Библиографическое описание:

Колбасина Л. В. Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроках биологии // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 553-556.

Всякое знание остается мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н. А. Умов

Важная задача школы — воспитать у учащихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности и пр.

Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические дисциплины. Уроки биологии, лабораторные занятия, практические работы позволяют вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о живой природе, а также сформировать их научно-материалистические взгляды на природу. В процессе преподавания биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране. В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится самостоятельным работам, которые проводит каждый учитель биологии.

Управление самостоятельной деятельностью учащихся — одна из важных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками. Активизация инициативы и мыслительной деятельности учащихся становится неотъемлемой частью современного урока. Главное на уроке — работа учащихся. Основная задача учителя — обеспечить полную нагрузку каждому из обучаемых в течение всего урока, дать возможность более рационально использовать учебное время, как для ученика, так и для учителя.

В наш век — век бурного развития науки и техники — ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые умение и навыки: думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.

Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных методических проблем.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе, в процессе которой учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, будут учиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов. Мастерство управления самостоятельной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление, волю. От заинтересованности и любознательности у детей к самостоятельности и творческой активности — это основная цель моей педагогической деятельности.

Ведущей идеей своего опыта считаю развитие самостоятельности учащихся, путем постановки проблемных вопросов. Правильно поставленный вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания, активизирует речь и учит мыслить. Учитель использует вопросы как средство обучения учащегося на уроке. Существуют два типа вопросов, которые учитель использует для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы низкого порядка иногда называют закрытыми или буквальными. Они направлены на запоминания, и ответы расцениваются как правильные или не правильные. Например: учитель: сколько мышц в организме человека? Ученик: 600.Учитель: правильно, молодец.

Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом. Оба типа вопросов имеют место в управлении самостоятельностью учащихся. Вопросы можно дифференцировать. Можно использовать разные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация.

Для того, чтобы вопросы на уроке успешно решали задачу управления самостоятельной деятельностью учащихся, опираюсь на таксономию, как инструмент конструирования системы вопросов.

По данным Гончарова [1. с.5], таксон — это систематическая группа любой категории. Таксономия — это система, построенная в соответствии с определенными сущностными и их логическими взаимосвязями. Таксономия уровней дидактических вопросов строится на представлении об иерархическом строении познавательной деятельности. Она позволяет учителю построить систему вопросов различного уровня когнитивной сложности, отвечающих требованиям стандарта образования, повышенного продвинутого уровней. Так же позволяет структурировать вопросы, задаваемые учебником и самим учителем, по уровню когнитивной сложности и стимулировать самостоятельную познавательную активность школьников [1].

При подготовке к уроку (при составлении поурочного плана) мы анализируем содержащиеся в учебнике вопросы, опираясь на таксономию когнитивного содержания вопросов по Б. Блуму, достаточно полно представлено в казахстанских дидактических работах (В. Т. Тихомирова [2]).

Вопросы используются как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся. Как справедливо отмечает А. К. Дауренбаева, эффективно организованное обучение заключается не только в передаче готовых знаний, умений т отработке навыков, но и в создании заложенных в ребенке способностей, т. е. в постановке таких вопросов, проблемных задач, в процессе которых эти способности раскрываются, а знания, умения и навыки прочно усваиваются. [3]

Отмечаем, что постановка проблемных вопросов имеет положительную тенденцию. У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности. Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи. Интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

Ссылаясь на предложенный алгоритм работы [4, 39]:

1.                 подготовка проблемного вопроса.

2.                 формулирование проблемного вопроса учащимся.

3.                 осмысливание учащимися, направленное на поиск решения данного вопроса

4.                 групповое обсуждение найденных способов решения

5.                 самостоятельное подведение итогов

6.                 проверка правильности.

Создание проблемного вопроса с целью возбуждения интереса к теме урока. Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, в этом случае была бы не нужна молекула- посредник — информационная РНК?»

Самостоятельная деятельность сочетается с поиском ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников. Создание проблемного вопроса на уроке играет огромную роль в процессе поисковой работы. Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет, из раны, не свертываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?» Иногда ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу. Создание проблемного вопроса, разрешаемого учащимися на уроке путем самостоятельной работы с учебником.

Например, на уроке «Строение и работа сердца» после прослушивания рассказа о строении сердца, проводится работа в разноуровневых группах. Предлагаю учащимся выдвинуть предполагаемые функции каждого отдела сердца, заполнив самостоятельно 2-ю графу таблицы, а потом найти в учебнике правильный ответ, проверить себя и заполнить 3-ю графу таблицы.

Таблица

Связь строения и функций сердца

Особенности строения

Предполагаемая функция

Подлинная функция

Околосердечная сумка.

Миокард

Предсердия

Желудочки сердца

Клапаны сердца

Школьники в коллективной беседе обсуждают результаты самостоятельной работы, подъем активности и интереса, учащихся к уроку очевиден. Организация дискуссий вокруг проблемно-ориентированных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся. Например, на уроках в 8 классе ставим вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Почему во время дальних походов солдатам давали кусочки соленой рыбы? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание? Почему одни заболевают, наступив на холодный пол ногой, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются».

Подобные проблемные вопросы являются для учащихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний. Поиск решения учебной проблемы путем эвристической беседы.

Важный момент при ведении эвристической беседы осуществление перехода от коллективного обсуждения проблемы к индивидуальному выступлению конкретного учащегося. Например, при изучении в 11 классе темы: «Борьба за существование». Ставится проблема: «В природе рождается гораздо больше особей, чем может выжить. Например, одуванчик дает 100 семян. Из них на следующий год могло бы вырасти 100 растений, каждое из которых дало бы по 100 семян. Следовательно, при беспрепятственном размножении число потомков одного одуванчика заняли бы площадь в 15 раз больше всей суши Земли. Но такого числа потомков никогда не бывает. Как вы это объясните? (дискуссия между учениками и учителем). Таким образом, эвристическая беседа облегчает процесс управления творческой деятельностью, способствует непроизвольному формированию памяти. При этом ученики уже способны анализировать и преобразовывать знания, а также удовлетворяется потребность личности в желании общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива. Предложим еще пример развития логического мышления обучающегося по теме: «Пищеварение. Затяжной обед»

1.         Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки — в 4,5 раза, овцы — 24 раза. Объясните эти факты. Подсказка 1 (более подробный вопрос). Предположите, за счет какого отдела и почему общая длина желудочно-кишечного тракта у овцы больше по сравнению с человеком? Подсказка 2. Определите функцию кишечника, вспомните, за счет чего она осуществляется. Ответ. Длина кишечника зависит от характера пищи. Полуобработанная пища переваривается быстрее, к тому же человек и собака потребляют мало клетчатки. У овец же практически все меню состоит из грубой растительной пищи — т. е. клетчатки. Для её переваривания необходимы бактерии, они находятся в толстом кишечнике. Чем более приспособлен организм к потреблению клетчатки, тем длиннее толстый кишечник.

2.         Известно, что длина толстого кишечника коров по сравнению с таковой у овец меньше. Рацион тех и других при этом практически одинаков. Как же быть с предыдущим выводом? Объясните эти факты.

Ответ. Переваривание клетчатки в любом случае ведут симбиотические бактерии. Просто у коровы они находятся не только в толстом кишечнике, но и в желудке (желудок коровы имеет сложное строение). Поэтому избыточной длины толстого кишечника в случае коровы не наблюдается.

Обучение предполагает: организацию процесса подачи определенных знаний и управления процессом их усвоения.

Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном занятии, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на занятии должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Литература:

1.      Гончарова Л. С.. Самостоятельные работы по биологии: Пособие для учителя/ — М.: Просвещение, 1984.

2.      Галеева. Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования.. //ж. «Управление школой», № 23–2005

3.      Н. Л. Галеева, Е. С. Гостимская, Г. Ю. Евдокимова «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках» — М: 5 за знания, 2008 г.

4.      Н. Л. Галеева. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса.// Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

5.      Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. — 1998. — № 2

6.      Ёсипов Б. П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. — М.: Учпедгиз, 1961.

7.      Жарова Л. В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” — Л., — 1982.

8.      Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. — М.: Владос, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle