Библиографическое описание:

Бурко Р. А. Федеральная резервная система США и ее деятельность // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 266-268.

23 декабря 2013 года исполнится сто лет Федеральной резервной системе, организации играющей основную роль в современном финансовом мире. Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки была создана в 1913 году на основании специального закона о Федеральном Резерве. По совокупности своих функций ФРС играет роль центрального банка США, то есть является посредником между государственной машиной и остальной экономикой через банковскую систему. Определяющая роль в управлении ФРС принадлежит государству, хотя по своей форме собственности центральный банковский орган США является частным — это акционерная компания с особым статусом акций. Необходимость в появлении центрального банка в Соединенных Штатах Америки возникла еще в конце 18 века. Впервые данную роль стал выполнять Первый банк Соединенных Штатов, который был создан в 1791 году первым министром финансов США Александром Гамильтоном. В 1811 году полномочия данного банка продлены не были. В 1816 году образовался второй банк Соединенных Штатов, полномочия которого прекратились в 1836 году после жесткой критики президента Эндрю Джексона. В период с 1837 по 1862 годы в США по факту не было центрального банка. С 1862 по 1913 годы работала система национальных банков. Однако в связи с несколькими банковскими паниками появился серьезный спрос на создание надежного центрального банка, задачу которого ФРС выполняет с 1913 года по сегодняшний день. В июне 1914 г. окончательно завершилось создание Федрезерва США. Именно тогда был назначен первый состав Федерального резервного управления. Подбором кандидатур занимался лично Вильсон при помощи своего ближайшего советника Эдварда Хауза, помогавшего в своё время президенту подбирать кандидатуры в состав правительства. Во главе управления были поставлены видные представители финансовых кругов Уорберг, Хэмлин, Делано и другие. В этот момент прогрессисты окончательно поняли, что их инициатива оказалась перехвачена финансовыми магнатами, при помощи Вильсона направившими реформу по нужному им пути.

Однако, именно в таком виде реформа оказалась жизнеспособной и продуктивной. Закон мог реально работать только в том случае, если он отвечал интересам главных действующих лиц — банкиров, иначе бы он просто оказался мёртворождённым. Это отлично понимал президент, сумевший добиться того, что идея учреждения резервной системы, первоначально враждебно встреченная в финансовых кругах, в конечном итоге оказалась ими поддержана и, боле того, осуществлена. И поэтому любые критические выпады слева по отношению к политике Вильсона в данной области всегда являлись скорее данью моде и риторической традицией левых сил. Ведь никто не отрицает, что в США в 1913–1914 гг. удалось заложить основы самой эффективной кредитной системы, дающей плоды до сих пор. Уже в первые годы существования ФРС были проведены операции по продаже облигаций государственных кредитов. ФРС стала активно использовать предоставленное ей законом право воздействовать на сферу ссуды через изменение учётной ставки по займам, предоставляемым ФРС коммерческим банкам. Путём изменения учётной ставки ФРС также стала активно влиять на объём кредитных операций, являющихся важнейшим фактором, влияющим на экономическую активность в стране. Эти методы используются ФРС на протяжении почти ста лет её существования.

В годы «великой депрессии» 1929–33 годов кредитная система сыграла свою стабилизирующую роль. В её рамках администрацией Рузвельта была создана Федеральная корпорация страховых депозитов, и все банки-члены ФРС были обязаны туда вступить. Эта корпорация занималась не только страхованием, но и проводила операции по спасению банков-банкротов. Это осуществлялось путём их реорганизации в форме слияния с другими банками, а также предоставления им ссуд по более низким процентным ставкам, чем те, которые существовали на рынке.

В 70–80-е годы в кредитной системе США наметилось существенное расширение иностранного компонента. Регулирование деятельностью иностранных коммерческих банков также стало обязанностью ФРС.

Созданная при непосредственном участии президента Вильсона резервная система, пришедшая на смену разрозненной и хаотичной банковской системе, за многие десятилетия своего существования доказала свою необходимость и жизнестойкость. Это ещё раз подтверждает тот факт, что принятие в 1913 году Федерального резервного акта было не просто политическим успехом и тактической удачей Вильсона, а имело долгосрочное стратегическое значение для страны, способствовало созданию самой эффективной в мире кредитно-денежной системы, что тоже в свою очередь способствовало возникновению в последующем притязаний США на мировое лидерство.

В структуру Федеральной резервной системы входят 12 региональных Федеральных резервных банков, являющихся фискальными агентами казначейства США и распределенных по всей территории страны с разной плотностью в зависимости от экономической активности штатов. Эти банки имеют свое буквенное обозначение, которое можно увидеть на любой купюре доллара США, эта буква, как правило, показывает, каким банком она выпущена. Также к структуре ФРС относится множество частных банков, которые получают неотчуждаемые и имеющие фиксированную доходность акции Федеральных резервных банков, обменивая их на собственный резервный капитал. Членом местного регионального отделения Федерального Резерва может стать любой коммерческий банк, удовлетворяющий стандартным требованиям Федеральной резервной системы. В настоящее время в структуру ФРС США входит почти 40 % всех банковских организаций и кредитных союзов, работающих на территории Соединенных Штатов Америки (около 5600 юридических лиц). Управление Федеральной резервной системой США осуществляется на трех уровнях. Во-первых, работает Совет управляющих ФРС, состоящий из 7 членов, утверждаемых на свои посты непосредственно президентом страны. Во-вторых, имеется Федеральный комитет по открытому рынку, который занимается общей разработкой монетарной политики страны. В ведении данного комитета находятся государственные экономические вопросы особой важности, в том числе, экономический рост, стабильность цен, полная занятость, устойчивость международной торговли и внешних платежей. В-третьих, существуют разнообразные экспертные консультационные советы, мнение которых также учитывается при принятии решений управлением Федеральной резервной системы США. Законом о ФРС определяется правовой статус данного финансового органа. Федеральная резервная система представляет собой особое финансовое учреждение, в котором объединены черты публичного государственного агентства и независимого юридического лица. Получение ФРС независимости от правительственных органов объясняется желанием обеспечить баланс между плательщиками налогов и непосредственно правительством, выступающим в качестве нанимателя и подрядчика. Кроме того, независимое положение Федеральной резервной системы объясняется особенностями сложившейся исторически банковской системой США и необходимостью исключения возможности денежной эмиссии для удовлетворения краткосрочных правительственных интересов, к примеру, при возникновении дефицита бюджета. На сегодняшний день Федеральная резервная система обладает следующими функциями:

1.                 выполнение обязанностей центрального банка США

2.                 поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами

3.                 обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений

4.                 защита кредитных прав потребителей

5.                 управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)

6.                 обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках

7.                 предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям

8.                 участие в функционировании системы международных и внутренних платежей

9.                 устранение проблем с ликвидностью на местном уровне.

Но все же основное задачей Федеральной резервной системы является проведение кредитно-денежной политики. Наряду с динамикой рынка, потребительских расходов и инвестиций в бизнес, большое влияние на экономические показатели страны оказывает государственная политика, особенно фискальная и денежно-кредитная политика. Налогово-бюджетная политика определяется законодательной и исполнительной ветвями власти США главным образом за счет решений по налогообложению и государственным расходам. Денежно-кредитная политика осуществляется Федеральным резервом. Целями экономической политики страны является защита покупательной способности американского доллара, поощрение создания условий, которые обеспечивают экономический рост и высокий уровень занятости, а также способствование разумному балансу в сделках с другими странами в долгосрочной перспективе. ФРС Соединенных штатов Америки способствует достижению этих целей через свои меры денежно-кредитной политики, которые влияют на доступность и стоимость денег и ссуды.

ФРС стремится приспосабливать денежно-кредитную политику к изменяющимся экономическим условиям, основывает свои политические решения на текущей экономической и финансовой информации. Например, на политику ФРС оказывают влияние результаты экономического анализа, проводимого экономистами и Analystami резервных банков и Совета управляющих. Каждый компонент ФРС, Совет управляющих, резервные банки и FOMC, игра.т различные роли в разработке и проведении денежно-кредитной политики. ФРС США США, то есть Американский центробанк продолжает политику количественного смягчения. Так, каждый месяц ФРС Соединенных штатов Америки выкупает у правительства США ипотечные обязательства и облигации займа на сумму около 90 миллиардов долларов. Это очень большая сумма. И если сложить ее помесячно, то за год наберется триллион долларов. В итоге с каждым месяцем, с каждым годом растет мировая инфляция за счет накачки долларов в всемирную экономику. И все ради экономики одной-единственной страны — США.

Но в этот раз ФРС решило приостановить печатный станок. Причина, как считают многие финансисты — решение владельцев ФРС (а это, напомним, частная фирма) зафиксировать свои прибыли. В результате таких действий многие фондовые фондовые индексы в мире рухнули на 1–2 процента.

Ну а что же ФРС? А они решили остановить станок лишь на время. До тех пор, пока безработица в США не повысится. Да и по большому счету, не станок это вовсе, а компьютер, в котором секретарь вводит новые нули денег и на эти компьютерные деньги покупаются обязательства правительства США. Создание Федерального резерва Соединенных штатов было венцом достижения первой вильсоновской администрации. Конечно, система не могла предотвратить индустриальные депрессии, но она могла гарантировать стране твёрдую и предсказуемую валюту, что было значительным шагом вперёд и, как мы знаем из истории, помогло избежать многих трудностей в период мировых боевых действий, ускорив перевод экономики на военный лад. Именно благодаря этому закону США в настоящий момент обладают самой развитой кредитной системой в мире. От которой зависит положение дел в современном мире финансов. По одной из главных причин что на сегодняшний день весь мир представляет одну единственную систему разделения труда, которая появилась не без помощи ФРС и основной валютой в ней является доллар США.

Литература:

1.                       http://amerikos.com/usa/frs-z/

2.                       http://forexaw.com/TERMs/Public_institutions/US_Government/l530_Федеральная_резервная_система_США_Federal_Reserve_System

3.                       fedspeak.ru — Федеральная резервная система

4.                       pandia.ru — Энциклопедия знаний

5.                       Мировой финансовый и экономический кризис и паника 2008–2009 года, Прогноз развития мирового кризиса на 2009–2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle