Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 07.12.2013

Статья просмотрена: 5002 раза

Библиографическое описание:

Насонов, В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона / В. В. Насонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8604/ (дата обращения: 19.04.2024).

В современном мире роль малого предпринимательства в экономике стран огромна, а в регионах продукты экономической деятельности малого предпринимательства имеют существенную долю в ВРП.

В Российской Федерации до сих пор актуально стоит вопрос развития малого и среднего предпринимательства в условиях продолжающегося экономического и финансового кризиса, а также высокой монополизации региональных рынков. В настоящее время позиция «среднего класса» так и не получила своего дальнейшего развития в стране, что сказывается непосредственно на качестве выпускаемых на потребительский рынок товаров, работ и услуг вследствие рыночной монополистической конкуренции.

Рассматривая регион как экономическую подсистему в рамках всей экономики страны, для сегодняшних условий важным моментом в развитии экономики предпринимательства должны стоять новые задачи в развитии и поддержке малого бизнеса. Заглядывая вглубь экономической истории развитых стран мира можно констатировать экономический факт, что в период обвала кредитно-денежной политики, инфляционных шоков, наступления стагнации экономики, самым мобильным и гибким субъектом экономических отношений при изменении экономических условий был малый бизнес.

Причин к этому несколько:

-          высокая мобильность факторов производства, то есть их высокая скорость функционального перераспределения по сравнению с крупным бизнесом;

-          низкие издержки при реорганизации производства;

-          короткий временной лаг при подготовке и создании нового продукта;

-          малая вероятность перепроизводства в связи с изменившимся потребительским спросом.

В настоящий момент в экономике названный субъект рыночных отношений является самым мобильным в условиях финансового и экономического кризиса. В связи с этим, вопрос развития и поддержки малого предпринимательства для государства должен стоять на первом месте.

Для получения положительного экономического эффекта роста показателей в экономике страны, и в частности экономики региона, должна проводиться актуальная государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с новыми наступившими экономическими условиями, представлять целый комплекс мероприятий правового, политического, экономического, социального, информационного, консультационного, образовательного, организационного характера, которые должны быть направлены на обеспечение получения высоких экономических показателей в регионе.

Вступление России в ВТО продиктовало новые ориентиры экономического развития страны, поэтому для малого бизнеса в составе экономики регионов встали новые задачи определения позиции в разделении труда. Не секрет, что основным фактором, влияющим на развитие малого бизнеса, является благоприятная конкурентная среда. В связи с тем, что международный рынок расширился с вступлением России в ВТО, для малого бизнеса поддержание конкурентоспособности в отношении продуктов производства иностранных и отечественных производителей стало еще актуальней.

Основными целями государственной политики в области развития и поддержки малого бизнеса стало наиважнейшей задачей, поэтому в целях создания благоприятной среды для малого предпринимательства органы государственной власти и местного самоуправления должны реализовать следующие задачи:

-          создание конкурентной среды в экономике региона для малого и среднего бизнеса;

-          ужесточение проведения антимонопольной политики;

-          усиление мероприятий по проведению «протекционизма» для малого и среднего бизнеса в регионе;

-          ужесточение проведения антидемпинговой политики;

-          формирование новых профессиональных способностей людских ресурсов, как факторов производства, в целях соответствия их новым требованиям качества профессиональной подготовки для ведения экономической деятельности в условиях ВТО;

-          создание и поддержание в требуемом состоянии инновационной инфраструктуры для малого предпринимательства в целях производства конкурентоспособной продукции.

Анализируя опыт развития малого предпринимательства в регионах страны, хочется отметить тенденцию недостаточного жесткого и своевременного проведения мероприятий по поддержанию конкурентоспособности малого предпринимательства со стороны региональных органов властии местного самоуправления.

Причинами такого негативного состояния в регионах являются:

-          лоббирование интересов крупного бизнеса через органы государственной власти и местного самоуправления в регионе;

-          не заинтересованность в прямой поддержке и недостаточное финансирование со стороны органов власти мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса;

-          коррупция;

-          не достаточно полная и экономически обоснованная разработка целевых программ развития малого бизнеса в регионе;

-          не своевременное, а подчас и не умелое применение механизмов регулирования экономики административными методами.

-          не эффективное применение бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в регионе.

В ходе краткого анализа причин, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса в условиях ВТО можно определить основные мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства в регионе. Для этого определим основные принципы построения системы государственной поддержки малого бизнеса в регионе, которыми должны стать:

-          определение предметов ведения полномочий государственной поддержки малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровне;

-          конкретная ответственность за создание благоприятной среды для малого и среднего бизнеса для всех уровней управления;

-          непосредственное участие в разработке целевых программ представителей общественных организаций предпринимателей при обсуждении проектов, внесение своих предложений;

-          анализ и приведение региональной нормативно-правовой базы в области развития малого бизнеса в свете новых экономических условий после вступления России в ВТО;

-          принцип своевременной и полной целевой «адресной» помощи в поддержке и развитии каждому субъекту малого предпринимательства;

-          принцип информационной доступности для каждого субъекта малого бизнеса о порядке получения государственной поддержки;

Определив основные принципы управления развития и поддержки малого бизнеса, определим основные задачи в свете новых сложившихся экономических условий:

-          провести анализ эффективности целевых региональных программ развития малого бизнеса;

-          выявить основные положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в регионе;

-          проанализировать и принять соответствующие меры по формированию новой инфраструктуры развития бизнеса в регионе;

-          сформировать и проводить государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с новыми экономическими условиями;

-          выявить скрытые источники дополнительного финансирования мероприятий поддержки малого бизнеса в рамках разработанных целевых программ развития малого предпринимательства;

-          определить основные финансовые, экономические, социальные показатели развития малого бизнеса, а также характер развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития региона;

-          ввести организованные на уровне региона и на местах координационные штабы управления;

-          провести мероприятия по организации консультационных пунктов в области налогов, бухгалтерского учета, права, технических вопросов в целях оказания субъектам малого предпринимательства консультационной помощи;

-          разработать единую информационную систему в виде порталов в системе Интернет, а также с использованием иных средств СМИ;

-          сформировать единую информационную систему в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Не маловажный вопрос, который более остро стоит перед малым бизнесом — это надлежащее обеспечение инновационной инфраструктурой субъектов малого предпринимательства в целях получения в производстве конкурентоспособной продукции. Проблема инновационной политики в отношении малого бизнеса в регионах страны в настоящий момент является злободневной. Выход на международный рынок, как субъекта экономических отношений в рамках ВТО с конкурентной продукцией является для малого бизнеса важнейшей задачей.

Не секрет, что в настоящий момент инновационная инфраструктура по эффективности развития в регионах желает быть лучшей. Эффективность развития и внедрения инноваций для малого предпринимательства зависит на прямую от качественного проведения в жизнь со стороны органов государственной власти и местного самоуправления политики развития инновационной инфраструктуры, которая напрямую зависит от взаимодействия региональных властей с инновационными компаниями, а также с научно-образовательными учреждениями.

Степень плотного взаимодействия, а также своевременность проведения мероприятий по развитию и введению инноваций для малого и среднего предпринимательства в регионе является важным моментом в рамках построения региональной экономики в рамках экономического пространства ВТО.

Подводя итог краткому исследованию причин и реальной экономической обстановки развития и поддержки малого бизнеса в регионах необходимо отметить, что только эффективная, соответствующая реалиям экономических отношений в рамках ВТО инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса в регионе поможет обрести конкурентоспособную и благоприятную экономическую среду для названных субъектов экономических отношений, что приведет в целом к экономическому росту всей экономики страны.

Литература:

1.      Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2.      Указ Президента РФ от 04.04.1996 № 491«О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»;

3.      Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 178 «О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства»;

4.      «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»/http://www.economy.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, регион, вступление России, государственная власть, государственная политика, инновационная инфраструктура, местное самоуправление, область развития малого.


Похожие статьи

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов...

Органы местного самоуправления, организуя реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на подведомственных территориях, в то же время формируют собственную программу поддержки малого бизнеса...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Развитие системы государственной поддержки малого...

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Неуверенность ресурсов вынуждает государство поддерживает малый бизнес в следующих областях

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого...

Взаимодействие малого бизнеса и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в рамках регулирования социально-экономических проблем.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной...

Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.

Инфраструктура финансовой поддержки субъектов малого...

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных...

Похожие статьи

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов...

Органы местного самоуправления, организуя реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на подведомственных территориях, в то же время формируют собственную программу поддержки малого бизнеса...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Развитие системы государственной поддержки малого...

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Неуверенность ресурсов вынуждает государство поддерживает малый бизнес в следующих областях

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого...

Взаимодействие малого бизнеса и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в рамках регулирования социально-экономических проблем.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной...

Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.

Инфраструктура финансовой поддержки субъектов малого...

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных...

Задать вопрос