Использование опросника MPQ в рамках структурной концепции личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (6) июнь 2009 г.

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Абрамова, Е. И. Использование опросника MPQ в рамках структурной концепции личности / Е. И. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 6 (6). — С. 143-149. — URL: https://moluch.ru/archive/6/458/ (дата обращения: 20.04.2024).

Личность, в качестве предмета исследования, всегда вызывала интерес у психологов, и вместе с этим возникал вопрос о методах ее измерения.

В отечественной психологии, личность описывается в терминах системно-деятельностного подхода и представлена относительно устойчивой системой поведения индивида в контексте взаимодействия с социумом [13, с. 66-75]. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие личности, базируются, либо на генетической основе, либо на социальной [9]. 

Соответственно, в основе системно-деятельностного похода лежит представление о взаимном опосредовании двух факторов - биологического и социального, и рассматривается сама структура личности. Подобное представление о природе личности существовали еще в начале прошлого века и нашло свое отражение в работах А.Ф Лазурского, В.С. Мерлина, К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных психологов в рамках деятельностном подходе..

Системный подход был сформулирован на основе деятельностного, и получил свое развитие в концепции Б.Ф. Ломова. Согласно данной концепции  структура индивида предстает как биологическая система, а его включенность в жизнь общества интерпретируется как личность. Система субъективных отношений характеризуется многоуровневостью, начиная от физиологических процессов индивида и заканчивая развитием личности и социально-психологическими процессами. 

В работах  другого представителя отечественной психологической школы, Русалова В.М, системный подход включает в себя исследование  личности с позиции принципа «системного обобщения», где личность - система высшего порядка, в которую включены биологические свойства человека.[15, с. 66-75].

Принцип «системного обобщения» подразумевает под природными предпосылками изначально организованную систему с четкой иерархией и структурой. А именно существуют «формальные» биологические свойства психики, обусловленные обобщенной интеграцией психофизиологических свойств. В новом качестве интеграция психофизиологических свойств становится системой формальных свойств личности, которые сами начинают регулировать поведение индивида в различных ситуациях в процессе выполнения той или иной деятельности. 

Придерживаясь системного принципа иерархии, заметим, что самый низший психологический уровень занимает темперамент, затем идет интеллект, динамический аспект и характер [15].

Таким образом, практически во всех отечественных теориях личности подчеркивается роль генетических и средовых факторов в формировании личности и ее иерархичность [6].

В теориях личности зарубежных школ значение генетической составляющей несколько преуменьшена [11].

Однако основная проблема состоит в том, что  элементы в структуре личности в основном невозможно увидеть: о них можно судить лишь гипотетически [1, с. 243].

Одна из наиболее известных структурных концепций - теория черт. Ее постулаты были сформулированы тремя  ведущими исследователями личности Г. Олпортом, Р. Кеттелом и Г.Айзенком. Причем Р.Кэттел был первым, кто использовал генотип - средовой анализ черт [7; Robert F. Krueger, 2000].  Интерес к структурной модели личности заключается в том, что она предоставляет возможность выявить ключевые индивидуальные различия на основании уже определенных базовых свойств человеческой личности.

Несмотря на то, что разные исследователи предлагают разные методы для определения черт, образующих человеческую индивидуальность, все они согласны с тем, что черты — это "фундаментальные строительные блоки личности" [11, с. 257].

Теоретики также единодушны и в том, что человеческое поведение и личность могут быть организованы иерархически. 

В своих ранних исследованиях Айзенк обнаружил два базовых параметра личности, которые получили название интроверсия—экстраверсия и невротизм (эмоциональная стабильность—нестабильность). Впоследствии Айзенк добавил еще третий параметр, который назвал психотизмом. Таким образом, суперфактор имеет два полюса, где индивидуальные показатели располагаются в интервале между ними [11, с. 256-284].

Оллпорт, в отличие от Айзенка, разделил черты на кардинальные, центральные и вторичные. По мнению, Оллпорта, черта выражает индивидуальную особенность человеческого поведения во многих ситуациях, но не является показателем для каждой конкретной ситуации.

Не менее существенный вклад в развитие теории черт сделал Раймонд Кэттэл, предложивший две основные классификации. Одна делит все черты на черты способностей, черты темперамента и динамические черты. Другая — на поверхностные черты и глубинные черты. [11, с.256-284].

Основываясь на ранних работах Оллпорта, Кэттэлла и др., Норманн, в свою очередь, при помощи факторного анализа выделил пять базовых факторов личности. Эти факторы, как оказалось впоследствии, также обнаруживались в различных, не связанных друг с другом исследованиях.

Таким образом, факторы, включающие в себя Нейротизм (Neuroticism), Экстраверсию (Extroversion), Открытость (Openness), Доброжелательность (Agreeableness) и Сознательность (Conscientiousness), получили название «Большая Пятерка».

Рассмотрев наиболее известные концепции в рамках структурной теории личности, мы можем отметить, что количество и названия черт зависят от определенной теоретической направленности, которой придерживался каждый из исследователей. Однако метод по поиску факторов был один - факторный анализ.

Благодаря факторному анализу, психологи не только открыли для себя классификацию черт личности, но и смогли разработать личностные опросники  (questionnaires) или тесты самоотчета [11,  с. 265-284].

Опросники. Опросники делятся на одномерные тесты и многомерные тесты. Их отличие в том, что одномерные тесты разрабатываются для оценки одной или нескольких черт в рамках одного личностного свойства (например, тревожность или самоконтроль). В свою очередь, многомерные опросники исследуют множество личностных характеристик, что позволяет сформировать более четкое представление об особенностях личности [12, с.801]

Наибольшей популярностью среди многомерных опросников пользуется 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, где одной из 16 черт стал интеллект. Не менее популярен Личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire) и «Переработанный личностный опросник NEO» (Costa & McCrae, 1992, разработанный Костой и МакКрэем). В EPQ оценивается уровень нейротизма и экстраверсии—интроверсии. В NEO-PI-R к исследованию факторов Нейротизма и Экстраверсии добавились факторы Открытость опыту, Доброжелательность и Сознательность [16, с. 23]

В 1985 году к известным личностным опросникам был добавлен MPQ (Multidimensional Personality Questionnaire – Многомерный личностный опросник), разработанный профессором психологии Теллегеном на основе его трехфакторной модели личности. В качестве базовых факторов, Теллеген рассматривал положительную эмоциональность, негативную эмоциональность и напряженность. Данный опросник, к сожалению, не используется в России и существует только в англоязычном варианте.

Многомерный личностный опросник. MPQ предполагает доскональный анализ личности путем измерения вариативности определенной черты на уровне черт низкого порядка. Этот опросник создан на основе факторного анализа и позволяет охватить диапазон психометрически чистых черт, включающих области темперамента, межличностного и образного стиля, и поведенческой регуляции. В оригинальной версии MPQ, состоит из 300 пунктов [Tellegen, 1982].

Его шкалы представляют одиннадцать факторов первого порядка и три фактора высшего порядка. Все шкалы отличаются хорошей надежностью и валидностью.

Показатели высшего порядка -  Позитивная Эмоциональность (Positive Emotionality или PEM), Негативная Эмоциональность (Negative Emotionality или NEM) и Напряженность (Constraint или CON) представляют аспекты личности на психологическом и нейробиологическом уровне. На психологическом уровне - PEM и NEM определяют предрасположенность к положительным и отрицательным эмоциям. На нейробиологическом уровне эти факторы отражают работу мозга, направленную на мобилизацию инстинктов и защитного поведения.

Фактор высшего порядка CON, подразумевает склонность личности к сдержанности в поведении и также имеет психобиологическую основу [13, с. 150-161].

В структуру позитивной и негативной эмоциональности входят первичные шкалы Уровень благополучия (Wellbeing) и Стрессовые реакции (Stress Reaction). Отдельные аспекты  PEM  представляют шкалы, отражающие межличностные проявления темперамента и представленные в деятельности (Достижения (Achievement); Социальные возможности (Social Potency)) и общении (Социальная близость (Social Closeness)). В структуру NEM, наоборот, входят факторы, представляющие конфронтацию (Агрессия (Aggression) и Отчужденность (Alienation)). Фактор CON представлен тремя шкалами: Контроль (Control); Избегание вреда (Harm Avoidance); и Традиционализм (Traditionalism). Последняя шкала, Поглощенность (Absorption), представляет диспозицию  черт, отличных  от PEM, NEM, и CON, а именно отражает склонность к образным переживаниям и переживаниям, связанным с уходом в себя [13, с.150-161]. Отмечается, что данная шкала высоко коррелирует со шкалой Открытость опыту в Большой Пятерке, но, в то же время, ее не путают ни с либерализмом, ни с традиционолизмом (в статье Glisky, Tataryn, Tobias, Kihlstrom, & McConkey, 1991).

Вкратце, шкалы можно охарактеризовать следующим образом. Факторы высшего порядка [2]:

Положительный Эмоциональный темперамент (PEM) представляет собой группу "экстравертированных" черт личности, которые выявляются в поведении и особенностях  темперамента, и анализируются в соответствии с показателями по шкале PEM. Высокий показатель указывает на предрасположенность к контролю над такими эмоциональными состояниями, как радость, волнение, энергичность, т.е. состояние положительного настроя. Низкий уровень Положительного эмоционального темперамента связан с тенденциями к ощущению грусти, усталости, и потере интереса, отражая безрадостное или даже, депрессивное состояние. PEM связан  со шкалами «Уровень благополучия» (Wellbeing), «Социальные возможности» (Social Potency) и «Достижение» (Achievement).

Негативный Эмоциональный темперамент (NEM) является группой черт, которые при высоких  показателях указывают на предрасположенность испытывать беспокойство, гнев, и к негативному состоянию в целом. Низкий показатель проявления негативного эмоционального темперамента отражает более флегматичный темперамент, располагающий к тому, чтобы успокоиться, расслабиться и другие похожие состояния. Он наиболее отчетливо связан со  шкалами: «Стрессовые  реакциями» (Stress Reaction), «Отчужденность» (Alienation) и «Агрессия» (Aggression).

Наконец, Напряженность (CON) - это группа черт, прежде всего связанная со шкалами «Контроль» (Control), «Избегание вреда» (Harmavoidance) и «Традиционализм» (Traditionalism). Высокий показатель по данной шкале представляет собой тенденции тормозить и ограничивать выражение импульсивности, нетрадиционного поведения и риска.

Одиннадцать шкал более низкого порядка, входящие в высшие факторы, имеют высокие и низкие показатели оценки. Их значения можно представить следующим образом (Табл. 1):

Таблица 2.

Шкалы

Высокий показатель

Низкий показатель

Уровень благополучия [Wellbeing]

 

Находится в хорошем душевном расположении; не испытывает относительно себя волнений; будущее видит в ярком свете; ведет подвижный и активный образ жизни.

Говорит о небольшом количестве радостных и волнующих событиях; редко бывает по-настоящему счастливым.

Социальные возможности [Social Potency]

 

Достаточно решителен и убедителен; любит оказывать влияние на других; нравится занимать лидерскую позицию, брать ответственность и быть в центре внимания в общественной жизни.

Предпочитает, чтобы другие брали на себя ответственность и принимали решения; не любит ни в чем убеждать других; не стремится к лидерству; не любит быть в центре внимания.

Достижения [Achievement]

 

Упорно трудится; любит долго работать; любит ответственные дела; не бросает работу, даже если от нее отказываются другие; ставит работу и ее выполнение превыше всего; стремится к совершенству.

Не любит прилагать усилия сверх положенного; избегает ответственных дел; не видит никакого смысла трудиться там, где успех маловероятен; не очень амбициозен или взыскателен.

Социальная близость [Social Closeness]

 

Общителен, любит людей; получает удовольствие и ценит межличностные отношения; добрый и нежный; обращается к окружающим за помощью и поддержкой.

Любит быть один; не любит налаживать отношения; находится всегда в стороне; предпочитает решать проблему самостоятельно.

Стрессовые реакции [Stress Reaction]

 

Нервозный; чувствует себя уязвимым и чувствительным; склонен часто волноваться; легко расстраивается и раздражается; настроение  изменчива; может чувствовать себя несчастным без всякой причины; испытывает постоянное чувством вины.

Отгоняет от себя все опасения и волнения; быстро преодолевает неприятные события; не обеспокоен эмоциональной суматохой, связанной с чувством вины.

Отчужденность [Alienation]

 

Жертва неудач; чувствует, что с ним плохо обращаются и ощущает себя мишенью для ложных слухов; считает, что все вокруг хотят ему навредить; думает, что его все предают или используют.

Не ощущает себя жертвой; поступает справедливо, нет чувства превосходства.

Агрессия [Aggression]

 

Готов использовать других для достижения собственной цели; физически агрессивен; мстителен; любит пугать и доставлять беспокойство другим; любит сцены насилия.

Не будет использовать других в своих интересах, не агрессивен; предпочтет подставить другую щеку, чем ответить; не радуется чужой неудачи, не любит быть свидетелем физической расправы.

Контроль [Control]

 

Способен к рефлексии; осторожен, рационален и благоразумен; любит предвосхищать события; любит планировать свои действия.

Импульсивен и непосредствен; может быть небрежен и способен на опрометчивые поступки; предпочитает "все воспринимать на слух".

Избегание вреда [Harm Avoidance]

 

Не получает удовольствие от приключений и опасности; предпочитает более безопасные действия, даже если они скучные и вызывают раздражение.

Стремится к опасности и приключениям; любит рисковать; может подвергнуть себя опасности нападения или ранения.

Традиционализм [Traditionalism]

 

Придерживается высоких моральных принципов; поддерживает религиозные  институты, приверженец религиозных ценностей; осуждает эгоистичное игнорирование других; сожалеет о вседозволенности; придерживается строгих методов воспитания детей; поддерживает моральные ценности и хорошую репутацию.

Не придерживается высоких моральных принципов; считает традиционную религию устаревшей; видит пользу в эгоизме; подвергает сомнению общепринятые правила, ценит бунтарство и свободу выражения; не отступается от взглядов, даже подвергаясь осуждению; не ханжа.

Поглощенность [Absorption]

 

Эмоционально отзывчив к привлекательным видам и звукам; с готовностью отдается очарованию внешних стимулов; думает образами и имеет «кроссмодальные» переживания; может вызывать и отдаваться ярким и неотразимым воспоминаниям и воображению; его переживание событий  более глубокое погружение в нечто, что нельзя охватить чувствами, мистическое, связанное с пребыванием в других измененных состояниях бытия.

Сложно поддается чувственным переживанием и с трудом отдается во власть воображения; до конца остается реалистом

Кроме шкал, представляющих свойства личности, в MPQ также входят, так называемые, шкалы валидности. Эти шкалы определяют последовательность и достоверность ответов испытуемых. К ним относятся индексы Согласованности и Шкала социальной желательности или маловероятных качеств (VRIN, TRIN, Desirable Response inconsistency (DRIN), Associative Slips, Unlikely Virtues, INVAL) [2].

Для определения конструктивной валидности показатели шкал MPQ сравнили со шкалами других опросников. На рисунке представлена относительная эквивалентность всех факторов, входящих в одну группу (Табл.2) [1, с.246].

Таблица 2.

Eysenk

Costa & McCrae

Tellegen

Большая тройка

(Big Three)

NEO – PRF, Большая Пятерка

MPQ

Нейротизм

Нейротизм

Негативная эмоциональность

Тревожность

Тревожность (беспокойство)

 

Уязвимость

 

Депрессивность

Депрессивность

 

Ощущение вины

 

 

Низкая самооценка

 

 

Напряженность

 

 

Иррациональность

 

 

Застенчивость

Застенчивость

Отчужденность

Предрасположенность к смене настроения

 

 

Эмоциональность

Импульсивность

 

Психотизм

 

 

Агрессивность

Враждебность

 

Холодность

 

Агрессия

Эгоцентричность

 

 

Впечатлительность

Доброжелательность

 

Антисоциальность

Альтруизм

 

Несклонность к сочувствию

Мягкость

 

Твердолобость (ригидность)

Чуткость

 

 

Прямота

 

 

Надежность

 

 

Скромность

 

 

Сознательность

 

 

Рассудительность

Напряженность

 

Обязательность

 

 

Самодисциплина

 

 

Упорядоченность

Контроль

 

Компетентность

 

 

Конкурентность

 

Экстраверсия

 

Традиционность

 

Экстраверсия

 

Поиск ощущений

 

 

 

Поиск возбуждения

 

Азартность

 

 

Активность

 

Избегание вреда

Энтузиазм

Активность

 

Беззаботность

 

 

 

 

Позитивная эмоциональность

 

 

Достижения

Общительность

 

 

Живость

Общительность

Социальная близость

Самоуверенность

 

 

Доминирование

Самоуверенность

 

 

Позитивные эмоции

Социальные возможности

 

Теплота

Уровень благополучия

 

Открытость

 

 

Фантазии

 

 

Эстетика

 

 

Чувства

Поглощенность

 

Действия

 

 

Идеи

 

 

Ценности

 

 

Как уже было сказано, MPQ не переводился на русский язык. Однако трехфакторная теория черт Теллегена очень привлекательна для исследования личностных свойств в контексте позитивной и негативной эмоциональности. Несмотря на то, что опросник не может быть нами использован как инструмент психодиагностики, он подходит для внутреннего лабораторного исследования генотип-средовой вариативности личностных свойств.

Список литературы:

1.                  Behavior Genetics/ Genes, Evolution, and Personality.  Thomas J. Bouchard, Jr.,1,2 and John C. Loehlin, Received 2 Oct. 2000—Final 26 June 2001., Vol. 31, No. 3, May 2001 - С. 243-266

2.                  Brief Manual for the Differential Personality Questionnaire, by Auke Tellegen [1978/1982]

3.                  Development and Validation of a Brief Form of the Multidimensional Personality Questionnaire Christopher J. Patrick, John J. Curtin,  Auke Tellegen, Psychological Assessment, 2002, Vol. 14, No. 2 - С.150-161

4.                  http://azps.ru/articles/tezis/28lichnost_structure.html

5.                  http://ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/

6.                  http://www.psychology-online.net/articles/doc-568.html

7.                  Journal of Personality and Social Psychology/ Phenotypic, Genetic, and Nonshared Environmental Parallels in the Structure of Personality, A View From the Multidimensional Personality Questionnaire, Robert F. Krueger December 2000 Vol. 79, No. 6, 1057-1067

8.                  Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.    

9.                  Большой   психологический   словарь  / (Н. Н. Авдеева и др.) ; под ред. Б. Г.  Мещерякова , В. П.  Зинченко . - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2006.

10.              Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей/ Теории личности, Серия: Мир психологии (пер. И.Б.Гриншпун), М: Эксмо-Пресс, 1999 г.

11.              Л.Первин, О.Джон/ Психология личности: Теория исследования, Пер, с англ. М.С.Жамкочьян под ред.В.С.Магуна – М.:Аспест Пресс, 2001 - С. 256-284

12.              Психологической энциклопедии, под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха, Питер, 2003

13.              Психология личности в трудах отечественных психологов/ Составитель Куликов Л.В. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - С. 66-75

14.              Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии //Серия «Мастера психологии» - СПб: «Питер», 2000. С. 690 – 716

15.              Русалов В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Составитель Куликов Л.В. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - С. 66-75

16.              Хьелл Ларри, Зиглер Дэниел, «Теории личности, Основные положения, исследования и применение», перевод С.Меленевской и Д.Викторовой. -СПб.:Питер Пресс, 1997

17.              Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации.- М., 1996. 5-е изд. -М., 1962. -Т.38. -С.71

Основные термины (генерируются автоматически): MPQ, PEM, CON, NEM, шкала, высший порядок, негативная эмоциональность, NEO, Психология личности, факторный анализ.


Похожие статьи

Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмоционального...

Автор: Пантелеева Татьяна Викторовна. Рубрика: 8. Педагогическая психология. Опубликовано в.

Таким образом, выявленные у участников эмпирического исследования показатели по шкале ОЭИ выше среднего уровня, говорят о развитых эмпатийно-коммуникативных...

Построение оптимальных структурных моделей шкалы...

Ключевые слова: NEO PI-R, психометрическая шкала, экстраверсия, численный ресамплинг, бутстреп, факторный анализ, анализ главных компонент, язык программирования R. Построение оптимальных моделей в психологии, социологии...

Существует ли единое определение эмоции в зарубежной...

Итак, исходя из определений, данных выше зарубежными учеными, мы видим, что

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В ходе проведения сравнительного анализа эмоциональной сферы подростков с высокой успеваемостью и низкой успеваемостью наиболее значимые

Менее значимые различия были выявлены: По шкале «гностические эмоции» в тесте определения направленности эмоций.

Повышение валидности и надёжности психологических опросников...

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии. Опубликовано в.

Результаты позволили сделать вывод о том, что с помощью виброизображения можно выявлять эмоционально-значимые вопросы из шкал опросников и производить анализ результатов тестирования с учетом...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта...

Группа риска. Неалекситимический тип личности.

Между шкалой «управление своими эмоциями» и алекситимией (rs = — 0,486, при p ≤ 0,05) выявлено, что чем выше уровень управления своими эмоциями, тем ниже уровень алекситимии.

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

Система высшего образования способствует развитию способностей студентов в духовном, нравственном и профессиональном отношении.

На основе анализа предпосылок эмоционального интеллекта, а также личностно-профессиональных качествах личности...

Теоретический анализ явлений самоэффективности...

Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева.

Теоретический анализ понятий «личностный успех» и «тип мышления». Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания...

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

Таким образом, результаты проведенного нами факторного анализа позволили

Мы предположили, что высокие оценки по шкалам «сотрудничество» и «компромисс» будут сопряжены с

Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин.

Похожие статьи

Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмоционального...

Автор: Пантелеева Татьяна Викторовна. Рубрика: 8. Педагогическая психология. Опубликовано в.

Таким образом, выявленные у участников эмпирического исследования показатели по шкале ОЭИ выше среднего уровня, говорят о развитых эмпатийно-коммуникативных...

Построение оптимальных структурных моделей шкалы...

Ключевые слова: NEO PI-R, психометрическая шкала, экстраверсия, численный ресамплинг, бутстреп, факторный анализ, анализ главных компонент, язык программирования R. Построение оптимальных моделей в психологии, социологии...

Существует ли единое определение эмоции в зарубежной...

Итак, исходя из определений, данных выше зарубежными учеными, мы видим, что

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В ходе проведения сравнительного анализа эмоциональной сферы подростков с высокой успеваемостью и низкой успеваемостью наиболее значимые

Менее значимые различия были выявлены: По шкале «гностические эмоции» в тесте определения направленности эмоций.

Повышение валидности и надёжности психологических опросников...

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии. Опубликовано в.

Результаты позволили сделать вывод о том, что с помощью виброизображения можно выявлять эмоционально-значимые вопросы из шкал опросников и производить анализ результатов тестирования с учетом...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта...

Группа риска. Неалекситимический тип личности.

Между шкалой «управление своими эмоциями» и алекситимией (rs = — 0,486, при p ≤ 0,05) выявлено, что чем выше уровень управления своими эмоциями, тем ниже уровень алекситимии.

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

Система высшего образования способствует развитию способностей студентов в духовном, нравственном и профессиональном отношении.

На основе анализа предпосылок эмоционального интеллекта, а также личностно-профессиональных качествах личности...

Теоретический анализ явлений самоэффективности...

Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева.

Теоретический анализ понятий «личностный успех» и «тип мышления». Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания...

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

Таким образом, результаты проведенного нами факторного анализа позволили

Мы предположили, что высокие оценки по шкалам «сотрудничество» и «компромисс» будут сопряжены с

Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин.

Задать вопрос