Библиографическое описание:

Плешкова И. А. Образование и формирование толерантного сознания молодежи // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 696-698.

Встатье рассматривается роль религиозного фактора в формировании толерантного сознания молодежи

Ключевые слова: толерантность, согласие, этнос, диалог, культура

Дагестан — это своеобразнейший регион Северного Кавказа. На сравнительно небольшой территории, издревле живут представители различных народностей, говорящих на разных языках, принадлежащих к различным этноязыковым семьям и группам — кавказской, тюркской, индоевропейской. Эти народности Дагестана живут издревле вместе, не ведая вражды и злобы, в мире и согласии, образуя единое и целостное многоязычное содружество, именуемое дагестанским народом,- понятием, генетический код которого зашифрован не по национальному, этническому или языковому, а по территориальному, региональному признаку и культурному сходству. [1, с. 274].

Одной из базовых ценностей демократии, без которой невозможно достичь общественного согласия, разрешить многие сложные проблемы, выступает толерантность. Толерантность — это уважение чужой позиции, она тесно связана с установкой на взаимное изменение позиций в результате диалога [2, с. 46]. В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995г. [3, с. 282]. и в Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000г., подчеркивается, что толерантность представляет собой уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, что это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантное отношение к разнообразным взглядам и движениям способствует осознанию опасности запрета оппозиции, преодолению предрассудка о необходимости ограничения ее деятельности как якобы проявление правопорядка и солидарности общества. К сожалению, приходится констатировать, что довольно часто правящая элита и ее окружение, чувствуя ослабление своих позиций, стремится решить свои проблемы силовыми методами, пытаясь сдержать активность и пресечь деятельность любой оппозиции, что противоречит общечеловеческим интересам. Общим методическим принципам при изучении феномена толерантности всегда должен выступать принцип гуманизма, реализация которого ни при каких обстоятельствах не приемлет зло, насилие, жестокость, несправедливость, посягательство на свободу личности и т. д.

Особое значение в современной действительности имеет воспитание молодого поколения, способного жить в открытом, нестабильном мире, где происходит диалог разных культур, этносов, религий, мировоззрений. Общество призвано формировать любознательных граждан с аналитическими взглядами, толерантно относящихся к существующим различиям в обществе.

Значительное место в реализации этих задач занимает высшая школа. Важнейшим ее фактором сегодня становится способность и тех, кто учится разбираться в жизненных и профессиональных ситуациях, своевременно реагировать на социально-экономические изменения, уметь мыслить нестандартно, стремиться к постоянному обновлению знаний, к личностному развитию. По мнению многих исследователей, одним из векторов формирования личности нового типа является универсальная креативность как человеческое качество выводящих общество в целом на принципиально иную траекторию развития, требующую и смены парадигмы отечественного образования (воспитания) подрастающего поколения, обновления его исходных целей и задач.

Т. о. толерантное воспитание предполагает уважение к чужой культуре, языку, обычаям религии, и без выработки взаимной терпимости и уважения, взаимодействующие цивилизации, культуры нации, социальные группы, отдельные люди могут порождать немотивированную жесткость, которая рано или поздно приобретает материальную форму, став негативной реальностью. В современной реальности толерантность, фактически становится условием выживания. В Дагестане важным фактором, универсальным механизмом согласования интересов и достижения мира, способом выступает институт примирения под названием «Маслиат». Опора на него, как на систему компромиссов и примирения, приводит к неприятию экстремизма, отказу от насильственных мер. Терпимость (сабур) выступает одним из нравственных императивов традиционной горской этики [4]

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», представленном ЮНЕСКО, сказано, что образовательный идеал XXI века радикально отличается от классического идеала, основанного на энциклопедичности знаний. Новый образовательный идеал зиждется на четырех признаках: учиться познавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться жить. Осмысление этих принципов приводит к выводу о том, что современное образование должно органично включать творчество в образовательный процесс, формировать мировоззрение, основанное на многокритериальности решений, к терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности за свои действия. Оно должно обеспечивать междисциплинарную организацию содержания обучения, развивать гармоничность в способах и уровнях мышления, готовить выпускников вузов к новым видам деятельности [5, с. 282].

Образовательный процесс в стране должен идти вровень или даже немного впереди культурно-образовательных потребностей нашего общества — это важнейшая закономерность развития системы отечественного образования. Именно школа, как общеобразовательная, так и высшая, формируя интеллектуальный потенциал всего народа, дает наибольшую социальную и экономическую эффективность в различных отраслях народного хозяйства и сферах жизни социума.

Следует обратить особое внимание воспитательной работе во всех образовательных учреждениях, ибо эта работа в 90-е годы XX века была изгнана из системы образования вообще. И только в начале XXI века власть начала обращать внимание на эту работу и сегодня воспитательная работа в вузе и в общеобразовательной школе стала наравне с учебной работой. Воспитание достойных членов общества, умеющих работать и жить в ладу с окружающими, обществом и самим собой вновь стало важнейшей целью деятельности общеобразовательной и высшей школ. Разностороннее развитие учащихся предполагает формирование у них умения следовать нормам и правилам общественного поведения, желание и способность трудиться, вести духовно-освещенный образ жизни, жить и действовать осмысленно, самостоятельно и социально ответственно.

В последние годы, с обострением общественно-политической обстановки в республике, мы все больше говорим о необходимости и важности установления в обществе атмосферы согласия и толерантности.

Опыт истории, к сожалению показывает, что рассуждения по этому поводу — тревожный сигнал. Он звучит, как правило, в период созревания в недрах общества социального конфликта. Сегодня уже никто не может отрицать, что мы находимся в его полосе, и с каждым новым шагом, по уже не зависящим от нас обстоятельствам, приближаемся к роковой черте, за которой может быть война.

Каким образом создать условия необходимые для установления диалога между государством и обществом, согласия внутри самого общества? Как отдельному человеку и гражданину найти свое место в стремительно изменяющемся мире, увы! лишенному ясных социальных и политических ориентиров?

Общество и государство находится в гармонии, и взаимно уравновешивают друг друга, устанавливая в политическом пространстве режим легитимности, справедливости и гуманности. Теперь становится ясно, что в республике, да и в целом по Российской Федерации, где отсутствуют реальные признаки правового государства, а институты гражданского общества очень слабы и неразвиты, диалога между обществом и государством достичь не возможно, для этого отсутствуют объективные условия. О диалоге между обществом и государством сказано на теоретическом уровне достаточно много. Считается, что в демократическом государстве проблемы этой быть не должно. В теории государства понимается, что в правовом государстве с развитыми институтами гражданского общества действует внутренняя система сдержек и противовесов. Суждения субъективного характера, какие не мало исходят из уст государственных деятелей, остаются, к сожалению, лишь благими намерениями. Разлад между словом и делом вселяют в общественную среду политическую апатию, демонстрируют лицемерие государственной власти, ведут к углублению раскола между обществом и государством. В этом случае возможны два варианта исхода. Первый предполагает усиление внутри -политической репрессии и установление авторитарного политического режима. В другом случае, общество должно подняться в своем общественном сознании до уровня признания существующей власти как нелегитимной, антинародной. Свергнуть её и привести к власти общенародное правительство, которому оно доверяет.

В республике с низким уровнем общественного сознания и неудовлетворительным уровнем образованности и светской культуры, социальный протест неизбежно выражается в виде религиозно-политического экстремизма. Современная обстановка в республике, да и в целом по северокавказскому региону, это демонстрирует с полной очевидностью. Дальнейшее развитие политической ситуации в республике реально ведет к усилению социальных конфликтов и установлению чрезвычайного политического режима.

Казалось бы выход найден давно. Уже все знают, что надо поднимать, республиканскую экономику, повышать благосостояние граждан, укреплять систему образования, проявлять государственную и общественную заботу в отношениях с институтом семьи и брака, развивать правовую культуру населения и пр. Однако, правильные слова, без реальных дел, приобретают противоположный смысл. А это всегда опасно.

Каким образом в этой системе искаженных социальных и политических ценностей искать место достойное добропорядочного человека, гражданина, отца семейства? Общество частью дезориентировано, растет число маргиналов. С другой стороны, оно стремительно радикализируется, зреет социальный протест в молодежной среде. Приходится еще раз вспомнить об отсутствии нашей собственной национальной идеи, отсутствии ясной программы политических действий, способных сплотить общество и повести его к ясной цели. Сегодня это должен сделать наш Президент и его новая команда. Эта общенациональная программа должна быть разработана и работать на все общество, а не на отдельные группы государственных служащих, их родственников и друзей. Пора, на конец, перейти от игрового общества к информационному.

Без национальной программы совместных действий мы, дагестанцы, к сожалению, исчезнем как самостоятельный и колоритный по своей культуре и языку этнос. Процесс этот, к сожалению, уже запущен. Мы уже начинаем забывать собственные языки. Традиции и обычаи уже почти забыты.

Интерес к своей национальной культуре должен сочетаться с уважительным отношением к культурным традициям других народов.

Литература:

1.         Гамзатов Г. Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. — Махачкала 2004г. — с. 274.

2.         Лекторский В. А. О толерантности и плюрализме в критицизме.// Вопросы философии. 1997. № 11. с.46

3.         Там же. с. 282.

4.         Хазбулатов Х. Толерантность и поиск современного диалога// Дагестанская правда. 1999г. 1 июля.

5.         Декларация принципов толерантности.// Бетти Э. Толерантность — дорога к миру. М. 2001, с. 282.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle