими достоинствами:

1.         Кроссплатформенный (можно подключать с любого мобильного телефона) и доступный WEB-интерфейс (открывается в браузере стационарного компьютера).

2.         Автоматически синхронизируется с онлайновым облачным пространством с открытой URL-адресацией, что позволяет установить передачу данными по типу от одного к каждому, что является удобном в процессе организации тестовой или проектной работы.

3.         Позволяет создавать заметки в виде звуковых файлов, фотографий, текстов в едином интегрированном документе, небольшого объема и хранить в памяти телефона или на доступном облачном пространстве.

Сервис Evernote также удобен и учителю, так как это удобный инструмент, приспособленный для фиксирования входящего потока информации. Его использовать на много проще и быстрее, чем электронный ящик на стационарном ПК. Программное обеспечение является лицензионным и бесплатно-распространяемым, таким образом, школы не несет финансовых затрат при его установки и эксплуатации, в отличие от пакета прикладных программ от Microsoft Windows.

Использование сервиса Evernote интуитивно понятно. Перед тем как использовать данный сервис необходимо создать себе аккаунт и поставить «клиент» на мобильное устройство или ПК.

В качестве первого задания учащимся можно предложить создание 4 блокнотов в Evernote.

-        INBOX,

-        ЛИЧНЫЙ,

-        ПУБЛИЧНЫЙ,

-        ДНЕВНИК.

Статус публичного блокнота – это общий доступ, все остальные относятся к категории частных. В INBOX учащимся было предложено занести информацию в виде фотографий, текстов, голосовых заметок о научном проекте. Фотографии, и аудио-тексты можно создавать непосредственно мобильным устройством.

В блокноте ЛИЧНЫЙ было предложено поместить заметки, которые учащиеся не хотят публиковать в интернет.

В блокноте ПУБЛИЧНЫЙ сохранить учебные материалы, на которые учитель дал ссылки, и индивидуальные задания.

Блокнот ДНЕВНИК может быть выделен для хранения информации о достижениях учащегося.

Учащимися в ходе данного экспериментального урока было отмечено, что создание интегрированного документа с помощью данного сервиса практичнее и актуальнее, чем в среде Windows. Документы «весят» меньше, доступ к ним быстрее, и редактировать их проще. Можно синхронизировать с домашним компьютером и дома детально прорабатывать каждый в отдельности. Есть возможность организации обратной связи с учителем.

Таким образом, внедрение в систему обучения технологии GTD и новые i-методики позволит упростить доступ к информационному пространству каждому ученики, повысить эффективность дистанционного обучения, уделить особое внимание развитию творческих способностей каждого учащегося в отдельности и реализовать индивидуальный подход [3,c.17].

Литература:

1.                  Баскаев Р. В режиме инновационного развития//Учитель.-2005.-№ 5.-с.25–31

2.                  Заславская О. В. Инновации в сфере воспитывающего обучения…//Завуч.-2008.-№ 2.-с.16

3.                  Инновация — определить норму// Управление школой.-2008.-№ 22.-с.15–27

4.                  Куклев В. А. Мобильное обучение как педагогическая инновация// Стандарты и мониторинг.-2008.-№ 1.-с.60

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle