Библиографическое описание:

Король Ю. А. К вопросу о формировании нравственных ценностей молодежи при непрерывном образовании в условиях мегаполиса // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 474-476.

В данной статье представлена характеристика современного состояния нравственного потенциала молодого поколения под воздействием условий современного общества. Показано влияние непрерывного образования на примере образования взрослых на формирование нравственных ценностей молодежи в условиях мегаполиса.                                                                                      

Ключевые слова: нравственные ценности, мегаполис, влияние, молодежь, непрерывное образование, образование взрослых, воспитание, формирование.

На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем в области педагогического знания является духовное воспитание молодежи под влиянием мегаполиса. Проблемы воспитания молодежи в обществе были, есть и будут, но в современном мире они ощущаются значительно острее, чем например, в советское время. Воспитание — это процесс восприятия окружающей действительности. Поэтому от того как мы воспитываем новое поколение зависит насколько правильное понимание плохого и хорошего закладывается при формировании его личностных качеств. То, что происходит вокруг молодого поколения, без «фильтрации» будет поглощено его формирующимся сознанием и в будущем окажет влияние при выборе поведения в той или иной ситуации, при принятии собственных решений.

Молодежь в современном мегаполисе подвержена абсорбции мощного потока информации, интерпретировать которую ее никто не обучает. На практике уже в сложившемся обществе данную проблему решить достаточно тяжело, поскольку для большинства молодых людей нет авторитетного мнения, какую информацию из общего потока нужно «отфильтровывать». Социальные институты, прежде всего, семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, не всегда способствуют формированию у молодых людей четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей. Также слабо формируются умения быть ответственным, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения, обладать высокой психологической устойчивостью, стремиться к духовному обогащению личности.

Формирование этих жизненно необходимых качеств личности особенно важно в молодежном возрасте, который является периодом интенсивной самореализации в социальной среде. Отсутствие этой возможности в существующем социокультурном пространстве мегаполиса заставляет молодых людей само утверждаться в ситуациях, порой граничащих с правонарушениями, что ставит общество перед лицом само разрушающего и антиобщественного поведения молодого поколения. Успешное развитие человечества зависит, в том числе от уровня культуры человека, который определяется с помощью становления духовности. Поскольку возрастная группа молодых людей по своему времяпровождению преобладает в образовательных учреждениях, решение современных проблем воспитания разумнее осуществлять на практике образовательного процесса, что положительно скажется на развитии будущего воспитания молодого поколения.

Среди институтов социализации личности в мегаполисах особое значение имеют молодежные сообщества, педагогический потенциал которых может способствовать созданию условий для эффективного духовного развития, содействовать усвоению молодежью ценностей (моральных норм и правил социально приемлемого поведения), нравственному становлению личности.

Поиск новых форм воспитания духовности молодого поколения сегодня связан с разработкой и внедрением эффективных методологий в образовательной деятельности, в связи с чем имеет смысл рассмотреть значимость непрерывного образования, как образовательной практики, влияющей на формирование нравственных и культурных ценностей современной молодежи.

Основными критериями оценки данной образовательной практики, как одной из практик повышения культурного уровня и знаний, необходимых для нормального существования в современном мире, выступают: возможность применения полученных в ходе обучения знаний и умений в течение всей жизни, укрепление нравственных позиций, реализация своих способностей, адаптация к социально-экономическим переменам, толерантность, независимость от прежних учебных достижений, гибкость в образовательной среде.

В современном мире насчитывается несколько понятий непрерывного образования, такие как: образование в течение все жизни, профессиональная переподготовка, образование взрослых. Понимание непрерывного образования должно учитывать особенности условий среды, в которой оно осуществляется. Одной из наиболее интенсивно развивающихся образовательных практик непрерывного образования в среде воздействия мегаполиса как социокультурного пространства развития нравственности учащихся является образование взрослых. Возрастная категория до тридцати лет является социально-возрастной группой имеющей статус молодежи и может рассматриваться как субъект непрерывного образования в рамках образования взрослых.

Таким образом, образование взрослых в нашей стране помимо выполнения традиционной функции обучение и развитие личности, имеет своей целью дополнительное образование по необходимости/по желанию в различных сферах для людей уже имеющих тот или иной жизненный статус. Становление и развитие образования взрослых обусловлено социально-экономическими потребностями страны, а также необходимостью повышать уровень материального, нравственного и духовного благополучия.

В современном мире в связи с автоматизацией процессов в производстве многие профессии прошлого поколения не востребованы. Поэтому люди, имеющие несовременные профессиональные навыки могут иметь соответствующее представление о нравственных принципах, которые в современном обществе могут быть не актуальны. Взрослые люди вынуждены получать дополнительное образование, для того чтобы освоить навыки новой профессии, и вместе с этим, сориентироваться в позициях современного социума относительно развития морали. Также, при повышении квалификации и переподготовке специальности в рамках одного производства молодежь проходит обучение, которое позволяет получить обновленные знания и навыки в своей рабочей области, отвечающие интересам их профессионального роста, личностного развития и культурного уровня.

Действительно, в жизни человека учение занимает одно из важнейших мест, поскольку удовлетворяет важнейшую потребность в накоплении знаний и опыта. Уже сам способ существования человека в окружающей реальности подразумевает непрерывное овладевание элементарными сведениями об этой реальности. В круг таких сведений входят, во-первых, мир социальных отношений, включающий в себя общественно-преобразовательный и коммуникативно-ориентационный аспекты деятельности, предполагающие необходимость и потребность в развитии способностей, в усвоении знаний, навыков, предметных действий, и, во-вторых — самопознание, реализующееся через освоение социальных условий, оценок и средств деятельности, социально-приемлемых форм поведения [1, с. 21].

В педагогической практике существуют некоторые условия развития образования взрослых: поддержка сферы неформального образования взрослых на уровне государства, наличие нормативно-правовой базы, подготовка педагогических кадров для взрослых, разрушение стереотипов о сложности обучения в зрелом возрасте, снижение уровня коммерциализации образовательных услуг в негосударственном секторе, пропаганда образования взрослых. Соблюдение данных условий и развитие понимания о необходимости создания гибкой образовательной среды для лучшего освоения взрослыми обучающимися новых представлений о «научном мире» и реализации своих познавательных способностей значительно повысит охват населения этой сферой педагогического образования.

Получение неформального или дополнительного высшего образования оказывает положительное влияние на духовно-нравственные позиции обучающихся больших городов. По нашему мнению основной социальной целью в высшей школе выступает содействие развитию личности человека, постепенному обогащению деятельных способностей, духовного и творческого потенциала, обучающиеся во время образовательного процесса осознают большее значение вечных ценностей и моральных качеств. Следовательно, личность при выборе дополнительного образования, на основе уже сформированных научных интересов, придает большую значимость участию в культурно-просветительской образовательной деятельности и степени внесения в ее развитие в мегаполисе вклада с применением новых технологий и способов мышления.

В настоящее время в Санкт-Петербурге практикой образования взрослых занимается Институт образования взрослых. Его сотрудниками Юнацкевичем П. И., Чигиревым В. А. и др. разработана концепция нравственного развития взрослого человека в процессе непрерывного профессионального образования. Идея которой отражает нравственное развитие взрослого человека в системе профессионального образования, основана на объединении социально-педагогических функций системы профессионального образования и технологий использования воспитательных возможностей информального образования [3]. В ней определены условия эффективности формирования нравственных качеств и умения осуществлять этическую оценку социально-значимых действий субъектов общественных и профессиональных отношений, разработаны формы и методы массовой этической оценки социальных субъектов в современном обществе и компоненты этического и духовного образования взрослых.

Важной тенденцией в развитии современного общества является смена парадигмы мышления взрослого человека. Во всем мире на смену экономическому человеку, ориентированному на личное обогащение любой ценой, человеку паразитическому, придет человек социальный, гармонично сочетающий духовные и материальные ценности, человек нравственный, созидающий [2, с. 23].

Под руководством Юнацкевича П. И. и Чигирева В. А. в рамках Института взрослых создан Институт нравственности, основными целями которого выступает путь индивидуальной воспитательной дискуссионной работы и наставничества в воспитании гражданина как нравственного субъекта, воспроизводство материального, духовного и культурного благосостояния, освоение новые материальных, духовных и культурных ценностей. В связи с тем, что концепция нравственного образования взрослых занимает значимое место в воспитательном и образовательном процессе, ее изучение и применение актуально в решении проблем в области духовного развития личности и формировании профессиональных качеств при получении неформального или дополнительного образования взрослыми людьми в условиях мегаполиса.

В связи с чем одной из основных задач непрерывного образования выступает обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в дополнительном образовании всеми без исключения независимо от их индивидуальных особенностей, прежних результатов обучения, семейного статуса, психических и физических возможностей.

Поскольку именно в молодежном возрасте у человека происходит становление принципов взаимоуважения и их применение в развитом обществе, необходимо отметить, что главное в непрерывном образовании это искоренение дискриминации и воспитание толерантности ко всем слоям населения. Люди, получающие дополнительное образование, имеют возможность глубже понять принципы взаимоуважения и терпимости, которые непросто осознать и применить в развитых городах.

Представленные выше элементы образовательной практики в формировании нравственных ценностей молодежи в условиях мегаполиса, представляют наивысшую ценность из существующих, поскольку данная практика дает возможность определенным слоям населения, с учетом разнообразных условий и требований к обучению, получить дополнительное образование и освоить новые профессии. Развитие и поддержка такого рода практик отражает патриотическое желание обучить те категории населения, которым не хватает традиционного образования в силу своих особенностей, для реализации своих способностей или под воздействием современной меняющейся социально-экономической среды мегаполиса. Где основным преимуществом непрерывного подхода в обучении выступает создании гибкой образовательной среды, удовлетворяющей потребности каждого обучающегося, соответствующей индивидуальному интеллектуально-творческому и физическому уровню, с учетом увеличения масштабов усеваемой информации, усложнения ее содержания и усиленного влияния на формирующуюся личность взрослого человека.

Таким образом, современное непрерывное образование в пространстве мегаполиса несет для молодых людей положительный заряд воздействия, повышающий культурный уровень, укрепляющий профессиональные позиции молодых специалистов, оказывающий эффективное влияние на формирование нравственных ценностей молодого поколения и на повышение качества восприятия необходимой для соответствия современным условиям информации.

Литература:

1.      Пшенко К. А. Проблемы и задачи непрерывного образования взрослых//Сборник научных статей лаборатории образования взрослых в СНГ за 2009 год/под. ред. Юнацкевича П. И. — СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009.

2.      Чигирев В. А. Непрерывное образование взрослых Содружества независимых государств//Сборник научных статей лаборатории образования взрослых в СНГ за 2009 год/под. ред. Юнацкевича П. И. — СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009.

3.      Юнацкевич П. И., Ткаченко Е. В., Чигирев В. А., Воронцов А. В., Джабасов А. А. Нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного профессионального образования: Концепция. — СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle