Библиографическое описание:

Дусматов О. М., Тайлакова Д. Н., Муминов С. М. Информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 456-460.

Встатье рассматривается информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик. Анализирован основные свойств и требование информационного ресурса, а также показана содержательных компонент информационного ресурса.

Ключевые слова: Адекватность, достоверность, доступность, информационный ресурс, информационная технология, научность, объективность, содержательная компонента, электронная библиотека.

Представление об информационном ресурсе как о совокупности данных, повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира, характерно для естественных наук, может быть опровергнуто в рамках социальных наук. По нашему мнению, информационный ресурс — это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания.

Информационный ресурс — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов [1].

Информационный ресурс является динамическим субъектом, образующимся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов. С точки зрения информатики наиболее важными являются следующие свойства информационного ресурса:

-          научность;

-          объективность — степень повышения достоверных информационных единиц;

-          полнота, качество и достаточность информационных единиц для создания новых данных на основе имеющихся;

-          достоверность;

-          адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дел;

-          доступность — мера возможности получить ту или иную информационную единицу;

-          актуальность — степень соответствия информационной единицы текущему моменту времени.

Информационный ресурс — наукоемкий продукт, поэтому создает спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:

-          осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного информационного ресурса и интересами;

-          прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;

-          осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств данного информационного ресурса с традиционными средствами обучения;

-          создать оптимальные дидактические условия развивающего обучения;

-          удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету.

Информационные технологии (ИТ) в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности [2].

Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать ИТ в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИТ в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании.

Информационный ресурс должен соответствовать следующим требованиям:

-          являться предметом обучения;

-          являться средством обучения;

-          инструментом автоматизации учебной деятельности;

-          средством общения и получения информации;

-          средством воспитания;

-          средством интеграции различных областей научных знаний.

На сегодняшний день сложилась определенная структура информационного ресурса. Каждый ресурс представляет собой своего рода электронную книгу, состоящую, как правило, из трех — восьми разделов, часть из которых является постоянными рубриками, часть — периодическими, иногда это рубрики, приуроченные к определенным событиям.

Появляются новые рубрики, исчезают или видоизменяются старые, информационный ресурс живет и развивается.

Основные рубрики информационного ресурса, интегрирующего информатику с предметами естественно — научного и гуманитарного циклов:

-          содержательная компонента информационного ресурса;

-          нормативная компонента информационного ресурса;

-          методическая компонента информационного ресурса;

-          творческая компонента информационного ресурса;

-          электронная библиотека;

-          адреса передового опыта;

-          полезные компьютерные программы.

Рис. 1. Структура информационного ресурса

Содержательная компонента информационного ресурса содержит учебные материалы по информатике для естественно — научного и гуманитарных профилей, учебно-методические комплексы и отдельные электронные учебные издания, тексты учебных пособий, которые учителя могут использовать в учебном процессе.

Нормативная компонента информационного ресурса содержит сборники нормативных документов по информатике, химии, биологии, географии, экологии. В этом ресурсе сосредоточены федеральный базисный учебный план, федеральный компонент государственного стандарта, программы основного и среднего (полного) общего образования по информатике, химии, биологии, географии, экологии, естествознанию. В раздел включаются также актуальные нормативные и методические документы по общему образованию, разработанные Министерством народного образования Республики Узбекистан.

Методическая компонента информационного ресурса содержит методические материалы по предметам естественно-научного цикла.

Творческая компонента информационного ресурса содержит проекты, творческие разработки, научно-исследовательские работы учеников и преподавателей по вышеуказанной тематике.

Электронная библиотека содержит электронные каталоги, учебники и пособия.

По определению основное внимание в электронном ресурсе должно уделяться именно образовательной информации, а также ссылкам на другие информационные ресурсы.

Под содержательной компонентой образовательного информационного ресурса понимают:

-          курсы лекций;

-          методические пособия;

-          разработки уроков, практических работ, научно-исследовательских проектов;

-          наборы презентаций и слайдов;

-          наборы контрольных работ, тестов;

-          учебники (как сканированные версии, так и электронные обучающие средства) и др. — то есть все то, что помогает преподавателю готовиться и проводить занятия в традиционной форме и с использованием компьютерной техники, мультимедиа-технологий.

На рисунке показана содержательная компонента информационного ресурса содержания образования, направленная на обеспечение интеграции и унификации образования и одновременно нацеленная на индивидуализацию обучения.

Организационная диаграмма

Организационная диаграмма

Рис. 2. Содержательная компонента информационного ресурса в области содержания образования

В информационном ресурсе “Элективные курсы” являются лишь одной из вариативных частей учебного плана, направленной на углубленное изучение предметов. Вторая часть, условно названная “Личностно-ориентированная траектория обучения”, содержит перечень предлагаемых обучающемуся общеобразовательных спецкурсов, сориентированных на одну из традиционных образовательных областей и имеющих поддержку в виде базовых учебных предметов.

Примерный перечень содержательной компоненты информационного ресурса:

-          учебник по информатике для 5 классов;

-          учебник по информатике для 6 классов;

-          разработки уроков по информатике для 5–9 классов;

-          задачник по информатике для классов естественно-научного профиля;

-          задачник по информатике для классов гуманитарного профиля;

-          практические работы по информатике для классов естественно-научного профиля;

-          учебники и методические пособия для углубленного изучения информатики;

-          занимательные материалы по информатике для предпрофильных и профильных гуманитарных и естественно-научных классов.

На рисунке показана содержательная компонента информационного ресурса содержания образования, направленная на обеспечение интеграции и унификации образования и одновременно нацеленная на индивидуализацию обучения.


Рис. 3. Содержательная компонента информационного ресурса

В информационном ресурсе представлено множество статических иллюстраций, краткие конспекты, фотографии, они несут не только учебную информацию, но и служат эстетическому воспитанию школьников. Существует как минимум семь вариантов использования информационного ресурса на уроках информатики, если имеется передвижное или стационарное рабочее место учителя.

Сочетание информационного ресурса с другими средствами обучения

Решаемые задачи

На уроке традиционная информационная среда — дома электронное пособие

Восстановление в памяти увиденного на уроке.

Развитие умения выделять главное в визуальной информации.

Совершенствование мыслительной операции сравнения

На первом уроке традиционная информационная среда, на следующем уроке мультимедийный учебник или пособие

Проверка знаний учащихся.

Повторение и обобщение знаний.

Проверка умений аргументировать высказывания, анализировать, сравнивать, принимать или отклонять альтернативную точку зрения и т. д.

Развитие и совершенствование умения читать и понимать визуальную информацию

На уроке традиционная информационная среда и электронный учебник или пособие

Сообщение учащимся новых знаний, основанных на примерах из биологии, географии, экологии, химии, истории, литературы.

Развитие и совершенствование умения читать и понимать визуальную информацию.

Сравнение информации, представленной в разных формах

На уроке электронный учебник — дома традиционная информационная среда

Восстановление в памяти увиденного на уроке.

Развитие умения выделять главное в визуальной информации.

Совершенствование мыслительной операции сравнения

Электронный учебник во время лабораторного опыта или практической работы

Самоконтроль при выполнении физического эксперимента.

Совершенствование умения читать экранные тексты

Электронный учебник или пособие и физический опыт

Сообщение учащимся новых знаний о способах деятельности.

Совершенствование умения читать экранные тексты.

Проверка знаний правил техники безопасности

Только электронный учебник или пособие (при участии учителя)

Развитие умения выделять главное в визуальной информации

Наиболее перспективными формами использования информационного ресурса являются [3,4]:

-          интерактивный урок;

-          смешанный режим — электронный информационный ресурс и непосредственное общение учитель — ученик(и);

-          дополнение к существующим учебным курсам и предметам.

Естественно, что большое значение для внедрения электронных информационных ресурсов в образовательную среду имеет материально-технический аспект. Однако главной проблемой является недостаточная проработка методической основы — методов и технологий обучения.

Модель обучения с использованием информационного ресурса должна основываться на том, что:

-          в центре технологии обучения — учащийся;

-          в основе учебной деятельности — сотрудничество;

-          учащиеся играют активную роль в обучении;

-          большое внимание отводится на развитие способности ученика к самообразованию.

Информационный ресурс обладает рядом дидактических свойств:

-          оперативное использование информации любого объема, любого вида;

-          хранение информации, возможность ее редактирования, обработки, трансформации, копирования;

-          интерактивность информации и оперативная обратная связь;

-          доступ к различным источникам информации (электронным, бумажным, сетевым).

Таким образом, информационный ресурс влияет на образовательный процесс и позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учеников, который базируется на свободном доступе к информации, общении, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников проекта.

Литература:

1.                  Симонович С. В. Информатика. СПб.: Питер, 2001, 640 с.

2.                  Христочевский С. А. Информатизация образования. М.: Информатика и образование, № 1, 1994.

3.                  Попов И. И., Храмцов П. Б., Максимов Н. В. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М.: РПГУ, 2001, 207 с.

4.                  Тайлакова Д. Н. Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» [Текст] / Д. Н. Тайлакова // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 722–725.

Основные термины: информационного ресурса, компонента информационного ресурса, информационном ресурсе, компонент информационного ресурса, и требование информационного ресурса, информационного ресурса с традиционными, рубрики информационного ресурса, свойства информационного ресурса, структура информационного ресурса, информационного ресурса содержания, образовательного информационного ресурса, информационный ресурс, использования информационного ресурса, фактор интеграции моделей, Содержательная компонента информационного, Нормативная компонента информационного, Творческая компонента информационного, Методическая компонента информационного, содержательная компонента, Стремительное развитие информационного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle