Библиографическое описание:

Маловичко Л. М., Заболотняя М. А. Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 497-499.

В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией, представлены типы упражнений, позволяющие осуществлять учет речевых нарушений в процессе обучения дошкольников английскому языку.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дефекты звукопроизношения, обучение английскому языку, развитие речедвигательного анализатора, фонетические нарушения, фонематические нарушения.

Несмотря на большое разнообразие методической литературы по обучению детей дошкольного возраста английскому языку, появившейся в последнее время (А. Н. Утехина (2013), Т. А. Благовещенская (2005), Т. В. Земченкова (2008), М. Л. Филина (2009), В.Крижановская (2009), и др.), обучение детей с нарушениями речи требует поиска и внедрения новых эффективных методов работы, которые позволят обеспечить продуктивность усвоения иностранного языка детьми с нарушениями речи.

На данный момент вопрос об особенностях проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста в процессе изучения ими родного языка изучен в достаточной степени. Этой проблемой занимались такие ученые, как Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, И. А. Смирнова, Р. Е. Левина и др.

Во всем многообразии видов и форм нарушений речи, как правило, наиболее распространенным их проявлением является нарушение звукопроизносительной стороны речи, которое может быть как самостоятельным дефектом, так и включенным в симптомокомплекс более сложного речевого дефекта. Нарушения звукопроизношения затрудняют овладение детьми фонетической системой языка.

Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из следующих вариантов.

1.                  Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто пропускается, не произносится.

2.                  Замена одного звука речи другим.

3.                  Искаженное произношение звука.

4.                  Смешение двух правильно произносимых звуков. [1. с. 17]

Причина замены звуков чаще всего заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. Подобные нарушения называются фонематическими, так как при этом один звук заменяется другим, вследствие чего нарушается смысл слова. [1. с. 18–19]

Причиной искаженного произношения звуков, как правило, является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими, так как при этом звук не заменяется другим звуком из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, хотя это не влияет на смысл слова.

Довольно часто встречаются случаи, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

В процессе обучения английскому языку, необходимо осуществлять учет имеющихся у дошкольников нарушений речи. Знание типа нарушения звукопроизношения позволяет определить особенности работы по обучению иностранному языку детей данной категории. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания необходимо уделять развитию артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики. При фонематических нарушениях основной акцент следует делать на развитии речевого слуха и фонематического слуха как одного из его компонентов.

Чаще всего ребенок не овладевает правильным произношением тех звуков иностранного языка, которые более сложны по артикуляции, то есть требуют особенно дифференцированных движений речевых органов, или отсутствуют в родном языке. Звуки, отсутствующие в родном языке, как правило, заменяются фонемами родного языка, схожими с требуемым звуком по артикуляционным или акустическим признакам.

Значительные трудности в овладении основами иностранного языка детей с речевыми нарушениями обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее просодической и семантической сторон. У детей данной категории наблюдаются трудности в формировании звукового анализа и синтеза. [2. с. 1]

Обучение иностранному языку дошкольников с нарушениями речи вместе с подготовкой к школьному обучению тесно связаны с коррекционно-педагогической работой, реализующей основной принцип специальной педагогики — принцип коррекционной направленности.

В процессе разработки учебного материала и методологического инструментария необходимо учитывать возрастные, индивидуально-психологические особенности детей данной категории, а также структуру имеющегося у них речевого дефекта.

Вследствие того что проблема обучения иностранному языку дошкольников с нарушениями речи носит междисциплинарный характер, процесс обучения должен осуществляться в тесном взаимодействии специалистов разных профилей (учителя-логопеда, преподавателя английского языка, психолога, психоневролога), с учетом закономерностей формирования системы родного языка ребенка, а также имеющихся затруднений в ее овладении (нарушение фонематического слуха, лексико-грамматической системы и т. д.).

Успешное овладение ребенком с нарушениями речи фонетической системой английского языка требует работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у детей необходимо развивать фонематический слух, т. е. способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка; вырабатывать хорошую дикцию, т. е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; развивать речевое дыхание, т. е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, плавность и слитность произношения. Особое внимание необходимо уделить развитию слуховой памяти дошкольников с нарушениями речи, так как уровень ее ниже нормы, что затормаживает и в значительной степени осложняет усвоение детьми иностранного языка. [4, с. 115–116]

Таким образом, основными направлениями коррекционно-педагогической работы по обучению иностранному языку дошкольников, имеющих нарушения речи, являются:

-       развитие лингвистических способностей дошкольников с учетом их возрастных особенностей и структуры речевого дефекта;

-       формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке;

-       коррекция и развитие звукопроизносительной стороны речи;

-       коррекция и развитие фонематического восприятия, в том числе расширение уровня понимания речи как родного, так и иностранного языка;

-       развитие сенсомоторных функций;

-       формирование кинестетической основы движений артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры;

-       развитие интеллектуальных функций (вербально-логического мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

-       развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности дошкольников;

-       личностное развитие ребенка.

Обучение должно строиться в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, с частой сменой деятельности, что способствует предотвращению отвлекаемости и снижения работоспособности в результате утомляемости и нарушения активного внимания в процессе занятия.

Использование игр в процессе обучения иностранному языку дошкольников с нарушениями речи, способствует не только сознательному, но и непринужденному усвоению материала. При этом активизируются процессы восприятия, внимания и памяти. Развитие игрового замысла способствует общему умственному развитию дошкольников. Это позволяет предположить, что формирование предпосылок к овладению иностранным языком у дошкольников с речевыми нарушениями способствует как усвоению основ иностранного языка, так и совершенствованию общей готовности к школьному обучению.

Исходя из особенностей предметной, игровой и речевой деятельности детей дошкольного возраста, необходимо строить обучение иностранному языку как обучение деятельности — элементарному практическому общению на иностранном языке с помощью игр, предметно-практических действий, способов и приемов элементарной учебной деятельности (слушать, повторять, отвечать, осознавать языковые структуры, выстраивая их с помощью кубиков, игрушек, картинок). [3. с. 84]

Анализ особенностей проявления нарушений речи в процессе овладения дошкольниками английским языком позволяет сделать вывод о необходимости введения в процесс обучения специальных упражнений, которые подразделяются на несколько групп:

-          упражнения на развитие речедвигательного анализатора, направленные на улучшение подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата (динамические и статические);

-          упражнения на совершенствование звукопроизношения;

-          упражнения на совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

-          упражнения, направленные на усовершенствование слухового внимания и памяти.

Объемная доля этих упражнений в общей структуре занятия по иностранному языку может быть различной в зависимости от этапа обучения, уровня овладения учащимися фонетической системой иностранного языка и сложности речевого дефекта обучающихся.

Таким образом, значимость проблемы обучения иностранному языку дошкольников с нарушениями речи обусловливает потребность в учете структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей данной группы в процессе разработки и реализации педагогического процесса, а также вызывает необходимость поиска основных направлений педагогической работы, разработки и адаптации специальных образовательных программ по обучению иностранному языку для детей данной категории. При этом процесс обучения иностранному языку дошкольников с нарушениями речи должен рассматриваться как многоаспектный целостный процесс, направленный на формирование, коррекцию и развитие фонематических, зрительно-пространственных и моторных функций; устной речи и языковых навыков, коммуникативной компетенции, мыслительной деятельности.

Литература:

1.                  Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. — М.: Просвещение, 1989.

2.                  Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, — СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3.                  Утехина А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика: учеб. пособие. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.

4.                  Калягин В. А. Логопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle