Библиографическое описание:

Тайлаков Н. И., Тайлаков У. Н., Тайлакова Ш. Н., Отабеков А. О. Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 527-530.

Стратегия социально-экономического развития Узбекистана в долгосрочном плане ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволяет интегрироваться в мировое экономическое пространство в качестве равноправного партнера. В работе анализированы существующие открытые образовательные ресурсы в Узбекистане и их регулирование.

Ключевые слова. Информационный ресурс, информационно-коммуникационная технология, информационное общество, телекоммуникация, научная сеть, образовательная сеть, информационная сеть, национальная поисковая система.

Современные тенденции развития мирового рынка показывают, что внедрение инноваций в сферу информационно-коммуникационных технологий и их эффективное использование становятся залогом повышения эффективности управления и технологических процессов на предприятиях, создания новых и расширения существующих рынков товаров и услуг в различных сферах экономики, что, в конечном итоге, приводит к улучшению качества жизни населения. Доступность интернета помогает более интенсивному обмену информацией и знаниями между людьми, что ведет к формированию общества, основанного на знаниях. Следовательно, развитие услуг телекоммуникаций, в частности сети Интернет, будет способствовать более успешной интеграции Узбекистана в глобальное социально-экономическое сообщество и повышению уровня жизни населения.

Информационное общество — это своего рода концепция, которая базируется на идее применения ИКТ в качестве средства обеспечения социально-экономического развития страны на основе новых и более надежных отношений между органами государственного управления, частным сектором, международными организациями и гражданским обществом. Это объективный процесс, через который проходит каждое общество, вступившее на путь устойчивого развития.

Сегодня в Узбекистане растет осознание тех преимуществ, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Их революционное воздействие касается деятельности государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Они предоставляют людям возможность широкого использования своего потенциала и служат достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения благосостояния, укрепления демократии, мира и стабильности.

Регулирование в области связи осуществляется со стороны Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий (ГКСИиТТ), оно является органом управления, уполномоченным для развития и проведения государственной политики в сфере связи, информатизации и использования радиочастотного спектра. ГКСИиТТ разрабатывает нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для исполнения участниками рынка.

Акционерная компания «Узбектелеком» является крупнейшим оператором связи и охватывает своей сетью всю территорию Республики Узбекистан. АК «Узбектелеком» согласно правительственному решению является единственным национальным провайдером Интернет первого уровня, который предоставляет доступ к глобальной сети Интернет через Международный центр пакетной коммутации (МЦПК) всем другим провайдерам страны.

Национальная модель социально-экономического развития Узбекистана определяет особую роль государства в поддержке реформ. ГКСИиТТ совместно с АК «Узбектелеком» ведут активную работу по поддержке реформ развития экономики страны путем дальнейшей модернизации и расширения сетей передачи данных и содействия проникновению Интернет. Для обеспечения качественной работы в сфере связи и информатизации Правительство Республики Узбекистан ставит перед собой задачу массового внедрения и использования информационных технологий во всех сферах экономики и жизни общества и создание благоприятных условий для вхождения в мировое информационное общество.

При рассмотрении регулятивной политики необходимо учесть, что с самого начала реформ, сфера связи была определена стратегической отраслью экономики, где предполагалась сохранение ведущей роли государства. В соответствии с этим подходом, правительство республики выбрало очень осторожный план либерализации сектора телекоммуникаций. Услуги общедоступной электрической связи были отнесены к сфере естественной монополии, что предусматривало государственное ценовое регулирование. Однако необходимо было создание условий для привлечения инвестиций. Поэтому, с одной стороны наблюдается либеральное регулирование деятельности провайдеров передачи данных, принятие мер по поддержке сектора, а с другой стороны, сохранение правил регулирования, обеспечивающих государственную подконтрольность сетей телекоммуникации. Однако, в отношении развития сети Интернет государство сохранило принцип централизованного доступа к международным сетям передачи данных, сохранив за АК «Узбектелеком» исключительное право на организацию доступа.

Особенностями существующей регулятивной политики в сфере телекоммуникаций на сегодняшний день являются:

-       наличие государственной поддержки исключительного права АК «Узбектелеком» на организацию доступа к международным сетям телекоммуникации;

-       наличие в лицензионном соглашении требования об участии лицензиата в осуществлении национальных программ развития телекоммуникаций для решения общегосударственных задач;

-       тесная взаимосвязь регулирующего органа с национальным оператором связи, которая выражается в заинтересованности регулирующего органа в развитии национального оператора связи.

Самое широкое применение в Узбекистане находят ИКТ в области образования. Министерством народного образования проводится масштабная работа по оснащению общеобразовательных школ компьютерной техникой, выводу из эксплуатации устаревших моделей компьютеров. Для этого привлекаются займы и гранты международных финансовых институтов (в том числе Азиатского банка развития). В системе Центра среднего специального, профессионального образования суммарное количество компьютеров в средних специальных учебных заведениях составляет около 30,7 тысячи, или 2,6 и 4,7 компьютера на 100 учащихся в профессиональных колледжах и академических лицеях соответственно. Число студентов, активно использующих сеть Интернет, выросло на 83 процента и составило более 52 тысяч. Все высшие учебные заведения объединены в единую корпоративную сеть. Создаются информационно-ресурсные центры при ВУЗах, общее количество компьютеров в которых составляет более 1,6 тысячи. Активное развитие ИКТ требует соответствующего количества высококвалифицированных специалистов. Создана соответствующая система подготовки и переподготовки кадров. К примеру, помимо 37 профессиональных колледжей, специализирующихся на информационных технологиях, более 400 колледжей готовят специалистов по 44 специальностям 19 направлений, таких, как информатика и информационные технологии, радиотехника, радиосвязь, телекоммуникации.

В системе высшего образования головным высшим учебным заведением по подготовке специалистов в сфере ИКТ определен Ташкентский университет информационных технологий (ТУИТ), а в городах Нукус, Карши, Самарканд, Фергана и Ургенч начали действовать региональные филиалы ТУИТ. Помимо этого действуют отдельные специализированные курсы по подготовке и переподготовке специалистов в области ИКТ.

В целом можно сказать, что в Узбекистане создана необходимая нормативная и институциональная база, регулирующая отношения в области ИКТ. Активное развитие ИКТ приложений, развитие новых технологий и опыт реализации законов, тем не менее, требует от правительства постоянного совершенствования нормативной базы.

На 2013 г. в зоне домена «.UZ» существуют более 6,5 тысяч веб-сайтов. Регистрация доменов в зоне.UZ обеспечивается 6 официальными регистраторами.

Научная и образовательная сеть UzSciNet обеспечивает предоставление бесплатного доступа в Интернет научным, образовательным, медицинским учреждениям, неправительственным и некоммерческим организациям Республики Узбекистан; обучение и подготовку специалистов в области информационных технологий; распространение информации о научных и культурных ценностях Республики Узбекистан.

Национальная поисковая система WWW.UZ в перспективе должна стать основным механизмом быстрого доступа к информации для всех пользователей национального сегмента сети Интернет.

Общественная образовательная информационная сеть «ZiyoNET» была создана в 2005 году. ZiyoNET («ziyo» на узбекском языке означает «просвещение») — это общественная образовательная информационной сеть с единой информационно-ресурсной площадкой, которая объединяет информационные материалы и ресурсы для учебно-образовательных, научных, молодежных и детских учреждений и организаций.

Основными задачами сети «ZiyoNET» определены формирование и развитие национальных информационных ресурсов для молодежи, обеспечение широкого доступа пользователей к общественно-политической, социально-экономической, духовно-просветительской, научно-образовательной и другой информации, способствующей духовному, интеллектуальному развитию молодежи. Она направлена на пропаганду здорового образа жизни, популяризацию разных видов спорта, внедрение в систему образования методов дистанционного образования.

В беспрерывно развивающейся «паутине Узнета» и с появлением tas-ix, современный школьник может в любое время дня и ночи найти интересующую информацию за считанные секунды. Например, на сайтах eduportal.uz и ZiyoNet, которые считаются одними из самых крупных образовательных сетей, можно узнать дополнительную информацию о предметных олимпиадах, заняться дистанционным обучением или почитать полезные статьи.

Портал государственных информационных ресурсов «GOV.UZ» является основным и официальным государственным информационным ресурсом в глобальной компьютерной сети Интернет. Данный ресурс был создан для более широкого информирования граждан и международной общественности о деятельности правительства Республики Узбекистан, а также для обеспечения информационного взаимодействия органов государственной власти и управления.

Информационно-поисковая система национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан «LexUZ» создана в целях повышения уровня правовой культуры населения, обеспечения широкого доступа юридических и физических лиц к нормативно-правовым актам, совершенствования системы правовой информатизации общества.

Упрощение процедуры лицензирования деятельности пунктов коллективного доступа к Интернет также обеспечило увеличение их количества. С учетом пунктов коллективного доступа к сети Интернет, существующих у ряда операторов сетей передачи данных, общее количество пунктов коллективного доступа в республике составило 1480.

Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области производства программных продуктов, в течение 2013 года увеличилось в 1,2 раза и на 2013 года составило 207 компаний. Количество зарегистрированных программных продуктов в 2007 году составило 98. Из общего количества зарегистрированных программ для ЭВМ и баз данных около 41 % приходится на ВУЗы и учебные заведения, около 39 % — на физические лица, более 11 % составляют юридические фирмы и общества с ограниченной ответственностью.

Около 50–60 % разрабатываемых программных продуктов относятся к системам управления базами данных, 15–25 % приходится на веб-дизайн. При этом наиболее востребованными на рынке остаются программные продукты для поддержки бухгалтерского учета, платежных систем, функционирования банковской инфраструктуры.

Банковский сектор наряду с телекоммуникационным сектором являются основными потребителями программного обеспечения в Узбекистане. В последнее время в республике проявляется большой спрос на системы электронного документооборота.

Рынок экспортной разработки программного обеспечения в Узбекистане все еще находится на этапе своего становления, несмотря на уже успешно сделанные первые шаги на мировом рынке в этой сфере.

Координационным Советом по развитию компьютеризации и ИКТ принята «Программа развития и применения свободного и открытого программного обеспечения». В соответствии с данной программой Центром подготовки и поддержки молодых программистов осуществляются работы по локализации национальной операционной системы Linux в рамках проекта «Локализация свободного и открытого программного обеспечения».

Процессы информатизации учреждений образования, расширения доступа учащихся к ИКТ, создания электронных учебных пособий и курсов идут интенсивнее, но еще недостаточны. Имеется разброс показателей электронной готовности по регионам и ВУЗам страны из-за ограниченных финансовых и человеческих ресурсов для эффективного управления ИКТ. Средний уровень информатизации учреждений образования и подготовки кадров отстает от уровня развитых стран, хотя имеются отдельные учреждения, предоставляющие услуги на уровне аналогичных подразделений развитых стран.

Особое внимание уделяется подготовке специалистов в области разработки программного обеспечения. Так в ТУИТ функционируют кафедры «Технологий программирования», «Компьютерных систем и сетей», «Педагогика технического образования», «Прикладной информатики», «Электронной коммерции», «Информационной безопасности», «Инженерной и компьютерной графики» и т. д., осуществляющих подготовку специалистов по направлениям бакалавриат и магистратура. Ведется подготовка специалистов также на кафедре «Программирования и сетевых технологий» Механико-математического факультета Национального Университета Узбекистана, на факультете «Информационных технологий и менеджмента» Ташкентского государственного экономического университета.

При ТУИТ действуют учебные центры, созданные совместно с компаниями Huawei Technologies (Китай), NEC (Япония), региональная академия CISCO, Центр по подготовке женщин в сфере ИКТ, Узбекско-корейский центр информационных технологий.

На основе международных соглашений осуществляется обучение студентов по направлениям бакалавриат и магистратура, а также повышение квалификации и профессорско-преподавательского состава ТУИТа в России, Малайзии, Корее, Китае, Украине, Индии.

В системе подготовки специалистов в области разработки ПО также присутствуют коммерческие учебные центры, которые имеют преимущество по сравнению с ВУЗами и колледжами относительно возможности ориентироваться на рыночную конъюнктуру. Эти учебные заведения предоставляют подготовку, переподготовку и сертификацию (в том числе по международно-признанным программам сертификации).

Проект ПРООН «Политика ИКТ» (ICTP) способствует улучшению грамотности в сфере ИКТ посредством тренингов, семинаров, круглых столов и консультаций, разработки учебных материалов и руководств для государственных служащих, преподавателей и студентов вузов по таким направлениям, как электронное правительство, сетевые технологии, управление ИКТ-проектами, защита авторского права в сфере ИКТ, свободное и открытое программное обеспечение. Также при проекте ПРООН «Политика ИКТ» (ICTP) действует служба волонтеров по ИТ, где организовано обучение студентов ВУЗов Ташкента современным технологиям программирования с целью дальнейшего оказания содействия ими в использовании потенциала информационных технологий некоммерческим организациям, государственным учреждениям, учебным заведениям.

Литература:

1.         Анализ состояния и перспектив развития Интернет в Узбекистане. http://www.gov.uz/ru/helpinfo/network_informatization/220

2.         Концепция оснащения современной школы с учетом углубления интеграции образовательных учреждений в единое информационное пространство. Авторы Тайлаков Н. И., Мустапакулов Я.//ФМИ, -2005. — № 2. –С. 3–22.

3. Тайлаков У. Н., Тайлакова Д. Н., Тайлакова Ш. Н. Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане: современное состояние, проблемы и перспективы развития. –Т.: 2013, 90 стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle