Библиографическое описание:

Чегодаев А. В. Интеграция основного и дополнительного образования в обучении одаренных школьников // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 540-543.

Глобальные преобразования в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества выявили потребность в образованных, творческих, неординарно мыслящих людях. В связи с этим проблема выявления и поддержки талантливой молодёжи в современном образовании выходит на приоритетные позиции. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г». (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» [2]. В соответствии с определением одаренности, предложенным авторами отечественной Рабочей концепции одарённости (В. Д. Шадриков, Д. Б. Богоявленская и др.), одарённость рассматривается как системное качество человека, развивающееся в процессе его жизнедеятельности, что свидетельствует о необходимости использования интегрированного подхода в обучении талантливых школьников. На уровне конкретного учреждения реализация личностно-развивающего подхода [3] может быть возможна через взаимодействие основного и дополнительного образования.

В настоящей статье рассматриваются особенности интеграции основного и дополнительного образовательного процесса на естественно-научном отделении одного из ведущих учебных заведений Вологодской области, специализирующихся на работе с одарёнными детьми, — Вологодском многопрофильном лицее. На сегодняшний день Лицей является центром по работе с одарёнными детьми, на который возложены следующие функции: взаимодействие со структурами, занимающимися организацией работы с одарёнными детьми на местах (в районах Вологодской области); разработка образовательных программ для одарённых школьников; координация олимпиадного движения и научно-исследовательской деятельности; дистанционное сопровождение процесса обучения одарённых детей; проведение обучающих семинаров для педагогов; развитие дистанционных образовательных ресурсов [6, 8].

Главным требованием построения модели интеграции общего и дополнительного образования школьников является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования школьников [1, с. 7]. Лицей осуществляет образовательную деятельность по модели «школа полного дня», целью реализации которой является формирование условий для создания единого образовательного пространства. Содержательная интеграция общего и дополнительного образования осуществляется с помощью перехода от совокупности отдельных программ по видам деятельности к усилению их связей между собой и с программами общего образования, расширению разнообразия комплексных проектов. Эффективность функционирования модели обеспечивается рядом психолого-педагогических условий:

-       наличие широкого выбора факультативов и спецкурсов, что позволяет вести практически индивидуальную работу с учащимися;

-       наличие в учебном плане индивидуальных консультаций для отстающих и пропустивших занятия школьников;

-       вовлечение школьников в исследовательскую работу и олимпиадную деятельность с первых лет обучения;

-       регулярный мониторинг индивидуальных и личностных особенностей школьников, загруженности домашними заданиями, удовлетворённости работой лицея;

-       регулярная консультативно-тренинговая работа психологов, направленная на развитие самосознания и коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки и др.

Целостность единого образовательного процесса системы среднего образования обеспечивает организация дополнительных занятий и элективных курсов, мониторинг качества обучения и его эффективности. Учебный процесс осуществляется с использованием «сдвоенных» уроков, чередованием лекционных, семинарских и практических форм занятий. Высокие результаты деятельности учебного заведения (табл. 2) обусловлены рядом педагогических условий [7]:

-          программы, по которым ведётся преподавание профильных предметов, являются авторскими и включают в себя ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсам для классов с углублённым изучением предметов;

-          в учебный план введено большое количество спецкурсов, элективных курсов и факультативов по олимпиадной подготовке;

-          деление класса на подгруппы по профильным предметам;

-          сформирован сильный коллектив учителей: более 70 % имеют высшую квалификационную категорию, работают 3 доктора наук и 9 кандидатов наук, 5 заслуженных учителей РФ;

-          использование современных образовательных технологий: метод проектов, исследовательский метод, технология развития критического мышления.

Таблица 2

Количество дипломов победителей и призёров, полученных учащимися ВМЛ на предметных олимпиадах школьников

Количество дипломов, шт.

2007–2008 уч. год

2008–2009 уч. год

2009 –2010 уч. год

2010 –2011 уч. год

2011 –2012 уч. год

2012 –2013 уч. год

На международных олимпиадах

3

3

1

1

2

0

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады

15

12

11

15

15

15

На региональном этапе Всероссийской олимпиады

67

54

63

78

89

77

Дополнительное образование находит особое применение в сфере развития исследовательской деятельности учащихся на базе общего образования. Научно-методическое сопровождение учебного процесса в ВМЛ реализуется через организацию и привлечение школьников к участию в научно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащегося рассматривается как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей. Организация исследовательской деятельности основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску новой информации и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на создании ситуаций творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях [5]. Все лицеисты обучаются основам научно-исследовательской деятельности.

По мнению психологов, младший школьный — начало подросткового возраста является наиболее сензитивным периодом с точки зрения становления той или иной позиции ребёнка (исследовательской или репродуктивной) [9, с. 42]. Учащиеся начальной школы выполняют проекты, которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме докладов на научно–практической конференции младших школьников «Первые шаги в науку». Учебная деятельность учащихся средней ступени осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности). На этапе профильного обучения (10–11-е классы) научно-исследовательская деятельность реализуется в рамках научного общества учащихся.

Учащиеся 5–7 классов естественно-научного отделения в течение года выступают на 3-х конференциях, после завершения работы по каждому из предметов (математике, физике, химии). Учащиеся 8–11 классов выступают на конференции класса, где, кроме учащихся присутствуют руководители работ, учителя, родители, и все желающие. В конце учебного года проводится общелицейская конференция, на которую выносятся наиболее достойные внимания доклады. В 2012–2013 учебном году учащимися на лицейской конференции было сделано 57 докладов на 5 секциях (естественные науки, литература, история, английский язык). Следует отметить высокое качество работ, которое подтверждается участием с докладами на конференциях всероссийского и международного уровней и занятием призовых мест (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений им. Д. И. Менделеева, г. Москва; Международная научно-техническая конференция школьников МФТИ «Старт в науку», г. Долгопрудный; Всероссийская молодёжная конференция студентов и аспирантов по физике, г. Санкт-Петербург; Российский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура», г. Обнинск; Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Молодые исследователи — регионам» г. Вологда и др.) (табл. 4).

Таблица 4

Результативность участия учащихся ВМЛ в научно-исследовательских конференциях

Показатель

2007–2008 уч. год

2008–2009 уч. год

2009 –2010 уч. год

2010 –2011 уч. год

2011 –2012 уч. год

2012 –2013 уч. год

Количество лауреатов Всероссийских и международных очных научно-исследовательских конференций

13

5

5

7

10

6

Важно отметить, что более 40 % выпускников естественно-научного отделения Лицея после окончания вузов поступили в аспирантуру и занимаются научной деятельностью, более 20 уже защитили кандидатские диссертации по химии, физике, математике, экономике. Таким образом, организация педагогического процесса в ВМЛ обеспечивает преемственность между школьным и высшим профессиональным образованием.

Как свидетельствуют результаты многолетней работы, Вологодский многопрофильный лицей для одарённых детей в региональной системе образования является инновационным учреждением, способным достигать чрезвычайно высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. Важным факторомсоздания условий для обучения талантливых школьников является организация блока дополнительного образования. Интеграция общего и дополнительного образования школьников способствует поддержке творческого потенциала учащихся, создает условия для развития личности учащихся, обеспечивает преемственность между школьным и высшим профессиональным образованием.

Литература:

1.                  Жильцова, О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников [Текст] / О. А. Жильцова. — М.: Акрополь, 2011. — 256 с.

2.                  Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/2837.pdf

3.                  Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. М. Митина. — М.: Флинта: МПСИ, 1998. — 200 с.

4.                  Модель по выявлению и работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в Вологодской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu35.ru/index.php/obshsovet/obshdocs/viewdownload/19/3874

5.                  Проказова, О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Г. Проказова. — Астрахань, 2010. — 23 с.

6.                  Чегодаев, А. В. Дистанционное образование талантливых школьников: проблемы и перспективы [Текст] / А. В. Чегодаев, Л. Н. Суханов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 28. — С. 197–203.

7.                  Чегодаев, А. В. Участие вологжан во Всероссийской олимпиаде школьников: результативность и пути развития [Текст] / А. В. Чегодаев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 26. — С. 185–193.

8.                  Чегодаев, А. В. Особенности работы с одарёнными детьми в учебном заведении инновационного типа [Электронный ресурс] / А. В. Чегодаев // Вопросы территориального развития. — 2013. — № 8. — Режим доступа: http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=3168

9.                  Шумакова, Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения [Текст]: автореф. дис. док. психологич. наук: 19.00.13 / Н. Б. Шумакова. — М., 2006. — 48 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle