Библиографическое описание:

Элмурзаева Н. Х. Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 545-548.

В работе дана общая характеристика, показаны основные направления, раскрыто содержание опытно-экспериментальной работы (практическая реализация модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ, обобщены полученные результаты в ходе проведения опытно-экспериментальной работы).

Опытно-экспериментальная работа по педагогическому обеспечению социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ проводилась на базе Ташкентского специализированного промышленного профессионального колледжа (экспериментальные группы) и других профессиональных образовательных учреждений (контрольные группы) Республики Узбекистан.

Состав учащихся экспериментальной группы был сложный и разнообразный. В колледже проводится возможно допустимый мониторинг нейротизма, экстра-интроферсии и психотизма воспитанников. По его результатам выявляются отклонения в развитии и поведении многих из них, определяются приверженность к алкоголизму, токсикомании и употреблению наркотических средств, психические расстройства, высокая тревожность, утомляемость, агрессивность, проявление садизма, склонность к суициду. Помимо этого наблюдаются и такие специально выделяемые отклонения, как олигофрения, умственная отсталость первого уровня органического генеза, эпилептическая болезнь, генерализованная форма с редкими полямортными припадками и снижением интеллекта на фоне посттравматической энцефалопатии и другие.

На констатирующем этапе мы исходили из того, что учебное заведение начального профессионального образования не должно превращаться в коррекционное учреждение, а должно оставаться образовательным учреждением с гибкой адаптивной системой организации деятельности, обеспечивающей социальную адаптацию воспитанников.

Важным средством, обеспечивающим формирование субъектной позиции воспитанника, является труд. И, определяя содержание программы опытно-экспериментальной работы, мы руководствовались известными положениями о трудовом обучении и воспитании учащихся. Нам было важно определиться по изначальным параметрам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, характеризующим эффективность педагогического обеспечения процесса социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ.

Проведенное нами констатирующее изучение трудовой деятельности выпускников коррекционных школ подтверждает заключение специалистов, что недостатки планирования во многом объясняются низкой способностью умственно отсталых подростков действовать «во внутреннем плане». Они могут с помощью воображения строить динамические образы изменяющегося объекта, т. е. мысленно не представляют весь процесс от заготовки до законченного изделия, положение и форму предмета. Все это приводит к тому, что ученик четко не представляет конечный и промежуточный результаты работы, не знает всех предъявляемых к ним требований. В результате в сознании не формируется четкий образ эталона, сверяясь с которым можно контролировать свою деятельность.

Умственно отсталым воспитанникам присущ низкий уровень развития мыслительной операции сравнения. Им трудно сравнивать изделия по форме, размеру, взаиморасположению деталей. В результате они всегда затрудняются в том, чтобы подчинить известные им контрольные действия логике выполнения задания. Например, они определяют правильность размера выбранной детали только после соединения ее с другими.

Как показывает опытная работа, в процессе коррекционно-направленного обучения недостатки общетрудовых умений у выпускников вспомогательной школы в той или иной степени преодолеваются. У подростков они проявляются лишь при выполнении заданий, когда усложняются не только сами изделия, но и условия их выполнения. Объективно сложными для данной категории подростков операции выполнения вычислений, измерений, контроля за исправностью инструментов, установления ряда причинно-следственных связей, с которыми они постоянно сталкиваются на занятиях профессиональной подготовки. Однако эти операции позволяют сделать обучение, направленным на коррекцию недостатков, на социальную адаптацию и профессиональное становление.

В результате преодоления недостатков развития общетрудовых умений у выпускников коррекционных школ в процессе опытной работы они овладевают навыками самостоятельной работы, которые соответствуют начальной квалификации профессии, а в дальнейшем выполняют самостоятельно работы, соответствующие повышению первоначальной квалификации.

В процессе опытной работы выявлены основные положения дифференциации выпускников коррекционных школ:

-       с преимущественными нарушениями целевой стороны профессиональной деятельности;

-       с преимущественным нарушением исполнительной стороны профессиональной деятельности;

-       с преимущественным нарушением энергетической стороны профессиональной деятельности;

-       с одновременным нарушением двух-трех сторон профессиональной деятельности.

Нами разработана программа социальной адаптации выпускников коррекционных школ, которая направлена на обеспечение успешной их социализации, подготовку их к жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Она решает задачи профессиональной ориентации учащихся выпускных классов коррекционных школ, социально-психологической подготовки к работе в учебном и трудовом коллективах.

Первый блок программы (профессионально-ориентационный) предусматривает работу по формированию мотивации и осознанного выбора учащимися профессии, в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями.

Главную задачу второго (профессионально-адаптационного) блока программы составляет поддержание и развитие у обучающихся мотивации к получению специальности в учреждении начального профессионального образования в ходе образовательно-воспитательного процесса.

Третий (профессионально-интегрированный) блок, направленный на интегрирование личности в социум, представляет систему услуг по комплексной поддержке выпускника в начале самостоятельной трудовой деятельности: трудоустройство, закрепление на рабочем месте, помощь в адаптации на производстве, дальнейшее повышение квалификации.

Нами были избраны следующие критерии успешности профессионального образования, построенного на основе дифференциации:

1.                  Личностно-результативный критерий. Показатели — уровень овладения профессией; удовлетворенность профессией; психологическая готовность к овладению смежными профессиями; уровень социализированности (умение работать в коллективе, овладение навыками здорового образа жизни и др.); состояние физического здоровья.

2.                  Критерий конкурентоспособности. Показатели — востребованность выпускников на рынке труда; овладение дополнительной специальностью.

Анализ полученных данных свидетельствовал, в целом, о низком уровне социально-психологической адаптации первокурсников. Так, 65 % обследованных учащихся-первокурсников с отклонениями в развитии показывают слабое развитие навыков самоконтроля (по шкале «Интернальность»). Следовательно, они привыкли работать под постоянным внешним контролем. У 16 % первокурсников было выявлен низкий уровень принятия себя, что является результатом предшествующего воспитания. Около 30 % обследованных первокурсников испытывают затруднения в поиске выхода из конфликтных ситуаций (по шкале «Уход от проблем»), что их приводит к стрессовым состояниям, понижению сопротивляемости к негативным факторам окружающей среды.

Об уровне адаптации учащихся можно судить по материалам анализа полученных результатов. Наличие или отсутствие положительной динамики в параметрах мониторинга дает возможность планирования дальнейших действий. Подобный анализ полученных результатов осуществляется и после первого года обучения, когда сравниваются результаты, полученные после первоначальной адаптации и вводятся коррективы в работе с учащимися.

На втором году обучения большинство учащихся коррекционных групп уже достаточно адаптированы, и основной упор в работе с ними делается на развитие профессиональных, физических и социальных навыков, в основном, связанных с внеурочной деятельностью: плановые и внеплановые ремонтные работы, участие в выставках технического творчества, спартакиадах, фестивалях, конкурсах. Все это способствует как социальной адаптации и реабилитации воспитанников, так и их профессиональному становлению.

С учетом данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы вся система социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ проводилась по следующим направлениям:

1.         Комплексное изучение личности обучающегося (социальная и психологическая диагностика для организации психопрофилактики, коррекции состояния учащихся), обеспечение условий для реабилитации, социально-профессиональной адаптации учащихся, комфортности обучения (организация работы по адаптации учащихся в учебном заведении, на производстве; осуществление культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной работы, технического и художественного творчества; повышение уровня общеучебной подготовки и культуры учащихся).

2.         Повышение профессиональной квалификации и компетентности педагогов и мастеров производственного обучения (переподготовка, повышение квалификации в соответствующих образовательных учреждениях), улучшение кадрового обеспечения образовательного процесса (подбор и расстановка); совершенствование профессионализма сотрудников.

3.         Совершенствование образовательного процесса: корректировка рабочих учебных планов и учебных программ; обеспечение гибкости и вариативности образовательных программ с учетом возможностей учащихся; отбор соответствующих возможностям учащихся технологий и методов обучения, выбор средств обучения; разработка дополнительных образовательных программ по смежным профессиям для обеспечения возможности получения дополнительного образования.

Эффективность организации внеурочной работы, как показала проведенная нами опытная работа, достигается, когда при планировании внеаудиторных мероприятий исходить из принципа соблюдения преемственности общей, групповой и индивидуальной форм работы не только календарно, но и содержательно. Иными словами, повышение эффективности содержания любого мероприятия обеспечивается, когда оно структурируется не только во времени, но и по способам их проведения.

В процессе опытной работы значительно повысились показатели социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в экспериментальной группе. Контингент учащихся экспериментальной группы, как показано выше, составляют дети из малообеспеченных и неполных семей, а также дети-сироты, а 70 % учащихся приезжают из улусов республики. Поэтому в колледже большое внимание уделяется адаптационной работе с целью привития элементарных навыков поведения, гигиены, мотивации к учебе, дисциплины. Учащимся приходится осваивать новый вид деятельности — профессиональный, вписываться в незнакомый и качественно иной учебно-производственный коллектив, привыкать к первоначально чуждой среде со своими требованиями и традициями.

В ходе коррекционной работы характер профессиональных намерений в экспериментальных и контрольных группах претерпевал существенные изменения. Наибольшие изменения в характере профессиональных намерений учащихся происходили, главным образом, на втором году обучения. В конце формирующего этапа и по результатам контрольного этапа эксперимента выявлено, что профессиональные интересы и склонности учащихся соответствуют специфике выбранной профессии. Как показал дифференциально-диагностический опросник (ДДО), большинство учащихся (72 %) относится к профессиям типа «человек-техника».

В заключении подчеркивается, что начальное профессиональное образование, как показывает опытно-экспериментальная работа, играет определенную роль в профессиональной реабилитации выпускников коррекционных школ, создавая основу для реализации принципа равных возможностей. Эффективность социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении профессионального образования зависит от обеспечения:

-          психологической и педагогической готовности педагогов и мастеров производственного обучения к обеспечению социальной реабилитации учащихся с отклонениями в развитии;

-          определения содержания и технологии профессионального образования, в соответствии с типологическими особенностями, с индивидуальной траекторией развития учащихся;

-          создания целостного образовательного пространства, где обеспечивается многогранная совместная деятельность учащихся с отклонениями в развитии со своими здоровыми сверстниками.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены проблемы недостаточного качества профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ: недооценка учета их индивидуально-типологических особенностей, образовательных потребностей и возможностей; отсутствие дифференцированного подхода в определении содержания и технологии образовательного процесса; отсутствие индивидуального выбора учащимися содержания и уровня получаемого образования, удовлетворяющих их потребностям.

На основе полученных на этом этапе данных реализован построенный на принципах созданной нами модели процесс образования, в ходе которого осуществлялось личностно-ориентированное образование, направленное на определение содержания, методов и технологий обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся. Большое внимание уделялось профориентационной работе, социальной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями. Создавались выделенные выше педагогические условия для успешности профессионального образования данной категории учащихся. Были разработаны разнообразные образовательные программы, методы, средства и технологии, обеспечивающие освоение учащимся уровня начальной профессиональной подготовки с учетом типологических особенностей учащихся, их уровня развития, образовательных потребностей и возможностей. Осуществлены специфические меры по социально-профессиональной адаптации учащихся.

Диагностика на контрольном этапе показала повышение уровня всех качественных показателей результатов образования. Оно наблюдалось относительно всех показателей, определявших качество профессионального образования выпускников коррекционных школ. Полученные результаты свидетельствуют, что специально организованное профессиональное образование в интегративном образовательном учреждении позволяет учащимся с недостатками интеллекта, слуха, зрения, движения занять полноправное положение среди своих сверстников, что говорит об эффективном решении проблемы социализации и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Тем самым рабочая гипотеза исследования подтверждена, доказано, что есть возможность повысить успешность профессионального образования выпускников специальных (коррекционных) школ в учреждении начального профессионального образования.

Литература:

1.            Давыдов Н. Е. Роль профессиональной адаптации выпускников вспомогательных школ в коррекции вторичных отклонений в развитии //Гуманизация образования. –2009.- № 3.-С.49–53.

2.            Мадилов С. П., Фомина А. М. Профессиональное образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья// Профессиональное образование. — 2005. — № 4. — С. 5–6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle