Библиографическое описание:

Куланов И. Б., Тангиров Х. Э. Технология и методические аспекты создания электронных учебно-методических комплексов // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 480-483.

Целью настоящего статью является обмен опытом по созданию электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), предназначенных для самостоятельного изучения учениками дистанционного обучения.

В настоящее время в различных регионах Узбекистана идет эксперимент по совершенствованию содержания средне-специального образования. Анализ материалов эксперимента показывает, что учебные средства и организация учебного процесса в академическом лицее или колледже должны позволить ученикам, по своей инициативе, выполнять выбор уровня сложности и способа изучения материала; овладевать умениями самообразования; включиться в творчество в соответствии со своими интересами и возможностями; получить помощь в выполнении упражнений и домашних заданий; рефлексировать свои возможности учиться и решать задачи; проверить свои возможности и своевременно осуществить корректировку своей подготовки и др.

Изучение только этой части требований показывает, что не только известные учебники на бумажном носителе не удовлетворяют этим требованиям, но в принципе учебники на бумажном носителе принципиально не могут удовлетворить таким требованиям [1–5]. Отсюда понятна актуальность разработки электронных учебно-методическим комплексом. Особенно актуальной стала проблема разработки ЭУМК для профильной колледжах.

В Джизакском государственным педагогическим институте с 2002 года проводились исследования по использованию компьютеров в учебном процессе лицеях и колледжах. Исследования позволили:

1.       Опираясь на идеи развивающего обучения обосновать подход к изложению теоретической части ЭУМК. Основой этого подхода является методическая разработка темы учебной программы.

2.       Методом последовательных приближений и анализом результатов специальных модельных экспериментов разработать модель главы для профильного учебника.

3.       Определить требования к программному продукту, с помощью которого можно педагогам образовательных учреждений создавать ЭУМК для профильной колледжов с учетом уровня подготовки педагогов к использованию компьютера.

4.       Разработать пакет программных средств «МАРК» (мониторинг и анализ развития колледжов), предназначенный для разработки электронных средств учебного назначения: информационных и экспертных систем, ЭУМК специальных средств для изучения учащихся.

5.       Предложить технологию разработки электронных учебников для профильного обучения с помощью пакета «МАРК».

6.       Разработать ряд учебников и провести эксперименты по их проверке с учащимися и педагогами.

7.       Изучить теоретических вопросов создания ЭУМК, вопросов использования разных пакетов программных средств, выполнение специальных упражнений, разработка фрагментов электронных учебников.

8.       Провести и проанализировать результаты проведения курсов с педагогами.

9.       На основе анализа электронных средств, созданных педагогами и специальных исследований разработать новый проект программных средств для создания электронных учебников.

ЭУМК созданы для промышленных, экономических, педагогических направлений. При разработке каждого из них учитывались: интересы учеников, их психологически особенности, отношение к предмету и педагогу, возможности учащихся выполнить творческие задания и ориентация на него, затруднения учащихся в изучении предмета и виды помощи, которые они предпочитают, компетенции, которые должны быть сформированы в результате обучения в профильном классе и др.

Обсуждение ЭУМК с педагогами разных регионов Узбекистана, учителями колледжов позволили сделать выводы:

1.       В ЭУМК требуется уделить специальное внимание мотивации учащихся к изучению каждой темы.

2.       ЭУМК должен обеспечить возможность ученику выбрать не только уровень, на котором будет изучать учебный материал темы, но и разный способ изучения темы (не менее двух способов). При этом ученик должен осознать, что он и только он отвечает за свой выбор уровня изучения темы.

3.       ЭУМК призван защитить учеников от перегрузки. В частности, этому служит раздел домашних заданий по новому материалу (в нем представлены минимальное число задания, которые будут предложены на дом и при выполнении которых ученик вновь предстоит выбирать уровень сложности).

4.       В ЭУМК должен быть специальный тренажер, обращаясь к которому по своей инициативе ученик может не только отработать алгоритмы решения основных типов задач, но и учиться: отказываться от известного метода решения задач и находить другие методы, составлять задачи, искать и исправлять ошибки в решении задач, проводить анализ ситуаций разными способами и др.

5.       В ЭУМК должен быть раздел личного мониторинга, предназначенный для учащихся, которые до проведения контрольной работы хотят оценить результаты своей работы над темой и своевременно внести необходимые коррективы, хотят узнать прогноз результата выполнения контрольной и получить указание от компьютера, каким образом можно его улучшить.

6.       Предусмотрены различные виды помощи ученикам. Особенно важным (по единодушному признанию учащихся и педагогов) является включение специальной экспертной системы, которая предназначена не только для оказания помощи ученикам в решении конкретных задач на уроке или дома, но и ориентирована на передачу опыта автора учебника с разными элементами ЭУМК.

7.       Раздел творческих заданий, в котором предлагаются возможные проекты для нужд учебного заведения и для участия в конференциях и конкурсах, проводимых как в школе, так и вне ее.

8.       Важно, чтобы ЭУМК можно было существенно изменять и дополнять на основе не только разработок автора учебника, учителя, который его использует, но и учащимися вместе с учителем на основе проектов, выполненных учениками и с учетом особенностей образовательного учреждения и профиля класса. Вот только одна иллюстрация: учебник по математике для гуманитарных классов может быть переведен учащимися не те иностранные языки, которые изучают учащиеся. В этом случае новые ученики, использующие дополненный вариант электронного учебника, получают новый возможный вариант изучения темы — изучать тему на иностранном языке.

9.       Существенно, чтобы ученики знакомились с опытом выполнения каких-то работ, которые являются важными для профиля класса, которые вызывают известные затруднения учащихся и которые выполнены их сверстниками. Это достигается за счет включения в учебник разделов, в которых представлены разные варианты выполнения одних и тех же заданий учениками, изучавшими материал с помощью электронного учебника (к примеру, на рефлексию или систематизацию, на составление задач и др.) и анализ выполнения, выполненные учениками и автором электронного учебника.

В ЭУМК должны быть представлены специальные материалы по подготовке учащихся к единому государственному экзамену с учетом правил проведения и специфики этого экзамена, анализа результатов его проведения и учебного материала каждой темы учебной программы. Важно при этом, чтобы учебник учил учеников экономить время, проводить самоконтроль, переформулировать задания и находить способы облегчения выполнения заданий.

В Джизакском государственным педагогическим институте разработана инструментальная система создания ЭУМК. Разработка системы ставит целью дать специалистам-гуманитариям инструмент, позволяющий без особых затрат создавать ЭУМК, способные достаточно эффективно функционировать на персональных компьютерах в среде Windows, как на наиболее доступной платформе.

ЭУМК, создаваемый средствами системы, разрабатывается в интерактивном режиме в два этапа:

-       выбор конфигурации и генерация оболочки ЭУМК,

-       предметное наполнение.

Система предоставляет возможность пользователю, сделав выбор видов занятий, построить свою конфигурацию ЭУМК К числу возможных видов занятий относятся:

-       изучение лекционного курса,

-       работа со словарем,

-       выполнение лабораторных работ,

-       тестирование.

Кроме занятий в оболочку могут быть включены возможности просмотра списка литературы и журнала успеваемости. После генерации ЭУМК автор может приступить к наполнению лекционного курса, словаря, вопросов и ответов для тестирования, списка литературы с помощью средств, встроенных в инструментальную систему. Помимо указанных средств система содержит некоторый набор встроенных механизмов для проведения практических занятий, например, по созданию базы данных по какому-то предмету, написанию реферата или отчета, а также для проведения вычислений с использованием статистических методов в какой-либо прикладной области. Набор встроенных средств для проведения практики можно расширять, добавляя новые средства, но это уже задача не автора ЭУМК, а системного программиста.

В состав инструментальной системы входит:

-          конструктор оболочки ЭУМК,

-          конструктор гипертекста, допускающий подключение графических и анимационных иллюстраций,

-          псевдографический редактор,

-          текстовый редактор,

-          подсистема для разработки тестов,

-          подсистема для заполнения списка литературы,

-          подсистема для заполнения вопросов и ответов по теме,

-          подсистема для подключения имеющихся видов практики и добавления новых.

В настоящее время с ее помощью созданы ЭУМК по курсу «Информатика и информационная технология» (рис. 1), электронный учебник «Информатика» для академических лицеев и колледжов (рис. 2), «Численные методы» и др.

Рис. 1. Интерфейс ЭУМК «Информатика и информационная технология»

Рис. 2. Титульный лист электронного учебника «Информатика» для академических лицеев и колледжей

Создание оболочки ЭУМК и наполнение его производится полностью в рамках инструментальной системы, позволяющей наполнять лекционный курс и словарь терминов, разработать контрольные вопросы и лабораторные задания, единственным исключением является подготовка иллюстраций для лекционного материала, словарных статей и визуального тестирования в графических (формат PCX) и анимационных (формат FLI) редакторах.

Система продолжает совершенствоваться, в частности, предполагается подключение звуковых фрагментов (wav- и mid-файлов).

Дружественный интерфейс, визуальные средства разработки, наличие встроенных механизмов дает возможность авторам ЭУМК быстро реализовывать их замысел.

Литература:

1.       Тайлаков Н. И. Организация дистанционных курсов по информатике для средних школ //Вестник ТГТУ. –2004. –№ 1. –С. 34–39.

2.       Тайлаков Н. И. Проблемы организация дистанционных курсов для нерерывного образования Республики Узбекистан Международная научно–практическая конф. «Применение Internet в учебном процессе». Тез. докл. Москва — Ташкент. –2002. С.–42–43.

3.       Pardaev A., Taylakov N. I. Organization of remonte courses on computer science for high schools of the republic of Uzbekistаn// The 2nd Int’l Jount Conference of Korean Association of Logos Manajement “New opportunities for application of Information Technologies for development of business, Economic Growt, Social welfare and Education”.–KOREA. –2004. –P.152–153.

4.       Цой М. Н., Джураев Р. Х., Тайлаков Н. И. СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ: теория и практика. Монография. Государственное научное издательство «Узбекистон миллий энциклопедияси». — Т.: 2007. -192 с.

5.       http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/thesis.php

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle