Библиографическое описание:

Цивенко Н. Б. Формирование ключевых компетенций школьников посредством проектной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 585-590.

Сегодня современная школа должна готовить новую модель выпускника, готового и способного к технологическим, организационным, социальным инновациям. Для реализации самостоятельности учащегося требуются новые методы и технологии в деятельности педагога. Таким методом является метод проектов, ориентированный на развитие исследовательских навыков, на формирование положительной мотивации школьника к изучаемому предмету. Русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная почва для применения данной технологии.

Ключевые слова: Компетенции, проектная деятельность, исследовательские навыки, социальная активность, современная школа.

Сегодня современная школа должна готовить новую модель выпускника, готового и способного к технологическим, организационным, социальным инновациям; обладающего высокой социальной активностью; способного быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентностного в осуществлении социальных взаимодействий, способствующего быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. Для реализации самостоятельности учащегося требуются новые методы и технологии в деятельности педагога.    Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.

Цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д. Это, на мой взгляд, должно осуществляться как на материале учебных предметов, так и в специально организованной воспитательной среде.

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная почва для применения данной технологии. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решать поставленные задачи.

Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме. Здесь учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе по предмету.

Мною апробированы и реализованы разные виды проектов по русскому языку и литературе (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Доминирующая деятельность учащихся

Рис. 2. Предметно-содержательная деятельность

Рис. 3. По количеству участников проекта

Совместно с учениками МБОУ СОШ № 29 (г. Магадан) нами были реализованы различные по тематике и направленности проекты. Так, в 2008–2009 уч. году нами был реализован информационно-творческий проект «Листая страницы Колымской столицы» (исследование истории освоения Колымской столицы, в рамках изучения регионального компонента, участники проекта — учащиеся 2-а, 3-а кл., 5-а кл.). Цель — формирование гражданской позиции учащихся, приобщение к культурно-историческому наследию нашего региона, гордости за свою малую Родину. Задачи — сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть; — научить проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; — сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Итогом информационно-творческого проекта стал сборник творческих работ учащихся «Листая страницы Колымской столицы», посвященный празднованию 70-летия города Магадана. Сборник был передан вмузей школы, а также в филиал ЦБС № 7. Все работы, вошедшие в сборник, посвящены истории и современности города и области, и, конечно, людям, которые стали частью истории Колымского края.Для каждого участника данного проекта появилась уникальная возможность проявить инициативную позицию, узнать историю нашего региона. Именно в этом, кроется одна из возможностей формирования активной жизненной позиции каждого молодого гражданина РОССИИ.

Интересной находкой для учащихся 7-а кл. в 2010–2011 уч. году стала работа над проектом «Основные темы и направления рэп-культуры и их связь с классической лирикой 19–20 вв».. Цель исследования: выявить общие черты в творчестве поэтов 19–20 вв. и в творчестве современных представителей рэп-культуры 21 в. Задачи: изучить и провести сопоставительный анализ текстов стихотворений, написанных поэтами 19–20 вв. (на примере поэзии М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского, И. Северянина) и представителями рэп-культуры 21 в. (на примере групп «KREC»,«DaB. O. M.B»,«Севzквад», «Big Black Boots»). Также в 2010–2011 учебном году группа учащихся 5-а кл. (Положиева Э., Бобух Е., Попов А.) работали над реализацией исследовательского проекта по теме «Образ медведя в многовековой мудрости русского народа». Участники поставили цель: сравнить образ медведя в русском фольклоре с научными данными. Эксперты уточнили описание художественного образа героя-медведя с научными данными. Для этого учащиеся изучили сведения о медведях в словарях, энциклопедиях, Интернете, рассмотрели фото и другие материалы. Ребята выяснили, что как образ медведя нашел отражение в многовековом сознании русского народа, какое отношение к этому могучему и хищному животному. Также было проведено исследование символики с изображением медведя (олимпийский мишка, изображение животного на конфетах и шоколаде, символ Международного конкурса-игры «Русский Медвежонок», изображение шествующего медведя — символ партии «Единая Россия»).

В 2012–2013 учебном году с группой учащихся 6-а кл. ГБОУ СОШ № 102 (г. Москва) работа велась по реализации творческого проекта «Мифологические представления древних славян». Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с элементами славянской мифологии и ее влиянием на язык и культуру русского народа. При изучении славянской мифологии возникла необходимость раскрыть мифологические воззрения и представления древних славян, а также сравнить пантеон славянских богов с греческим и тюркским. Чтобы более полно представить жизнь и мировоззрение наших предков, мы обратились к смежным наукам: истории, МХК, технологии, которые помогли в полной мере реализовать проект. История с точки зрения достоверности, а МХК и технология — наглядности. Работа над проектом поможет школьникам познакомиться с укладом жизни и бытом, древними поверьями славян, а также понять истоки народной культуры. Данный проект в рамках учебных предметов (литература, история, МХК, технология) направлен и на развитие универсальных учебных действий обучающихся, что связано с задачами государственных образовательных стандартов.

Цель проекта — сформировать знания о славянской мифологии. Развитие фантазии школьников, предоставление возможности разнообразить формы проведения уроков литературы, истории, МХК и технологии, а также внеклассных мероприятий, посвящённых изучению славянской мифологии.

Практическим продуктом нашего проекта являются изготовленные славянские куклы-амулеты и информационные буклеты-сборники теоретического и практического материала, которые можно применять на практике, например на уроках литературы, истории при изучении темы «Славянская мифология», а также на уроках технологии как демонстрационный материал. Можно также использовать на уроках МХК и музыки, т. к. эти предметы являются смежными дисциплинами и учат школьников знать и чтить традиции предков, уважать свою историю.

Куклы изготовлены по образцам, взятым на сайте oberejie.ru. Мы изучили литературу, познакомились с несколькими мастер-классами по изготовлению кукол-оберегов.

Наши буклеты носят информационный характер. Они также могут пригодиться на уроках истории, МХК, литературы. С их помощью школьники могут познакомиться с дополнительным материалом, в буклетах представлены адреса сайтов, на которых содержится более подробная информация.

Проект был представлен на конкурсе проектных и исследовательских работ

«Ярмарка идей на Юго-Западе — 2013» (г. Москва, ЮЗАО) и получил высокую оценку жюри. Участники проекта были награждены сертификатами, дипломами и кубком за 1 место. (Рис. 4)

Рис. 4 Проект «Мифологические представления древних славян»

Также в 2012–2013 уч. году в ГБОУ СОШ № 102 (г. Москва) группа учащихся приступила к реализации школьного проекта «Лаборатория «Издательский дом». Школьная газета «Глобус».

Издательский дом — это проект по созданию электронной газеты ГБОУ «СОШ № 102» «Глобус». Создание школьной газеты продиктовано временем, так как существует необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества. Цель проекта — развитие творческих способностей обучающихся, навыков устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции, допрофессиональная подготовка юных корреспондентов. (Рис. 5)

Рис. 5 Титульный лист странички школьной электронной газеты «Глобус»

Наша газета берет свое начало с сентября 2012 г. Идея создания газеты изначально принадлежит директору школы — Слизовской Ларисе Николаевне, а вот воплощением занимается креативная группа учащихся под моим руководством. Основная задача нашего проекта — формирование условий для развития творческих способностей детей и подростков. Каждый желающий может представить на суд свои литературные творения, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в стенах нашего учебного заведения. Мы хотим приоткрыть завесу и показать, что школьная жизнь яркая, интересная и увлекательная, а самые чудесные годы — школьные!

Несмотря на то, что газета совсем молодая, уже есть первые успехи. 21 мая 2013 г. состоялся третий городской фестиваль культурной преемственности «ТРАДИЦИЯ».

Задачи фестиваля — собрать вместе подростков, увлекающихся журналистикой, фото и видео съемкой. Приятным сюрпризом фестиваля оказалось награждение лучших проектов команд-участников фестиваля.

Проект учащихся нашей школы «Лаборатория «Издательский дом». Школьная газета «Глобус» стал одним из лучших на фестивале. Редакция школьной газеты была награждена дипломами за большой вклад в развитие преемственности отечественных традиций журналистики и литературы. (Рис. 6)

Рис. 6 Странички школьной электронной газеты «Глобус»

Таким образом, применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Мои ученики на сегодняшний день успешны, активны, самостоятельны; они способны отстоять собственную точку зрения, владеют приемами и формами ведения дискуссии, ставят намеченные цели и достигают их, находят нестандартные пути решения любой поставленной задачи.

Литература:

1.         Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

2.         Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М.: Новая Москва, 1976.

3.         Кулакова Е. А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

4.         Савенков А. И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60–66

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle