Автор: Фомин Игорь Вячеславович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (6) июнь 2009 г.

Библиографическое описание:

Фомин И. В. Перспективы использования механизма венчурного финансирования в целях развития региональной инновационной системы // Молодой ученый. — 2009. — №6. — С. 79-82.

Новые технологии – это основа мировой конкурентоспособности государства. В современных условиях, когда из-за настигшего мировое хозяйство экономического кризиса многие иностранные компании вынуждены приостанавливать или сворачивать свое производство в России, целесообразным является развитие отечественного производителя на основе инновационных, наукоемких технологий. Такое развитие обеспечит высокую конкурентоспособность отечественных товаров на российском и мировом рынках.

При этом единственным способом финанси­рования инноваций для вновь созданных инновационных компаний зачастую становится механизм венчурного (рискового) финансирования. Поскольку использование банковского кредитования для такой цели невозможно в силу того, что финансовый провал, называемый на жаргоне инвесторов «долиной смерти» [3, с.23], приходится на ранние стадии развития компаний, когда у нее отсутствуют стабильные доходы, кредитная история, материальные активы, которые могли быть использованы в качестве залога. Венчурное инвестирование – это вложение средств в обмен на долю в уставном капитале компании, находящейся на стадии начального развития, в расчете на рост капитализации компании в будущем и получение высокой прибыли при продаже этой доли.

За рубежом, особенно в США и в ряде стран Западной Европы, механизм венчурного финанси­рования инновационных проектов активно исполь­зуется уже не одно десятилетие. Венчурный капитал способствовал успеху таких известных компаний, как Microsoft, Intel, Apple Computer, Lotus, Solectron, Brookstone, Genen Tech, Sports Authority, Ли Bon Pain, Federal Express и многих других. При этом развитие инновационных компаний с помощью венчурного капитала во многих странах стало возможным благодаря реализации государственных программ, таких как Yozma в Израиле, SITRA PreSeed в Финляндии, SBIC в США и др.

Основы государственной политики развития венчура в России были изложены в проекте «Концепции развития венчурной индустрии в России», которую представило Минпромнауки России на заседании Правительства РФ 13 ноября 2002 года. Предусмотрен­ные в ней меры государственного сти­мулирования были призваны активи­зировать высокотехнологичный сектор промышленности. Для этого предлага­лось провести инфраструктурные пре­образования подотчетных государству научных организаций: в частности, со­здавать при них агентства по трансферу технологий, которые возьмут на себя задачу «инкубирования» компаний на начальной стадии их развития.

Методологической основой реализации политики государства в рамках данной концепции стала поддержка деятельности венчурных инновационных фондов с государственным долевым участием с целью снижения или компенсации рисков частного инвестора (государственно-частное партнерство).

Для этих целей в рамках рынка коллективных инвестиций существует инструмент, благодаря которому государство, осуществляя инвестиционные вложения в стоящие перед ним приоритетные задачи, имеет возможность реализовать данные проекты на условиях рационального, прозрачного, эффективного партнерства, основанного на принципе баланса интересов и построенного путем консолидации рыночных и государственных финансовых ресурсов через конструкцию паевого инвестиционного фонда (ПИФ).

Реализация этого механизма стала возможна после принятия официальной формы венчурного фонда как закрытого паевого инвестиционного фонда особорисковых (венчурных) инвестиций (далее – ЗПИФ ОРВИ), а также законодательного закрепления необходимых условий его формирования [1].  Важной особенностью такой формы организации венчурного капитала является то, что аналогично американскому партнерству с ограниченной ответственностью (LLP) исключается двойное налогообложение доходов инвесторов.

На практике использование института государственно-частного партнерства началось в последние годы. Так в 2006 году были созданы ОАО «Российская венчурная компания» и ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий». С 2005 года в регионах реализуется программа Минэкономразвития по созданию «Региональных фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере». Основной задачей  формирования подобных фондов является финансирование малых высокотехнологичных компаний в регионах. На сегодняшний  день уже созданы венчурные фонды в 21 регионе: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Пермская, Томская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская области, республики Татарстан, Мордовия и др.

Формирование таких фондов осуществляется на условиях, предусматривающих приобретение паев как государственным инвестором, так и частными инвесторами. Для этого проводится конкурс на выбор управляющей компании регионального венчурного фонда. Последняя по условиям конкурса должна привлечь 50% средств фонда, остальные перечисляются из федерального (25%) и регионального бюджетов (25%). 

Иными словами, создание и развитие регионального венчурного финансирования дает реальный шанс для развития малого инновационного предпринимательства. На каждый вложенный рубль региональных средств приходится три рубля инвестиций, два из которых — частные вложения. При этом все инвестиции направляются только в региональные инновационные компании. Это способствует развитию экономически самостоятельных  и «вытягиванию» депрессионных регионов страны.

При этом переход региональной хозяйственной системы к инновационному типу экономического развития представляется наиболее перспективным и результативным с точки зрения обеспечения как региональных, так и национальных интересов, способным стать тем направлением, которое позволит многим регионам и государству выйти из кризиса и совершить прорыв в экономическом развитии.

Реализация предложенного перехода автору представляется возможной на условиях построения слаженной системы взаимодействия цепи субъектов «государства – науки – бизнеса», объединенных термином «государственно-частное партнерство». В результате такого партнерства все участники имеют возможность достижения определенных результатов, а в перспективе такое взаимодействие приведет к усилению конкурентоспособности экономики и повышению качества жизни населения. При этом следует сделать акцент на взаимодополняемости сторон в реализации инновационного потенциала региона.

В экономической литературе существуют множество определений понятия инновационный потенциал. Многие авторы концентрируют свои усилия на изучении его отдельных аспектов, поэтому зачастую инновационный потенциал отождествляется с понятиями научного, интеллектуального, творческого, научно-технического потенциалов.

На взгляд автора, инновационный потенциал следует рассматривать как мера способности и готовности организации, региона или иного экономического субъекта осуществлять инновационную деятельность. При этом под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала, а под готовностью – достаточность уровня его развития для построения инновационной экономики. Данный подход представляется обоснованным и позволяет структурно представить инновационный потенциал региона как с точки зрения ресурсной компоненты, характеризующей возможности отдельных ресурсов для осуществления инновационной деятельности в регионе; так и результативной компоненты, отражающей результат реализации использования ресурсных возможностей, т.е. характеризующей достигнутый уровень инновационного потенциала. Внутреннюю составляющую (структуру) инновационного потенциала региона образуют: экономический и научный потенциалы, а его внешней составляющей является интеграционное взаимодействие с другими регионами, конкурентоспособность региона на государственном и мировом уровне.

Рисунок 1. Структурный подход к определению инновационного потенциала региона.

В рамках данной позиции автора необходимо указать, что само наличие инновационного потенциала является необходимым, но недостаточным условием для развития инновационной деятельности. Иначе говоря, степень эффективного использования совокупности инновационных ресурсов зависит от той или иной институциональной комбинации (социальной формы), т.е. инновационный потенциал может остаться невостребованным, если не будет социальных форм, способных его реализовать. В роли таких форм для выполнения показанной на рисунке цепочки «наука – инновации – производство» выступают субъекты инновационной инфраструктуры. Именно инно­вационная инфраструктура, как система организаций, выступает связующим звеном между научной идеей и ее практическим воплощением.

Первыми в России стали появляться технологические парки и бизнес-инкубаторы на базе высших учебных заведений и крупных государственных научных центров (ГНЦ) в начале 90-х гг. Далее была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), основной задачей которых является обеспечение доступа к производственным площадям сформировавшимся малым инновационным предприятиям. В свою очередь инновационно-промышленные комплексы (ИПК) создавались, как правило, на базе незадействованных производственных мощностей крупных предприятий, а технологические кластеры выполняли роль инновационно-промышленных парков, также обеспечивая возможность изготовления продукции. С 2003 года развиваются информационно-аналитические центры и коучинг-центры, а также центры трансфера технологий (ЦТТ), целью которых является передача инновационных разработок в стадию практического использования.

И наконец, совершенно новым инструментом поддержки инновационной деятельности в регионах в системе их инновационной инфраструктуры стал институт государственно-частного партнерства. В этом случае государственно-частное партнерство представляет собой союз государства, науки и бизнеса в целях  реализации общественно значимых проектов и программ в различных отраслях народного хозяйства с учетом согласования интересов и обеспечения равноправия  его участников [2].

В данном механизме задачей науки является предложение новых разработок; роль государства состоит в создании условий для всех участников (обеспечение безопасности, снижение рисков, предоставление гарантий, налоговых льгот и т.п.), контроле и финансировании инновационных проектов. Бизнес должен обеспечить эффективное управление и выполнение обязательств по финансированию инновационного процесса.

Таким образом, исследование современных тенденций позволяет сделать вывод о том, что ключевыми социально-экономическими и организационными элементами развития национальной инновационной системы, обладающими свойствами взаимосвязи и взаимообусловленности, являются инновационный потенциал, инновационная инфраструктура, государственно-частное партнерство. При этом каждый элемент играет определенную роль в инновационном развитии и призван оказать определенное влияние на создание инновационной экономики региона (региональной инновационной системы).

Формирование и развитие указанных элементов при наличии функциональных связей между ними обеспечит инновационное развитие федерации в целом и ее регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Приказ ФСФР от 8 февраля 2007 г. № 07-13/пз-н «Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (в ред. Приказа ФСФР РФ от 24.07.2007 N 07-85/пз-н)

2.      Виллисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть, 2006. – №7.

3.      Каширин А.И. В поисках бизнес-ангела. Российский опыт привлечения стартовых инвестиций / Каширин А.И. Семенов А.И. – Москва: Вершина, 2008. – 383с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle