Библиографическое описание:

Макиенко М. Г. Художественная реальность исторического кинематографа // Молодой ученый. — 2009. — №6. — С. 199-201.

В сегодняшней культуре кинематограф занимает центральное место, он отражает события, которые происходили, происходят, и будут происходить в обществе и мире в целом. То есть кино обладает такой возможностью, как перенести зрителя в определенное пространство и время. Кинематограф обладает так же своим языком, временем и пространством. С помощью специфического языка кино доносит до нас суть происходящих событий, вовлекает нас в пространство фильма. Для того чтобы безошибочно понять, то, что до нас пытается донести экран необходимо, безусловно, разбираться в языке кинематографа.

            Рассмотрим определение «кинематограф» из энциклопедического словаря кино. Кинематограф – комплекс устройств и методов, обеспечивающих съемку и демонстрацию фильмов [1]. Попробуем дополнить, так как для фильма исключительную важность имеет и пространство, в котором будет сниматься тот или иной кинофильм. Тем самым, пространство и время исторического кинематографа являются синтетической формой выражения действительности, так как объединяют в себе свойства таких искусств как: литература, изобразительное искусство, театральное искусство, скульптура, архитектура, музыка, и многих других.

            Следует констатировать, что между литературой и кинематографом теряется определенная временная и пространственная граница. Большинство кинофильмов, которые экранизируются, ставятся по ранее написанным литературным произведениям. Режиссер при помощи выразительных средств кинематографа формирует определенное время, а соответственно и пространство кинофильма. Это делается, для того чтобы перенести зрителя в соответствующее время и эпоху. При экранизации исторических произведений литературы используются многосложные сюжетные и художественные построения.

            Например, в исторической драме «Тарас Бульба» (режиссер Владимир Бортко; Россия/2009) созданной по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя используются совершенно разные художественные приемы для передачи пространственно-временных позиций характерных для середины XVI века. Фильм отражает тяжелую ситуацию истории качества, все происходит в момент, когда запорожцы выходят на битву с польской шляхтой, а в центре внимание оказывается семья уважаемого казака Тараса Бульбы. Кинофильм «Тарас Бульба» - это повесть, которая рассказывает нам о конфликте, происходящем между отцами и детьми. Батальные сцены с казаками создают историческую реальность, национальные образы, колориты, костюмы, акценты, выразительные черты характера героев, место действия, неразрывная сюжетная линия, все это создает художественно-временную реальность исторического кино. Главные герои кинофильма и их характер и актерская игра очень точно отражают содержание написанного Н. В. Гоголем в своей повести. В моменты наиболее важные для фильма начинается переход от цветного изображения к черно-белому. С помощью такого приема, на наш взгляд, режиссер пытается привлечь наибольшее внимание к сюжету и словам героев, то есть нас не отвлекает ничего лишнее и помогает более полно воспринять ту ситуацию, которая происходит на экране. В этом методе есть некая художественная специфика, которая свойственна, как правило, исключительно историческому кинематографу. То есть для исторического кинематографа цветная и черно-белая гама имеет определенное художественное значение. В фильме прослеживается определенная музыкальная культура, которая создается музыкальными произведения прозвучавшими в фильме. То есть музыка так же оказывает влияние на формирование художественного образа и пространства исторического кинофильма. Закадровый голос, который используется в фильме, дает дополнительную окраску и этот прием «закадрового голоса» очень характерен для исторического жанра.   

            Исторические кинофильмы всегда были сложны для экранизации это, прежде всего, связано со сложностью подборки художественных средств.

У каждого кинематографического жанра есть собственная языковая, символьная, художественная система.

Если говорить об историческом кинематографе, то следует отметить, что для него характерны свои собственные выразительные и художественные средства.  

            Киноязык играет очень важную роль в формировании художественной реальности исторического кинематографа. Язык кинофильма начинается в начале и заканчивается в конце киноленты, пронизывает всю сюжетную линию и делает фильм более живым и реалистичным. Любое изображение на экране является знаком, несет информацию, является символом. Экран передает определенные значения и символы, без которых не возможно восприятие кинофильма.

            Кино у зрителя создает определенную иллюзию беспрерывного действия. Беспрерывность кинематографического действия имеет большое значение для ощущения реальности. На наш взгляд монтаж позволяет создать художественное беспрерывное действие, провести определенную сюжетную линию, задать рамки для киноповествования. С помощью монтажа осуществляется логичный и последовательный переход от одной сцены к другой, от одного сюжетного хода к другому. Для исторического кино монтаж является очень важным приемом для формирования пространства и времени, в котором развивается действие. С помощью монтажа раскрываются отдельно взятые образы, сохраняется сюжетная линия, композиция, художественное решение.

             Таким образом, монтаж задает определенный темп и ритм для каждого кинофильма, все зависит от жанра. Жанровые особенности, безусловно, оказывают влияние на метод монтажа. С помощью данного метода можно полностью изменить представление о фильме, выделить наиболее важные сюжетные и логические линии, раскрыть главных героев, определить первостепенное – важное для зрителя и второстепенно – некое дополнение для осознания, происходящего в фильме. Монтаж позволяет создать определенную объективную действительность и завершает задумку режиссера. Монтаж – является частью киноязыка, с помощью которого формируется не только время и пространство в кинофильме, но он также оказывает важное влияние на восприятие зрителями происходящего на экране. Связь между разными сюжетными и художественными линиями можно добиться, применив метод монтажа.

            Отметим, что в творческой практике, как правило, не бывает стопроцентных совпадений литературного сценария с окончательным вариантом фильма. Режиссёр в своей предварительной разработке и на съемочной площадке продолжает начатое сценаристом  строительство драматургического решения.

            Драматургия – высший уровень монтажа, а также поиска смысловых и эмоциональных сопоставлений сцен, поступков героев, раскрытия обстоятельств и ситуаций, попыток и методов вовлечения зрителей в решение проблем.

            Понятие драматургия в настоящее время достаточно широко трактуется как в профессиональной среде, так и в научной литературе.

            А.Г. Соколов предлагает следующее определение: «Драматургия – это особый способ выбора (отбора) содержания произведения и взаиморасположения его частей, который позволяет автору активно управлять мышлением, интересом и вниманием зрителя» [2].

            Можно сделать вывод о том, что особенности драматургии, а именно, главные требования к ней были достаточно понятными. Это необходимо донести в содержании кусков, блоков, элементов и частиц произведения,  так, чтобы не вызвать у зрителя сложностей при восприятии и осознании происходящего на экране.

            Тем более, это характерно для исторических фильмов, где большое значение в роли главного героя имеет простой народ. Как правило, большинство исторических фильмов строится на архивном материале, который режиссер использует для реализации своего художественного замысла. Для исторического кино нужен не яркий герой, а яркое историческое событие, в котором оказался тот или иной человек. С помощью исторической хроники на сегодняшний день экранизируется большая часть имеющегося материала, режиссеры создают определенную историческую атмосферу в фильме с помощью архивного материала.     

            Для каждого жанра кино характерно свое художественное пространство и время. Жанровая характеристика оказывает большое влияние на будущую кинокартину. Кинематографический жанр понимается исходя из следующих характеристик:

·         способ и метод развертывания художественное и пространственного образа;

·         формирование устойчивых композиционных и художественных решений;

·         сюжетный, постановочный и тематический анализ кинопроизведения;

·         метод художественного выделения более главных драматических событий в кинофильме;

·         условность, применяемая в кинокартине;

·         художественный знак, образ и язык.

Соответственно, задача творцов сводится к тому, чтобы драматургическая организация материала, построение рассказа на экране вовлекло, втягивало зрителя в познание реальных, конкретных жизненных событий и явлений.

Дадим определение жанра.  Жанр художественный (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как "бытовой жанр — портрет — пейзаж — натюрморт", свойствен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве [3]. В каждом жанре существует своя степень приближенности к действительности, она и формирует пространственно-художественные составляющие кинофильма. Каждый кинематографический жанр основан на типе условности. Если мы говорим о влиянии жанра на художественное пространство, время и реальность кинематографа, то не стоит забывать о таком понятии как «жанровая формула». Мы считаем, что жанровая кинематографическая формула имеет следующие определение – знаки, символы, язык, определенные художественные, монтажные решения, которые формируют некоторую последовательность методов и принципов создания фильма. Жанрообразование продолжается и на сегодняшний день, он формируется под влиянием времени, истории, разных политических ситуаций. Жанровые определения создаются индивидуально для каждого кинематографического произведения.

В последнее время очень многие киноведы стали говорить о роли семиотики в кинематографе при формировании художественных и выразительных средств. В семиотике кино очень важное значение имеет понятие знака. Знак - кто-то или что-то, свидетельствующее о чем-то ином, отличном от него самого. Знак является признаком, изображает, обозначает, фиксирует или кодирует это нечто (свой референт или обозначаемое) в человеческом сознании (интерпретаторе). Знак не просто обозначает свой референт, но еще и описывает (характеризует) его, а также выступает вместо него как постоянный его представитель при обработке в различных знаковых системах [4]. Зритель, который находится перед экраном в кинотеатре он видит в первую очередь знаки характерные для того или иного жанра кинематографа, а знаки, следовательно, формируют знаковые системы с помощью которых и формируется художественное пространство кинофильма.

Семиотика в целом оказывает большое влияние на формирование художественного времени в кинофильме. Для исторического кинематографа большое значение имеют знаковые семиотические системы. Ведь в истории много разных фактов, а каждый исторический факт в отдельности в кинематографе перевоплощается в семиотический знак, а знаки формируют семиотическую знаковую систему.  Дадим определение семиотики. Семиотика - наука о знаках, знаковых системах и семиотической реальности. Предметом семиотики является анализ знаков и знаковых систем, полученных в различных науках или в практической деятельности, и их обобщение в рамках специфических для семиотики концептуальных схем [4].    

            На формирование художественное пространства и времени большое влияние оказывает применение технических средств используемых для проведения съемки и демонстрации кинофильмов.

             

Используемая литература:

  1. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 640 с., 96 л. ил.
  2. Соколов А.Г.  Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television/cinema/ video. – М.: Издатель А.Г. Дворников, 2003.  – 206 с.
  3. http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00025/98600.htm&encpage=bse
  4. http://nounivers.narod.ru/pub/as_voc.htm

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle