Труд как фактор социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Н. Н. Труд как фактор социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями / Н. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 531-532. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8617/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассмотрен спектр социальной реабилитации детей с приобщением к традициям лоскутного шитья, творческого развития личности.

Ключевые слова:труд, реабилитация, включение в общество.

The article discusses the spectrum of social rehabilitation of children with familiarizing to the traditions of patchwork and creative development of the individual.

Keywords: work, rehabilitation, patchwork, the development of fine motor skills, perception of beauty, social inclusion.

В современных условиях развития системы специального образования включение детей с особыми образовательными потребностями в трудовую деятельность является одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни. Труд Э.Сегеном рассматривается как средство физического, умственного и нравственного воспитания, Ж. Демором как средство активизации учебной деятельности.

Видный ученый В. П. Кащенко считал труд средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности. А. Н. Граборов отмечал, что труд способствует развитию восприятия, мышления и является основным средством коррекции познавательной деятельности, решая основную задачу профессиональной подготовки детей с особыми образовательными потребностями.

Исследования М. С. Певзнер и В. И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7–8 годах обучения [1, с 27]. По данным исследованиям И.А Грошенкова нарушение моторики у умственно отсталых учащихся при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это спосoбствует к развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности [2, с. 50]. Определение путей коррекционной работы по трудовому обучению посредством применения лоскутной мозаики для детей с нарушением интеллекта имеет огромное значение.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 4 г. Якутска. В 2012–2013 учебном году в школе обучаются 182 учащихся, из них 30 учащихся — на надомном обучении. Миссия школы: «Создание для детей с особыми образовательными потребностями оптимальных условий обучения, воспитания, трудовой подготовки с целью успешной социализации и адаптации их в жизни».

Это дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, синдромом Дауна, дети с расстройствами аутистического спектра Данная категория детей испытывает трудности в подборе оттенков цвета, чувства ритма и пространства, чувственное восприятие, связующее звено древнего ремесла с современным народным творчеством, но при умелом корригирующем подходе к учащимся, они могут освоить этот вид деятельности. Ведь шитье из лоскутных разноцветных тканей является одним из древних ремесел у многих народов. Именно ручной способ шитья развивает мелкую моторику деятельности рук, расширяет двигательную траекторию мыслительной деятельности учащихся, осмысление цветовых гамм тканей, быть не только созерцателем, но и творцом большой работы по лоскутной мозаике.

Успехи учащихся радуют родителей, они гордятся работами своих детей на городских выставках декоративно-прикладного искусства. Инновационная модель по шитью из лоскутных тканей заинтересовало специалистов, работающих с особыми детьми. Данная модель актуальна по содержанию, по практической направленности в вопросах воспитания и обучения: она лучший помощник в реализации программы семейной экономики, так как вовлечены все члены семьи в процесс многогранной деятельности; модель способствует творческой деятельности человека и носит динамический характер. Подбирая кусочки тканей по цвету, составляя орнаментальные композиции учащиеся под руководством педагога составляют произведения по теме: «Времена года», «Любимые птички», «Наши бабочки». В этих работах чувствуется динамика симметрии, чистота, аккуратность ручного способа шитья. Учащихся школы постоянно принимают участие в традиционных городских выставках декоративно-прикладного искусства «Лоскутная мозаика».

Таким образом, эффективность коррекционно — педагогической работы по трудовому обучению с применением лоскутной мозаики способствует социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями в обществе.

Литература:

1.                                                                                                          Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития.// Хрестоматия. — М., Издательство МПА, 1995.-48с.

2.                  Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. — М.: Издательский центр «Академия», 2002, –208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): лоскутная мозаика, VIII, декоративно-прикладное искусство, ребенок, ручной способ шитья, трудовое обучение, учащийся, учебная деятельность.


Ключевые слова

труд, реабилитация, включение в общество

Похожие статьи

Обучение декоративно-прикладному творчеству учащихся...

Обучение декоративно-прикладному творчеству учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

познакомить воспитанников с различными видами декоративно-прикладных направлений ручного творчества

Методика организации внеклассной работы по рукоделию

Приобщение подрастающего поколения к различным видам декоративно-прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Методика обучения учащихся 5 классов художественным...

Программой «Технология» в разделе «Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» предусмотрено обучение девочек по различным видам декоративно-прикладного творчества таким как: лоскутная техника, вышивка, вязание крючком и на спицах, аппликация...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в

Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

Художественный ручной труд в ДОУ | Статья в сборнике...

ребенок, работа, художественный труд, ручной труд, природный материал, мелкая моторика рук, вид деятельности, детское творчество, декоративно-прикладное искусство, изготовление поделок.

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

В трудовой, познавательной, художественной деятельности активность школьника

Ознакомление учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства

Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению.

Обучающиеся при этом должны учиться в ходе восприятия декоративно-прикладного искусства и в процессе собственной практической деятельности...

Развитие художественного творчества детей средствами вышивки

Декоративно-прикладное искусство позволяет сохранить традиции, передавать особенности ремесла от

Возраст детей: 5–7 лет. Основная форма работы — практическая деятельность детей.

Количество детей. Учебно-тематический план. Первый год обучения. №.

Похожие статьи

Обучение декоративно-прикладному творчеству учащихся...

Обучение декоративно-прикладному творчеству учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

познакомить воспитанников с различными видами декоративно-прикладных направлений ручного творчества

Методика организации внеклассной работы по рукоделию

Приобщение подрастающего поколения к различным видам декоративно-прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Методика обучения учащихся 5 классов художественным...

Программой «Технология» в разделе «Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» предусмотрено обучение девочек по различным видам декоративно-прикладного творчества таким как: лоскутная техника, вышивка, вязание крючком и на спицах, аппликация...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в

Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

Художественный ручной труд в ДОУ | Статья в сборнике...

ребенок, работа, художественный труд, ручной труд, природный материал, мелкая моторика рук, вид деятельности, детское творчество, декоративно-прикладное искусство, изготовление поделок.

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

В трудовой, познавательной, художественной деятельности активность школьника

Ознакомление учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства

Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению.

Обучающиеся при этом должны учиться в ходе восприятия декоративно-прикладного искусства и в процессе собственной практической деятельности...

Развитие художественного творчества детей средствами вышивки

Декоративно-прикладное искусство позволяет сохранить традиции, передавать особенности ремесла от

Возраст детей: 5–7 лет. Основная форма работы — практическая деятельность детей.

Количество детей. Учебно-тематический план. Первый год обучения. №.

Задать вопрос