Библиографическое описание:

Дусматов О. М., Тайлакова Д. Н., Муминов С. М. Информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 456-460.

Встатье рассматривается информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик. Анализирован основные свойств и требование информационного ресурса, а также показана содержательных компонент информационного ресурса.

Ключевые слова: Адекватность, достоверность, доступность, информационный ресурс, информационная технология, научность, объективность, содержательная компонента, электронная библиотека.

Представление об информационном ресурсе как о совокупности данных, повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира, характерно для естественных наук, может быть опровергнуто в рамках социальных наук. По нашему мнению, информационный ресурс — это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания.

Информационный ресурс — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов [1].

Информационный ресурс является динамическим субъектом, образующимся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов. С точки зрения информатики наиболее важными являются следующие свойства информационного ресурса:

-          научность;

-          объективность — степень повышения достоверных информационных единиц;

-          полнота, качество и достаточность информационных единиц для создания новых данных на основе имеющихся;

-          достоверность;

-          адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дел;

-          доступность — мера возможности получить ту или иную информационную единицу;

-          актуальность — степень соответствия информационной единицы текущему моменту времени.

Информационный ресурс — наукоемкий продукт, поэтому создает спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:

-          осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного информационного ресурса и интересами;

-          прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;

-          осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств данного информационного ресурса с традиционными средствами обучения;

-          создать оптимальные дидактические условия развивающего обучения;

-          удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету.

Информационные технологии (ИТ) в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности [2].

Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать ИТ в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИТ в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании.

Информационный ресурс должен соответствовать следующим требованиям:

-          являться предметом обучения;

-          являться средством обучения;

-          инструментом автоматизации учебной деятельности;

-          средством общения и получения информации;

-          средством воспитания;

-          средством интеграции различных областей научных знаний.

На сегодняшний день сложилась определенная структура информационного ресурса. Каждый ресурс представляет собой своего рода электронную книгу, состоящую, как правило, из трех — восьми разделов, часть из которых является постоянными рубриками, часть — периодическими, иногда это рубрики, приуроченные к определенным событиям.

Появляются новые рубрики, исчезают или видоизменяются старые, информационный ресурс живет и развивается.

Основные рубрики информационного ресурса, интегрирующего информатику с предметами естественно — научного и гуманитарного циклов:

-          содержательная компонента информационного ресурса;

-          нормативная компонента информационного ресурса;

-          методическая компонента информационного ресурса;

-          творческая компонента информационного ресурса;

-          электронная библиотека;

-          адреса передового опыта;

-          полезные компьютерные программы.

Рис. 1. Структура информационного ресурса

Содержательная компонента информационного ресурса содержит учебные материалы по информатике для естественно — научного и гуманитарных профилей, учебно-методические комплексы и отдельные электронные учебные издания, тексты учебных пособий, которые учителя могут использовать в учебном процессе.

Нормативная компонента информационного ресурса содержит сборники нормативных документов по информатике, химии, биологии, географии, экологии. В этом ресурсе сосредоточены федеральный базисный учебный план, федеральный компонент государственного стандарта, программы основного и среднего (полного) общего образования по информатике, химии, биологии, географии, экологии, естествознанию. В раздел включаются также актуальные нормативные и методические документы по общему образованию, разработанные Министерством народного образования Республики Узбекистан.

Методическая компонента информационного ресурса содержит методические материалы по предметам естественно-научного цикла.

Творческая компонента информационного ресурса содержит проекты, творческие разработки, научно-исследовательские работы учеников и преподавателей по вышеуказанной тематике.

Электронная библиотека содержит электронные каталоги, учебники и пособия.

По определению основное внимание в электронном ресурсе должно уделяться именно образовательной информации, а также ссылкам на другие информационные ресурсы.

Под содержательной компонентой образовательного информационного ресурса понимают:

-          курсы лекций;

-          методические пособия;

-          разработки уроков, практических работ, научно-исследовательских проектов;

-          наборы презентаций и слайдов;

-          наборы контрольных работ, тестов;

-          учебники (как сканированные версии, так и электронные обучающие средства) и др. — то есть все то, что помогает преподавателю готовиться и проводить занятия в традиционной форме и с использованием компьютерной техники, мультимедиа-технологий.

На рисунке показана содержательная компонента информационного ресурса содержания образования, направленная на обеспечение интеграции и унификации образования и одновременно нацеленная на индивидуализацию обучения.

Организационная диаграмма

Организационная диаграмма

Рис. 2. Содержательная компонента информационного ресурса в области содержания образования

В информационном ресурсе “Элективные курсы” являются лишь одной из вариативных частей учебного плана, направленной на углубленное изучение предметов. Вторая часть, условно названная “Личностно-ориентированная траектория обучения”, содержит перечень предлагаемых обучающемуся общеобразовательных спецкурсов, сориентированных на одну из традиционных образовательных областей и имеющих поддержку в виде базовых учебных предметов.

Примерный перечень содержательной компоненты информационного ресурса:

-          учебник по информатике для 5 классов;

-          учебник по информатике для 6 классов;

-          разработки уроков по информатике для 5–9 классов;

-          задачник по информатике для классов естественно-научного профиля;

-          задачник по информатике для классов гуманитарного профиля;

-          практические работы по информатике для классов естественно-научного профиля;

-          учебники и методические пособия для углубленного изучения информатики;

-          занимательные материалы по информатике для предпрофильных и профильных гуманитарных и естественно-научных классов.

На рисунке показана содержательная компонента информационного ресурса содержания образования, направленная на обеспечение интеграции и унификации образования и одновременно нацеленная на индивидуализацию обучения.


Рис. 3. Содержательная компонента информационного ресурса

В информационном ресурсе представлено множество статических иллюстраций, краткие конспекты, фотографии, они несут не только учебную информацию, но и служат эстетическому воспитанию школьников. Существует как минимум семь вариантов использования информационного ресурса на уроках информатики, если имеется передвижное или стационарное рабочее место учителя.

Сочетание информационного ресурса с другими средствами обучения

Решаемые задачи

На уроке традиционная информационная среда — дома электронное пособие

Восстановление в памяти увиденного на уроке.

Развитие умения выделять главное в визуальной информации.

Совершенствование мыслительной операции сравнения

На первом уроке традиционная информационная среда, на следующем уроке мультимедийный учебник или пособие

Проверка знаний учащихся.

Повторение и обобщение знаний.

Проверка умений аргументировать высказывания, анализировать, сравнивать, принимать или отклонять альтернативную точку зрения и т. д.

Развитие и совершенствование умения читать и понимать визуальную информацию

На уроке традиционная информационная среда и электронный учебник или пособие

Сообщение учащимся новых знаний, основанных на примерах из биологии, географии, экологии, химии, истории, литературы.

Развитие и совершенствование умения читать и понимать визуальную информацию.

Сравнение информации, представленной в разных формах

На уроке электронный учебник — дома традиционная информационная среда

Восстановление в памяти увиденного на уроке.

Развитие умения выделять главное в визуальной информации.

Совершенствование мыслительной операции сравнения

Электронный учебник во время лабораторного опыта или практической работы

Самоконтроль при выполнении физического эксперимента.

Совершенствование умения читать экранные тексты

Электронный учебник или пособие и физический опыт

Сообщение учащимся новых знаний о способах деятельности.

Совершенствование умения читать экранные тексты.

Проверка знаний правил техники безопасности

Только электронный учебник или пособие (при участии учителя)

Развитие умения выделять главное в визуальной информации

Наиболее перспективными формами использования информационного ресурса являются [3,4]:

-          интерактивный урок;

-          смешанный режим — электронный информационный ресурс и непосредственное общение учитель — ученик(и);

-          дополнение к существующим учебным курсам и предметам.

Естественно, что большое значение для внедрения электронных информационных ресурсов в образовательную среду имеет материально-технический аспект. Однако главной проблемой является недостаточная проработка методической основы — методов и технологий обучения.

Модель обучения с использованием информационного ресурса должна основываться на том, что:

-          в центре технологии обучения — учащийся;

-          в основе учебной деятельности — сотрудничество;

-          учащиеся играют активную роль в обучении;

-          большое внимание отводится на развитие способности ученика к самообразованию.

Информационный ресурс обладает рядом дидактических свойств:

-          оперативное использование информации любого объема, любого вида;

-          хранение информации, возможность ее редактирования, обработки, трансформации, копирования;

-          интерактивность информации и оперативная обратная связь;

-          доступ к различным источникам информации (электронным, бумажным, сетевым).

Таким образом, информационный ресурс влияет на образовательный процесс и позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учеников, который базируется на свободном доступе к информации, общении, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников проекта.

Литература:

1.                  Симонович С. В. Информатика. СПб.: Питер, 2001, 640 с.

2.                  Христочевский С. А. Информатизация образования. М.: Информатика и образование, № 1, 1994.

3.                  Попов И. И., Храмцов П. Б., Максимов Н. В. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М.: РПГУ, 2001, 207 с.

4.                  Тайлакова Д. Н. Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» [Текст] / Д. Н. Тайлакова // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 722–725.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle