Библиографическое описание:

Хлопкова О. В. Возможности дистанционной работы в школе // Молодой ученый. — 2009. — №6. — С. 196-198.

Тот, кто не смотрит вперед,

оказывается позади.

Д.Герберд

Концепция модернизации российского образования предполагает информатизацию образовательного процесса в целом, насыщение его информационными технологиями и информационной продукцией. Система повышения квалификации и переподготовки кадров занимает достойное место в информационном обществе в связи с активным его развитием. В последние годы получение квалифицированных знаний педагогами в данной области стало доступным повсеместно. Организуются курсы, семинары, мастер-классы в самих учебных заведениях и организациях, отвечающих за переподготовку кадров. Для современной системы образования стало доступным использование новых технических и педагогических возможностей, средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и наполнить новым содержанием образовательный процесс.

Информационная среда современной образовательной системы школ  - это система представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых и традиционные, и инновационные технологии. Учителя используют в своей работе учебные пособия на единичных электронных носителях CD, электронные библиотеки, порталы цифровых образовательных ресурсов, учебные издания, материалы электронных образовательных ресурсов в Интернете, материалы, созданные непосредственно на сайтах школ, персональных сайтах. Стало доступным использование современных информационных систем как в каждодневном взаимодействии с учащимися, так и в дистанционном обучении. Причем качество дистанционной работы остается высоким: учитель имеет возможность видеть ученика, слышать его, контролировать все его действия. В образовательных учреждениях, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, в качестве основной целевой функции выступает развитие индивидуальности ученика. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) средствами обучения становятся базой современного образования.

Степень достижения планируемых результатов от внедрения ИКТ характеризуется средой, в которой реализуется информационная технология, и компонентами, которые она содержит: 

-  технологическая среда (вид используемых технических средств, их состояние, количество и область применения);

-  программная среда (набор программных средств, их качество, широта использования и доступность); 

-  предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

     - методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности, мониторинг результативности и др.). Таким образом позиционируют себя школы, реализующие персональные программы информатизации.

Большие возможности открываются перед коллективами, использующими в своей работе программный продукт moodle (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда), посредством которого создаются обучающие курсы и web-сайты. Программа информатизации позволила многим школам на базе этой системы расширить свои возможности посредством реализации дистанционного обучения. Дистанционное обучение, таким образом, стало доступным для многих учащихся: детей-инвалидов, для которых оно является средством получения общего образования, для детей из общеобразовательных школ – это возможность повышения качества знаний по учебным дисциплинам, получение дополнительного образования. Учителя, идущие в ногу со временем, создают свои обучающие курсы в оболочке moodle, работают с детьми в данной оболочке в классно-урочной форме и дистанционной.

Задачи, которые может реализовать школа, использующая данный программный продукт, очень широки и возможны в одной модульной системе:

- обучение, проверка, закрепление знаний учащихся по общеобразовательным дисциплинам;

- работа с отстающими учениками, учениками, пропускающими  занятия в школе по уважительным причинам;

- углубление, расширение образовательного кругозора учащихся;

- овладение навыками работы с электронными ресурсами педагогическим составом школ;

- создание и использование материалов электронной «Методической копилки» в повседневной педагогической деятельности и т.д.

Тесты и обучающие курсы. Обучение в оболочке moodle в настоящее время осуществляется посредством созданных интерактивных курсов. Они разрабатываются в соответствии с утвержденными авторскими программами определенных учебных дисциплин. Работая с учеником в данных курсах, учитель реализует поставленные задачи: пройти все темы программы либо ликвидировать пробелы в знаниях по некоторым из них, а также заинтересовать ученика новой формой изучения данного предмета. В общеобразовательных школах последовательность работы с использованием обучающей оболочки moodle возможна следующая:

1. классно-урочная форма работы – 2. выявление пробелов в знаниях – 3. обучение в курсах moodle – 4. ликвидация пробелов в знаниях.

Заинтересованность ученика новой формой изучения учебного предмета, ликвидация пробелов в знаниях начинается с третьего шага. Интерактивную работу возможно осуществить раньше:

1. классно-урочная форма работы – 2. тестирование в moodle – 3. выявление пробелов в знаниях – 4. ликвидация пробелов в знаниях.

Система тестирования, организованная в интерактивной оболочке, по окончании прохождения определенных тем учебной дисциплины либо определенного временного интервала (четверть, полугодие, учебный год) позволяет видеть пробелы в знаниях учащихся. Ошибки, допущенные учеником, система отображает сразу после прохождения теста. Учитель затем структурировано может строить работу на отработку только тех тем программы, которые необходимы ученику.

Учебные программы в школе пока не стандартизированы, многие образовательные заведения работают по утвержденным авторским программам. Обучающие курсы в системе moodle, созданные и используемые в общеобразовательных школах, могут состоять из основных тем образовательной программы и не соответствовать тематическому планированию классно-урочной работы с учащимися.

Использование данной системы не ставит целью только работу с отстающими и часто болеющими детьми, отсутствующими на уроках в школе. Перспектива использования обучающей оболочки moodle возможна в создании системы интернет-репетиторства. Учителя в интерактивных курсах могут работать с учениками из других школ, городов. Ученики, в свою очередь, могут посредством интернет знакомиться с творчеством учителей, выбрать педагогов, с которыми хотели бы заниматься по определенному предмету или ряду предметов. Основные шаги по осуществлению такого вида деятельности:

1. знакомство с образовательным порталом – 2. выбор предмета, учителя – 3. планирование работы учителя и ученика организационным центром – 4. тестирование по предмету – 5.  осуществление учебной деятельности.

Проектная деятельность школы. Независимое использование оболочки и тем самым широкое применение ее возможностей может выражаться в реализации проектной деятельности образовательных учреждений. Представление в интернете коллективных и индивидуальных проектов учащихся школы – это самостоятельная деятельность детей под руководством учителя в интернете. Ребята могут сами выкладывать в интернет сообщения по проекту, обсуждать в форумах данные сообщения, дополнять их. Это дает возможность презентаций собственных наработок, репортажей мероприятий и т.д.

Практическая значимость проектной деятельности:

- широкое использование содержания материалов в классно-урочной и внеклассной деятельности,

- неограниченные временные рамки по созданию, использованию проекта,

- широкий круг дополнительных участников проекта и т.д.

Классные страницы. В обучающей оболочке moodle могут быть представлены страницы классов, в разработке которых принимают участие и учителя, и ученики. Учащиеся презентуют на сайте материалы внеклассных мероприятий, сообществ, форумов, «доски почета» и т.д. Классная страница может также содержать расписание занятий, индивидуальные учебные планы детей, электронный журнал.

В последние годы в рамках единой системы информатизации многие школы создают свои обучающие курсы, используя оболочку moodle. В образовательных учреждениях разные интерактивные курсы в зависимости от компетентности и заинтересованности педагогического состава. В рамках реализации системы интернет-репетиторства ученику может быть необходима помощь по учебным дисциплинам, интерактивные курсы по которым могут разрабатываться специалистами разных учебных заведений. В таком случае могут помочь методические объединения на базе созданных предметных лабораторий. Они позволят использовать в своей деятельности новый опыт работы в соответствии с веяниями нового времени. Время диктует нам свои правила и открывает широкие возможности для самореализации и совершенствования своей деятельности.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ликвидация пробелов, ликвидация пробелов, ученика новой формой, ученика новой формой, классно-урочная форма работы, классно-урочная форма работы, новой формой изучения, дистанционной работы, новой формой изучения, выявление пробелов, доступным использование, выявление пробелов, доступным использование, учебным дисциплинам, учебным дисциплинам, общеобразовательных школах, общеобразовательных школах, образовательных учреждениях, проектной деятельности, образовательных учреждениях.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle