Библиографическое описание:

Кощеев С. В., Дзюбина А. В., Хлебников С. С. Организация системы дополнительного профессионального образования в контексте подготовки города Сочи к проведению олимпийских игр // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 476-480.

Встатье рассматриваются актуальные вопросы подготовки кадров сферы туризма и сервиса для проведения Олимпийских игр 2014. Приводиться анализ современной системы ДПО используемой при подготовки кадров для обслуживания Олимпийских игр 2014.

Ключевые слова: олимпийские игры;подготовка персонала; инновационный подход; сфера обслуживания.

Реализация мер, направленных на процесс подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи тесно связана с обучением высококвалифицированных кадров [3]. Для проведения Олимпийских игр 2014г. нужны не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные специалисты, обладающие современными знаниями и умениями применяемые в сервисе. В связи с этим, одной из главных задач по подготовке кадров для Олимпийских игр 2014 г., является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных качественно (на уровне мировых стандартов) предоставлять весь спектр туристско-рекреационных и туристско-спортивных услуг.

Для обеспечения реализации этой задачи, связанной с подготовкой и проведением Олимпийских игр в городе Сочи, был разработан план мероприятий по обучению персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (№ ДК-П12–7838 от 09.11.2011 г.). В соответствии с этим документом Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию и контроль его выполнения.

Основной функцией, данного документа, является построение системы управления знаниями, необходимой и достаточной для осуществления качественной и экономически эффективной подготовки кадров для олимпийских и крупномасштабных спортивных проектов, как для Российской Федерации, так и за ее пределами.

В настоящее время в г. Сочи переподготовка кадров осуществляются в рамках программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования (ДПО), реализация которых регламентируется следующим основным нормативным документом: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому закону ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Следует отметить, что в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ необходимость повышения квалификации работников, профессиональной переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (как правило, для большинства профессиональных отраслей — не реже одного раза в пять лет) [2].

В тексте ст. 10 Закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» написано, что «Система образования включает в себя [1]:

1)                 федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2)                 организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3)                 федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4)                 организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5)                 объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования».

Так же в ст.10 дается структура образования, которая подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В свою очередь, образовательная система, как и другие социальные системы, созданные под воздействием развития общества, имеет заданную ей цель функционирования.

Для существующей образовательной системы (направленная на подготовку кадров для Олимпиады), включающая высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование (рис. 1), как важнейшего социального института современного общества, эта направленность становиться ключевой, определяющей не только структуру и основы функционирования самой системы, но и её взаимосвязь с другими социальными институтами и, что особенно существенно, ту роль, которую она выполняет в общественном развитии [5,8,9].

Рис. 1. Макроструктура научно-образовательной системы [4]

На современном этапе, прежде всего с учетом проведения Олимпийских игр в г.Сочи, эта роль заключается в реализации государственной политики в области подготовки высококвалифицированных кадров для Российской Федерации, в которой качественная подготовка кадров, с учетом мировых стандартов, провозглашена определяющей.

В свою очередь дополнительное профессиональное образование должно учитывать и быть увязано с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и стратегиями социально-экономического развития регионов. Основой ДПО должна быть интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности при реализации программ дополнительного образования. ДПО должно осуществляться не только на мощностях традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но на базе новых организационных структур: научно-образовательных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических центров (ИТЦ), центров трансфера технологий (ЦТТ), бизнес-инкубаторов и др [6,7].

Основываясь на приведенных выше положениях и на основании сетевого плана взаимодействии ВУЗов, утвержденного Министерством образования и науки РФ, решения Управляющего комитета № 35–02–01/60 от 23 ноября 2012 года ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» является ответственным за обучение персонала объектов гостиничных, санаторно-курортных, экскурсионных услуг в городе Сочи.

Программа повышения квалификации «Совершенствование личностных, профессиональных и языковых компетенций персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» ориентирована на обучение персонала гостиничных, санаторно-курортных, торговых и экскурсионных организаций. Данная программа включает в себя три модуля: олимпийское гостеприимство, профессиональные компетенции и иностранный язык.

Сферой применения слушателями полученных в ходе обучения профессиональных компетенций, умений и знаний является их профессиональная деятельность на предприятиях сферы гостеприимства в условиях организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр.

За период обучения персонала предприятий города Сочи с 4 квартала 2011 г. по 3 квартал 2013 г. в Сочинском государственном университете прошло обучение более трех тысяч человек.

Рис. 2. Процентное соотношение слушателей по направлениям

Проведя анализ всей совокупности обученного персонала можно сделать ряд выводов:

1.                  Основная масса, слушателей представители сферы торговли и бытового обслуживания. Это факт закономерен в силу многочисленности организаций данных сфер в городе, так как город имеет курортную специализацию.

2.                  Большая часть персонала, прошедшего обучение, представители организаций расположенных в Центральном районе города Сочи. Второе и третье место делят Адлерский и Хостенский районы соответственно.

3.                  Основной поток обучения пришелся на 4 квартал 2012г.

Рис. 3. Процентное распределение слушателей по кварталам

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время в регионах, участвующих в реализации мер по подготовке персонала к проведению Олимпийских игр в г. Сочи, существует ряд трудностей:

-       отсутствие финансовой поддержки со стороны предприятий;

-       отсутствие интереса индустрии в обучении персонала;

-       отсутствие рычагов законодательного и нормативно-правового воздействия;

-       слабые финансовые возможности хозяйствующих субъектов;

-       высокая текучесть кадров;

-       сезонный характер функционирования сферы обслуживания, большое количество временного персонала;

-       большая протяженность города;

-       большое количество закрывающихся предприятий.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753

2.                 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148790;dst=0;ts=C573232A0E7DD1387EA6FA02440DAAF5;rnd=0.17681380501016974

3.                 Романова Г. М., Банников С. А. Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия ВУЗов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи) // Сборник материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», 13–14 декабря, 2012. М.: РГУТиС. С. 46–65

4.                 Дворецкий С. И., Муратова Е. И., Федоров И. В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров: Монография. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. 308 с.

5.                 Кощеев С. В., Банников С. А., Боброва О. Ю. Мониторинг системы дополнительного профессионального образования как фактор повышения качества подготовки кадров // Известия СГУ. 2013. № 2. С. 74–78

6.                 Кощеев С. В., Боброва О. Ю. Инновационно-ориентированная подготовка персонала для сферы обслуживания // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 392–394.

7.                 Минеева С. В. С.В., Игонина Л. Л., Система подготовки кадрового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг // Научная мысль Кавказа. 2005. Специальный выпуск № 1. С. 26–31.

8.                 Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: монография / А. Г. Мокроносов [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 с.

9.                 Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2007. 456с.

10.             Vitol'd A. Yasvin Development of Regional Standard of General Education Social Quality Concept // European Journal of Contemporary Education. 2012. № 1. P. 82–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle