Библиографическое описание:

Фаталиева С. Ф. Жанр комедии в кинотворчестве стран Востока // Молодой ученый. — 2009. — №6. — С. 202-204.

This article is devoted to Eastern cinema and comedies. There is described periodical development of comical genre in Azerbaijan, Turkish and Indian cinema.  Here is talked about screen adaptations in Azerbaijani cinema. Then there is called the famous cinema staff in the Turkish and Indian cinematography.  At last here is informed about modern cinema in the Eastern countries.

Из киноистории очевидно, что первые шаги кинематограф сделал в комедийном жанре.[2] Этот жанр преобразился образами Чарли – Ч.Чаплина, Питкина – Н.Уиздома, Тото  - Гальярди и многих других великих мировых комиков, как на Западе, так и на Востоке. К появлению кинематографии очень имеет отношение театр теней, существовавший издревле во многих странах. Он до сих пор популярен в Турции. Это спектакли, в основу которых легли приключения о местном комическом герое – остроумном Карагёзе. Другой же комический персонаж-Молла Насреддин стал неотъемлемой фигурой в кинотворчестве почти всех тюркоязычных и арабских стран, а также  Ирана, Афганистана и т.д.

После появления синематографа в Европе, это гениальное изобретение перевозилось из страны в страну, в том числе и страны Востока.

В Азербайджане кино появилось в 1898 году, но нужно отметить, что первые отечественные фильмы были отнюдь не в комедийном жанре. За исключением некоторых фильмов, поставленных режиссером Б.Светловым. Но, к сожалению, об этих фильмах мало, что известно, даже имена актеров во многих этих картинах неизвестны нашим современным зрителям.

Рассматривая историю кино Азербайджана, можно сделать такой вывод, что оно  больше преуспело в жанре комедии, подарив мировому кинематографу самую яркую экранизацию произведения великого композитора Уз. Гаджибекова – «Аршин мал алан» (1945 г.), которая прошлась с огромным успехом по всему миру,  отличается неподдельной веселостью, и искренним лиризмом, и глубоко азербайджанским национальным колоритом. [3] Выдающийся певец Азербайджана Р.Бейбутов своим пленительным голосом лирико-драматического тенора наполнил фильм романтическим духом, красив и эффектен в различных костюмах, он умело проявил чувства, например, видна искра в глазах, непринужденные движения,  манеры впечатленного красотой девушки молодого человека и т.д. В созданном образе Л.Бедирбейли сумела передать зрителям нежность, девичью гордость юной Гюльчохры. При рассмотрении других образов, становится очевиден талант и других актеров, особенно Л.Абдуллаева, Ф.Мехралиевой и др.

Картина удостоилась Сталинской премии, что имело огромное значение в Советское время. Сама оперетта не сходит с репертуара профессиональных театров, по сей день…

Национальное кино Азербайджана богато и другими экранизациями классических произведений литературы. Умело используя творческий материал отечественных писателей, например, М. - Ф. Ахундова, Дж. Мамедкулизаде и др. азербайджанские кинематографисты внесли огромный вклад в кинокультуру страны…

В 1896 году в  Турции произошел первый показ кино,  затем с 1914 года началось развитие турецкого кинематографа. Если во многих странах фильмы поначалу показывались в балаганах и случайных помещениях, то в Турции их показывали в читальнях, театрах, а впоследствии – в учебных заведениях.

 В первой половине 60-х годов 20 века увеличилось количество комедий в турецком кино. Х.Санер снимал фильмы, взятые из американских салонных комедий. В этих картинах играли в основном уже знаменитые актеры турецкого кино Т.Шорай, С.Алышык, И.Гюнай и др. 

В это же время кино Турции приобрело звезду комедийного искусства – Ф.Каракайа, создавшего образ добродушного бродяги – Джилалы Ибо, несколько напоминавшего героя Ч.Чаплина. Через  несколько лет появился на экране новый типаж – Турист Омер, в исполнении С.Алышыка, который вытеснил  героя Ф.Каракайа. Тоже добродушен как Келоглан, и, как Дюмбюллю много повидавший в жизни человек, как Джилалы Ибо бранящийся повсюду…

В те же годы на экранах появляется новый образ – Тайфур из Аданы, создателем  которого был О.Серенгиль. Появление этого героя не нарушило традиционную цепь комедийных фильмов. О.Серенгиль изначально был предназначен для комедийных ролей. Имел очень забавную внешность, особенно длинные усы, лысину. Все это было хорошим атрибутом для создания комедийных образов. Этот типаж закрепился за этим актером после выхода на экран в 1964 году фильма «Adanalı Tayfur kardeşler» «Братья Тайфур из Аданы» режиссера З. Давутоглу.

Есть комедии, которые осуществляются не только для того, чтобы развлечь зрителей. В них – сплав веселого и печального. В турецком киноискусстве часто можно увидеть такие фильмы, особенно в творчестве И.Салмана, а также с участием К.Сунала,  самого популярного турецкого актера – комика. К. Сунал с прихода в кино сразу заметил отличие театра от кино. Главной особенностью комедий с участием  К.Сунала – показ быта жизни масс во все времена. Именно взятие из повседневной жизни тематики фильмов с К.Суналом, легкое восприятие их зрителями, создание народных образов приводит  к усвоению уроков и восприятию сообщений авторов этих комедий. Успех в кино К.Сунала заключается в умении отличать игру на театральной сцене от игры на  киносъемочной площадке. [4]

До 1970-х г.г. комическая черта в турецкой кинематографии носила характер комедии действия. В основе таких фильмов лежали смешные реплики, действие актеров, здесь в основном, комизм передавался с помощью мимики не главными героями, а исполнителями второстепенных ролей, которые сопровождали свою игру обильными жестами и шутливыми разговорами между собой.

Современная турецкая кинематография отличается от времен «Ещиль чам» («Зеленая сосна». Так называют фильмы 60-х -70-х г.г.) В основном, кинокомедии конца 90-х начала 2000-х г.г. снимал и продолжает весьма успешно снимать режиссер С.Четин. Наши исследования выявили, что нынешний кинематограф Турции не изобилует количеством, но улучшилось качество, с приобретением новейшей технологии.  Лучшими актерами в сфере кинокомедии являются Дж.Йылмаз, Дж.Кючюкайваз, С.Явруджук и мн.др.. Некоторые современные картины повторяют стиль ранних кинокомедий, например, «Hababam sınıfı askerde» «Класс непосед в армии» (2005 г.) режиссера Ф.Эйильмеза, но такие переэкранизации не приветствуются всеми...

«Движущаяся фотография», как и многие другие новинки, была тотчас же завезена европейцами в Индию; в 1896 году она была уже показана в одном из крупнейших индийских городов – Бомбее. [1][2] Трагическая история Индии оказала самое непосредственное влияние на развитие индийского кино, определила содержание фильмов и многие их особенности. Может быть, поэтому кинофильмы снимались  в комедийном жанре значительно меньше, чем в жанре мелодрамы. Основным источником  сюжетов были великие эпические поэмы Индии «Махабхарата» и «Рамаяна» с их переходившими из уст в уста рассказами о приключениях божественных героев, жестоких распрях, вызванных происками злых и легковерием добрых, которые затем в жестокой борьбе возвращают свое достояние и честь. В 1926 году выходит первая значительная кинокомедия о современных нравах – «Только сейчас из Англии» Дхирендхара Натха Гангопадхайя. В ней были осмеяны индийцы, которые сильно подражают западным нравам и с презрением относятся к индийской культуре. Комедия оказалась настолько меткой, что ее название «Только сейчас из Англии» стало нарицательным выражением, вошло в народный язык и употребляется и поныне.

Когда мы говорим об индийской кинематографии, прежде всего перед зрителями появляется образ режиссера и актера Р.Капура – мастера, умело использовавшего национальные песни и танцы.  [1][5] Капур нашел своего героя – его Радж, несмотря на некоторые черты внешнего сходства с персонажем героя Чаплина, существенно от него отличается. Капуру удалось создать образ, вобравший в себя лучшие черты индийского национального характера. Всегда делая ставку на развлекательный  кинематограф, он вместе с тем стремится создавать такое «коммерческое» кино, которое, используя доступные и привычные для массового зрителя жанры, например мелодраму, музыкальную лирическую ленту, даже комедию, затрагивало важные и наболевшие аспекты общественной жизни. На огромном несоответствии общепринятых навыков и действий Р. Капура строился комизм сюжетов, особенно в его фильме – «Shree 420» (Господин 420) (1955) и фильме с его участием - «Sapno ka saudagar» «Продавец мечты» (1968) [5] На различном несоответствии  тщательно поддерживаемой внешности  респектабельного богача и унизительными положениями, в которые ставит бедняка бессердечная действительность, строился комизм его маски.

 Создав глубоко лирический и в  то же время грустный образ маленького, незащищенного человека, живущего в жестоком мире, где властвует ложь, Р. Капуру удалось вскрыть, выставить на показ язвы общества. В картине «Господин 420» очевидны актерские и режиссерские способности Р.Капура. Эта сатирическая комедия с романтическим духом, присущим восточной кинематографии,  получила сразу 9 премий от Бенгальской Ассоциации киножурналистов и по сей день на экранах мира не теряет своей прелести… [1]  А фильм режиссера М.Каула «Продавец мечты», где он создал комедийный образ, выявил его актерский талант. Радж Кумар (Р.Капур) – «продавец мечты». Будучи сыном землевладельца, он раздал после смерти отца земли крестьянам, надел иностранную одежду (похожую на австрийскую) и кинулся странствовать, «продавая мечты». Стиль  картины напоминает обычные мелодрамы, присущие восточ­ному кино...

Исследование показало, что в современном индийском кинотворчестве количественного кризиса не наблюдается как в других странах, подвергшихся застойному периоду  в кино. Кинопроизводство в Индии развивается не только по количеству, но также и по качеству. Умело используя новейшую киноаппаратуру, индийские кинематографы добились аудиовизуального качества, а количество песен способствующих излишнему  удлинению картин, заметно уменьшилось. Тем не менее, проблема стиля жанра кинокомедии остается нерешенной. Перенятые сценарии из западных картин, эпизоды уличных потасовок, излишняя мимика и т.д. характеризуют слабость этого жанра. Надо отметить, что индийская кинематография должна гордиться своими талантливыми операторами, которые умело подчеркивают красоту природы, также виртуозно направляют камеры на актеров, придавая событиям яркую окраску. Передаче хорошей видимости также содействует использование качественной пленки, новейшей аппаратуры, что играет важную роль…

Исследования подтвердили, что индийские кинематографисты не так часто обращаются к этому прекрасному жанру – комедии.  Самыми популярными современными актерами кинокомедий, вышедшими на мировую арену можно назвать Джаведа Джаффрей и Айшварию Рай и др.

Восточным кинокомедиям присущи, в основном, свой сугубо национальный колорит, свой «язык». Они могут быть доступны меньшему количеству кинозрителей. Но кинокомедии Востока и восточную кинематографию в целом объединяет схожесть национальных традиций, и, тем самым, они являются более доступными восточному зрителю. Это подводит к такой мысли, что именно поэтому западные кинокомедии столь популярны и распространены в мире, а восточные имеют зрительский успех, в основном, на Востоке.

В восточной кинематографии комедийных фильмов гораздо меньше, чем мелодрам, может быть оттого, что характеру народов Востока свойственна сентиментальность. Но, тем не менее, Восток не раз доказывал, что может удачно применять и жанр кинокомедии…

 

Литература:

1.«Великие кинозвезды 20 века», «Мартин», М., 2001 г., с.194

2.«Кино. Энциклопедический словарь», М., «Советская энциклопедия», 1986 г., 170

3. Kazımzadə А. Azərbaycan kinosu 1. Filmlərin izahlı kataloqu 1898-2000, B.: “Nağıl evi”, 2003 il, s.5-7, 37

4. Sunal A. K.’’ Tv ve sinemada Kemal Sunal güldürüsü’’, ’’Om yayınevi’’, İst., 2001, s.10, 23, 28, 70, 73

5. Интернет ресурсы:  www.imdb.com

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle