Библиографическое описание:

Насонов В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 403-405.

В современном мире роль малого предпринимательства в экономике стран огромна, а в регионах продукты экономической деятельности малого предпринимательства имеют существенную долю в ВРП.

В Российской Федерации до сих пор актуально стоит вопрос развития малого и среднего предпринимательства в условиях продолжающегося экономического и финансового кризиса, а также высокой монополизации региональных рынков. В настоящее время позиция «среднего класса» так и не получила своего дальнейшего развития в стране, что сказывается непосредственно на качестве выпускаемых на потребительский рынок товаров, работ и услуг вследствие рыночной монополистической конкуренции.

Рассматривая регион как экономическую подсистему в рамках всей экономики страны, для сегодняшних условий важным моментом в развитии экономики предпринимательства должны стоять новые задачи в развитии и поддержке малого бизнеса. Заглядывая вглубь экономической истории развитых стран мира можно констатировать экономический факт, что в период обвала кредитно-денежной политики, инфляционных шоков, наступления стагнации экономики, самым мобильным и гибким субъектом экономических отношений при изменении экономических условий был малый бизнес.

Причин к этому несколько:

-          высокая мобильность факторов производства, то есть их высокая скорость функционального перераспределения по сравнению с крупным бизнесом;

-          низкие издержки при реорганизации производства;

-          короткий временной лаг при подготовке и создании нового продукта;

-          малая вероятность перепроизводства в связи с изменившимся потребительским спросом.

В настоящий момент в экономике названный субъект рыночных отношений является самым мобильным в условиях финансового и экономического кризиса. В связи с этим, вопрос развития и поддержки малого предпринимательства для государства должен стоять на первом месте.

Для получения положительного экономического эффекта роста показателей в экономике страны, и в частности экономики региона, должна проводиться актуальная государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с новыми наступившими экономическими условиями, представлять целый комплекс мероприятий правового, политического, экономического, социального, информационного, консультационного, образовательного, организационного характера, которые должны быть направлены на обеспечение получения высоких экономических показателей в регионе.

Вступление России в ВТО продиктовало новые ориентиры экономического развития страны, поэтому для малого бизнеса в составе экономики регионов встали новые задачи определения позиции в разделении труда. Не секрет, что основным фактором, влияющим на развитие малого бизнеса, является благоприятная конкурентная среда. В связи с тем, что международный рынок расширился с вступлением России в ВТО, для малого бизнеса поддержание конкурентоспособности в отношении продуктов производства иностранных и отечественных производителей стало еще актуальней.

Основными целями государственной политики в области развития и поддержки малого бизнеса стало наиважнейшей задачей, поэтому в целях создания благоприятной среды для малого предпринимательства органы государственной власти и местного самоуправления должны реализовать следующие задачи:

-          создание конкурентной среды в экономике региона для малого и среднего бизнеса;

-          ужесточение проведения антимонопольной политики;

-          усиление мероприятий по проведению «протекционизма» для малого и среднего бизнеса в регионе;

-          ужесточение проведения антидемпинговой политики;

-          формирование новых профессиональных способностей людских ресурсов, как факторов производства, в целях соответствия их новым требованиям качества профессиональной подготовки для ведения экономической деятельности в условиях ВТО;

-          создание и поддержание в требуемом состоянии инновационной инфраструктуры для малого предпринимательства в целях производства конкурентоспособной продукции.

Анализируя опыт развития малого предпринимательства в регионах страны, хочется отметить тенденцию недостаточного жесткого и своевременного проведения мероприятий по поддержанию конкурентоспособности малого предпринимательства со стороны региональных органов властии местного самоуправления.

Причинами такого негативного состояния в регионах являются:

-          лоббирование интересов крупного бизнеса через органы государственной власти и местного самоуправления в регионе;

-          не заинтересованность в прямой поддержке и недостаточное финансирование со стороны органов власти мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса;

-          коррупция;

-          не достаточно полная и экономически обоснованная разработка целевых программ развития малого бизнеса в регионе;

-          не своевременное, а подчас и не умелое применение механизмов регулирования экономики административными методами.

-          не эффективное применение бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в регионе.

В ходе краткого анализа причин, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса в условиях ВТО можно определить основные мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства в регионе. Для этого определим основные принципы построения системы государственной поддержки малого бизнеса в регионе, которыми должны стать:

-          определение предметов ведения полномочий государственной поддержки малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровне;

-          конкретная ответственность за создание благоприятной среды для малого и среднего бизнеса для всех уровней управления;

-          непосредственное участие в разработке целевых программ представителей общественных организаций предпринимателей при обсуждении проектов, внесение своих предложений;

-          анализ и приведение региональной нормативно-правовой базы в области развития малого бизнеса в свете новых экономических условий после вступления России в ВТО;

-          принцип своевременной и полной целевой «адресной» помощи в поддержке и развитии каждому субъекту малого предпринимательства;

-          принцип информационной доступности для каждого субъекта малого бизнеса о порядке получения государственной поддержки;

Определив основные принципы управления развития и поддержки малого бизнеса, определим основные задачи в свете новых сложившихся экономических условий:

-          провести анализ эффективности целевых региональных программ развития малого бизнеса;

-          выявить основные положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в регионе;

-          проанализировать и принять соответствующие меры по формированию новой инфраструктуры развития бизнеса в регионе;

-          сформировать и проводить государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с новыми экономическими условиями;

-          выявить скрытые источники дополнительного финансирования мероприятий поддержки малого бизнеса в рамках разработанных целевых программ развития малого предпринимательства;

-          определить основные финансовые, экономические, социальные показатели развития малого бизнеса, а также характер развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития региона;

-          ввести организованные на уровне региона и на местах координационные штабы управления;

-          провести мероприятия по организации консультационных пунктов в области налогов, бухгалтерского учета, права, технических вопросов в целях оказания субъектам малого предпринимательства консультационной помощи;

-          разработать единую информационную систему в виде порталов в системе Интернет, а также с использованием иных средств СМИ;

-          сформировать единую информационную систему в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Не маловажный вопрос, который более остро стоит перед малым бизнесом — это надлежащее обеспечение инновационной инфраструктурой субъектов малого предпринимательства в целях получения в производстве конкурентоспособной продукции. Проблема инновационной политики в отношении малого бизнеса в регионах страны в настоящий момент является злободневной. Выход на международный рынок, как субъекта экономических отношений в рамках ВТО с конкурентной продукцией является для малого бизнеса важнейшей задачей.

Не секрет, что в настоящий момент инновационная инфраструктура по эффективности развития в регионах желает быть лучшей. Эффективность развития и внедрения инноваций для малого предпринимательства зависит на прямую от качественного проведения в жизнь со стороны органов государственной власти и местного самоуправления политики развития инновационной инфраструктуры, которая напрямую зависит от взаимодействия региональных властей с инновационными компаниями, а также с научно-образовательными учреждениями.

Степень плотного взаимодействия, а также своевременность проведения мероприятий по развитию и введению инноваций для малого и среднего предпринимательства в регионе является важным моментом в рамках построения региональной экономики в рамках экономического пространства ВТО.

Подводя итог краткому исследованию причин и реальной экономической обстановки развития и поддержки малого бизнеса в регионах необходимо отметить, что только эффективная, соответствующая реалиям экономических отношений в рамках ВТО инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса в регионе поможет обрести конкурентоспособную и благоприятную экономическую среду для названных субъектов экономических отношений, что приведет в целом к экономическому росту всей экономики страны.

Литература:

1.      Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2.      Указ Президента РФ от 04.04.1996 № 491«О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»;

3.      Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 178 «О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства»;

4.      «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»/http://www.economy.gov.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle