Библиографическое описание:

Сбитнева Ю. О. Административная ответственность за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 254-256.

В данной статье рассматриваются понятия массового и публичного мероприятия, их основные правила организации и проведения. Обращается внимание на изменения в законодательстве об административных правонарушениях, связанных с организацией и проведением массовых мероприятий, освящается мнение россиян об этих изменениях.

Под прикрытием нарушения общественного порядка происходит посягательство на жизнь и здоровье граждан, на собственность физических и юридических лиц и др. В этой связи считаю необходимым рассмотреть виды административной ответственности за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий.

Массовые мероприятия — это организованные действия значительных групп людей, как правило, доступные большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, в спортивных сооружениях и в других общественных местах.

Публичное мероприятие — открытая, мирная, общедоступная, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Цель публичного мероприятия — свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики [4].

Правила организации и проведения публичных мероприятий общественно-политической направленности и религиозных мероприятий законодательно урегулированы Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В соответствии с этим законом публичные мероприятия могут проводятся после уведомления органа исполнительной власти или субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, что делается с целью обеспечения безопасности и правопорядка при его проведении.

Уведомление о проведении пикетирования, подается организатором в письменной форме в срок не позднее трех дней до дня его проведения. В случае проведения митинга, демонстрации, шествия уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не имеет права проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, а так же если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия [1].

Участники публичного мероприятия, в период его проведения, обязаны выполнять все законные требования организатора мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать регламент проведения публичного мероприятия и общественный порядок; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования запрещается осуществление экстремистской деятельности [2].

Лицам, участвующим в массовых акциях запрещается иметь при себе оружие, а также предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества. Граждане, которые идут на митинги не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать средства маскировки. Им не разрешается находиться в состоянии алкогольного опьянения, иметь при себе и распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.

Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а так же Федеральный закон от 23.07.2013 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ужесточили административную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Штрафы за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий увеличились в десятки раз. Закон вводит новый вид административного наказания в виде обязательных работ для нарушителей, а так же ответственность за организацию фактически несанкционированных массовых акций под видом массового сбора граждан, если это повлекло нарушение общественного порядка.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения, предусматривающие ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях [3].

В частности:

-          дополнен новой статьей 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка», которая устанавливает административную ответственность за организацию, публичные призывы либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах.

-          увеличены максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38 — Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, ст. 20.2 — Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, ст. 20.2.2 — Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, ст. 20.18 — Блокирование транспортных коммуникаций, части 4 статьи 20.25 — Уклонение от отбывания обязательных работ — до трехсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1–4 статьи 20.2, статей 20.2.2, 20.18 — до шестисот тысяч рублей;

-          статья 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроки обязательных работ по каждому составу правонарушения;

-          виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний.

-          установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ;

-          рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей) [3].

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения при проведении публичных акций увеличивается до одного года.

Кроме всего этого, установлено, что организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления против общественной, государственной безопасности и общественного порядка, а также тот, кто два и более раза в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания привлекались к административной ответственности за нарушения при проведении массовых мероприятий. Организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, в целом россияне положительно относятся к поправкам в Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласных с созданием выделенных зон для проведения митингов и запретом скрывать лица под масками для участников акций оказалось 68 % респондентов, а вот многократное повышение штрафов стало наиболее спорным для участников опроса: 47 % ответили, что не поддерживают эту меру [5].

Российское административное законодательство давно нуждалось в пересмотре, в том числе и в вопросе величины штрафов. Ведь существовавший размер штрафа с минимальным порогом в 100 рублей, а максимальным размером для граждан в 5 000 рублей не обеспечивал должной профилактической меры, так как являлся слишком низкой величиной административного взыскания. Наличие такого административного штрафа само по себе является недостаточной мерой ответственности человека за проступок, который влечет неизбежные умышленные административные нарушения. Подняв порог размера штрафных санкций, государство тем самым усилило не только профилактику противоправных административных деяний, но и возможных более серьезных их последствий.

Литература:

1.                  Федеральный Закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

2.                  Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

3.                  Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

4.                  Википедия — свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/

5.                  Полит-онлайн. Весь политический Рунет. http://www.politonline.ru/groups/4461.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle