Библиографическое описание:

Голованова Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 437-442.

Конструкция модульного обучения опирается на основы теории педагогики и на деле применяется в педагогической практике. Сущность данной технологии состоит в том, чтобы правильно и функционально разделить содержание исходной дисциплины на лаконичные и законченные блоки согласно профессиональным задачам и необходимым современным требованиям. Сущность модульного подхода к учебным дисциплинам состоит в том, что изучение данного предмета или дисциплины происходит более или менее самостоятельно в соответствии с учебным планом, содержащим в себе целевой блок направленных действий на освоение выбранного материала, банк необходимой информации (теоретическая сущность) и методические указания по достижению необходимых дидактических целей. В этом случае функции педагога-тьютора (куратора) варьируются между консультативно-информационной до координирующей процесс обучения. Основным термином данной теории является понятие модуль.

Не смотря на достаточное время существования модульной теории до сих пор нет строго понятия «модуль». На данный вопрос существует насколько различных вариантов данного понятия в зависимости от стороны подхода к данной проблеме. Это понятие находится в прямой зависимости от таких направлений данного вопроса, как процесс структурирования содержания обучения, форм и методов обучения. В. Гольдшмидт и М. Гольдшмидт берут за основу данного термина создание автономной планируемой единицы процесса обучения, направленной на достижение четко сформированных целей. Дж. Рассел рассматривает данное понятие, как независимую часть учебной дисциплины.Вработах Ю. К. Башлова и В. А. Рыжова модуль рассматривается как определенный объем информации, необходимый для выполнения определенной профессиональной деятельности.

Модуль, как отдельно взятая часть некоей учебной дисциплины или элемент образовательного процесса, может сам делится на более мелкие модульные единицы, являющейся определенной, законченной частью. Модульные единицы могут формировать структуру модуля в зависимости от конкретной области рассматриваемого процесса или дисциплины, особенности обучения, правил и возможностей применения данных технологий. Модуль представляет из себя независимое, логически законченное звено процесса обучения. Если воедино собрать информацию по данному вопросу, то под модулем понимается единица структуры обучения, которая выбрана и представлена в таком виде, чтобы была возможность достигнуть определенного уровня подготовленности, определяемого целевой программой действий.

Используя компетентностный подход и учитывая трудозатраты на обучение, применение модулей является основополагающим направлением в процессе усовершенствования образовательных программ и достижении доступности методик обучения в различных вузах. Компетентностный подход стабильно вошел в образовательную схему, а вот модульному подходу уделяется еще довольно мало времени и средств на его внедрение и развитие.

Если рассмотреть взаимосвязь компонентов в традиционной системе образования, то там основой является взаимосвязь учебного плана, определяемого Госстандартом, и дисциплины, изучаемой непосредственно студентом. В образовании, базирующемся на модульной системе, сам модуль становится ключевой единицей, затрагивающей и регулирующей программу и процесс обучения, деятельность преподавателей, а также систему контроля знаний, включая стадию получения квалификации.

Модульно-компетентностная структура в высшем профессиональном образовании представляет собой образовательную концепцию организации учебного процесса, где целью обучения выступает ряд профессиональных компетенций студента, а средством достижения служит модульное представление содержания и структуры обучения.

Данное реконструирование системы образования подразумевает изменение ряда взаимосвязанных друг с другом компонентов: изменение доли самостоятельной и аудиторной работы обучающихся в сторону увеличения самообразования; увеличение структурной универсальности образовательных программ; возможности получения профессиональных навыков в близких областях профессиональной деятельности, улучшая систему получения профилирования обучающихся с возможность получения следующей возможной квалификации.

Модуль является основой данной программы обучения и является достаточно самостоятельной единицей образовательной программы. Он направлен на формирование группы профессиональных компетенций.«Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, обладающая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Модульная образовательная программа — это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации» [9]. Изучая образовательные модули, студент должен осваивать взаимосвязь всех вариантов образовательных частей данного модуля и направления обучения в целом: лекционно-практическая нагрузка, самостоятельная работа, курсовая работа, подготовка к межсессионным вариантам контроля, работа над самостоятельными научными проектами, выпускная квалификационная работа и т. д. При этом целью изучения данной образовательной программы становится освоение студентом определенного количества профессиональных компетенций, а средством их формирования может выступать модуль, являющийся самостоятельной единицей системы образования.

Модульное образование является достаточно новым и прогрессивным направлением в образовательной деятельности. Данный тип обучения содержит ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой образования. Со стороны студентов, получающих образование — это современное профильное образование с минимальными финансовыми и временными затратами, в удобной форме и собственным временном темпе. С позиции педагогического состава — удобная, более гибкая и корректируемая форма учебно-методического курса; высвобождение большей части времени для консультационно-тьюторской деятельности. Со стороны учебного заведения — подготовка большего количества специалистов с тем же объемом преподавательского состава и на той же учебной базе. С позиции профессиональных отраслей деятельности-реальная возможность углубления профессиональной подготовки будущих кадров с большим профильным охватом и без дополнительных финансовых затрат. Со стороны общественной деятельности-реальная возможность получения высшего образования и продолжение обучения более высокой квалификации в послевузовском режиме в системе непрерывного обучения.

При этом рубежно-контрольная система при желании может остаться прежней. Рубежная и текущая аттестация может быть проведена в рамках балльно-рейтинговой системы. После проведения текущей аттестации возможно выставление зачета или экзамена, как варианта дифференцированной оценки, которая характеризует качество восприятия студентом изучаемой дисциплины. При этом устанавливается необходимый средний проходной критерий, по которому оценивается возможность перевода студентов на следующий курс. Сводная информация о аттестации студентов находится в деканате. Студент, не набравший проходной критерий, имеет возможность повторить обучение соответствующих курсов платно. В качестве одного из вариантов, имея согласованность с руководящими инстанциями вуза (деканатом и деканом факультета), студент может быть восстановлен курсом ниже, где в соответствии с индивидуальным планом может донабрать соответствующий проходной критерий.

В последние несколько лет понятие «модуль» усиленно исследуется с точки зрения внутренней наполненности самого понятия, его структурных характеристик, информативной наполненности и т. д. «Модуль» как значимое понятие используется в различных областях знаний, в том числе и педагогической теории в качестве определения «модульной методики» в системе обучения и управления качеством образования.

Если проанализировать информацию в российской и зарубежной научно-педагогической литературе, то модульность в образовании берет начало в 70-х годах XX века.

Например, Дж. Рассел, кто один из первых ввел данное понятие, рассматривал «модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий» [4]. Б. и М. Гольдшмид дали понятие модулю, как «автономной, независимой единице в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенной помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей» [4]. Г. Оуенс ввел понятие «модуль как обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие» [4].

Если рассматривать «модуль» с позиции профессионального обучения, то можно дать ему следующее определение: модуль — это междисциплинарная структурно-дидактическая единица учебной дисциплины, предусматривающая выделение основных понятий и значений в соответствии с рассматриваемой областью знаний и упорядочивание информации со стороны логической направленности самообучаемости будущего инженера. При этом модуль может состоять из составных частей, так называемых микромодулей или подмодулей, в достаточной степени самостоятельных и выделяемых по признаку методики формирования дисциплины в целом. Если рассматривать учебные дисциплины при междисциплинарном подходе, то они, а также отдельные разделы и темы становятся ступенями определенной структуры профессиональной подготовки. Такая ступень по сущности становится системой междисциплинарных модулей, которые имеют собственную индивидуальность со стороны знаний и умений по специальности и могут быть объединены рядом критериев, характеризующих уровень организованного результата подготовки в соответствии с многоуровневой профессиональной иерархией. Можно представить градацию следующей иерархической лестницы:

-          модули общей научной подготовки, которые можно объединить по значимому признаку приоритетного развития обобщенного самоанализа. Это модули, которые относятся к общей профессиональной подготовке;

-          модули, где окончательным результатом является становление и развитие инженерных навыков и компетентностей. Это модули алгоритмического уровня;

-          модули, нацеленные на усвоение специальных дисциплин. Это модули уровня творческого и интеллектуального развития.

В данный иерархический список ступеней модульной системы можно отнести и следующие типы модулей:

-          установочные (содержат новые тематические сведения);

-          информационные (стандартные материалы из классических источников);

-          операционные (практические задачи и тесты).

Еще раз подводя итог всему перечисленному выше, можно вновь дать определение понятие «модуль». Под модулем необходимо понимать некую законченную самостоятельную единицу знаний, направленных на определенную цель, на структурно-методическое руководство освоения этого модуля и контроль за его изучением.

Анализируя рассмотренные выше понятия «модуль», исходя из особенностей сущности обучения в образовательных учреждениях, можно выделить несколько элементов в определении модуля:

-          модуль, являясь частью учебной дисциплины, состоит из одной смысловой единицы;

-          модуль как учебно-информационная единица, содержащая в себе закономерно сформированные, конечные части учебного материала в пределах одной дисциплины;

-          модуль как систематическая форма междисциплинарной структуры учебного материала, состоящая из тематик различных учебных дисциплин, необходимых для одной специальности;

-          модуль как комплекс учебных дисциплин, нужных для освоения специальности или специализации для присвоения квалификационной характеристики;

-          модуль как система направлений профессионального обучения конкретно выбранной профессии.

Рассматривая более конкретно понятия «модуль», можно выделить конкретные характерные черты этого понятия:

-          направленность к цели;

-          интеграция конкретных типов(видов) обучения;

-          учебно-методическое руководство;

-          самостоятельное обучение;

-          возможность обучения и саморазвития при индивидуальном темпе работы с учебным материалом; контроль и самоконтроль знаний;

-          индивидуальность выбранного направления обучения и др.

Из вышеперечисленного анализа можно сделать следующие выводы. В России и за рубежом употребляется в достаточной мере более специализированное понятие «учебный модуль», а не просто «модуль». Применение модулей очень эффективно при использовании его в установленной модульной системе образования. Понятие «учебный модуль» уже применяется в разных системах образования (как в высшем профессиональном образовании, так и в среднем и в обучении в школе). В отечественном образовании понятие «модуль» применяется в Высшем профессиональном образовании с технической направленностью.

В научном труде «От традиционного через модульное к дистанционному образованию», Н. В. Борисова считает, что учебный модуль — это «автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей, методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля [2].

Современные исследователи-педагоги считают, что модульная технология обучения реорганизует учебно-образовательный процесс так, что студент может обучаться самостоятельно по индивидуально-целевой программе. Основным ключевым моментом при этом становится учебный модуль, который должен содержать блок необходимой информации по изучаемой дисциплине, программу действий студента по наилучшему освоению данного материала, рекомендации и сопутствующий методический материал.

Технология применения модулей дает индивидуальный подход к обучению: по содержанию, по темпу восприятия материала, по подходу к самообучению и саморазвитию, по реализации процесса обучения, по видам контроля, по возможности самоконтроля и др. А цель такой формы обучения можно сформулировать как возможность помощи и поддержки в саморазвитии и самодисциплины обучающихся, их навыкам работать в индивидуальном режиме освоения выбранного материала.

Модульное обучение в целом реализует все понятия учебного модуля и перестраивает учебный процесс так, что позволяет одним или несколькими модулями раскрыть содержание учебной темы или дисциплины в целом. Это возможно из-за гибкости структуры такой системы образования, которая включает настройку структуры на любой стадии учебного процесса.

Процесс формирования гибкого профессионального образования на основе концепций модульного подхода вызван стремительными изменениями в промышленности и производстве, что соответственно сказывается на изменении перечня востребуемых профессий.

Один из подходов в модульном обучении обеспечивает реализацию модульной образовательной программы, состоящей из блочного учебного плана и ряда модульных программ учебных предметов.

Модульный учебный план содержит в себе модель структуры образования. Он должен состоять из образовательных блоков любого необходимого содержания (естественного, гуманитарного, технического, профессионального), создаваемых для всех уровней профессионального образования. Блоки могут группироваться на профессионально-обязательные, факультативные и дисциплины по выбору. В основе модульных программ профессионального обучения находятся модули, которые представляют собой значимые действия уровня соответствующей образовательной ступени. Для каждой модульной программы учебной дисциплины создается блок обучающих модулей. Обучающим модулем можно назвать комплекс содержания обучения выбранной модульной единице, включающей в себя также систему управления образовательными действиями студента, а так же управление качеством знаний по предметной области и методических рекомендаций.

Анализируя модульное обучение, можно сделать такое заключение, что данный процесс образования, его структурные характеристики передаются (компилируются) только на профессиональную подготовку и не ориентированы на личностное развитие специалиста и формирование социальных компетенций, и не участвует при проектировании воспитательного процесса.

Характер и результат модульного образования, его изменения по сравнению с традиционными формами, заключается в содержании, направленности и целях — все это более ориентировано на саморазвитие и самообразование студента, его инициативность, компетентность, мобильность, а также улучшение качества профессиональной подготовки специалистов и их конкурентоспособности. Данные изменения отражены в нормативно-правовых документах — Федеральная программа развития образования, «Концепция модернизации российского образования». В них указывается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”. Здесь же подчеркивалось, что необходимо формировать “целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [7].

Данная сложившаяся ситуация предполагает актуальное развитие не только проблем обучения, но и проблем воспитания, с необходимостью пересмотра понятия «воспитание» в модульном варианте, введение термина «модуль «воспитание»», его основные критерии, показатели и характеристики, а также гармоничное внедрение данного понятия в педагогическую теорию в пределах компетентностного подхода.

Введение такого термина как «модуль «воспитание»» приводит к необходимости анализа понятий «модель» и «моделирование».

В педагогике под «моделью» понимается система некоторых определенных структур, которая воспроизводит основные свойства системы-оригинала, а «моделирование» — это попытка имитации реальной педагогической системы путем создания специальных аналогов-имитаций, воспроизводящих принципы функциональной организации этой системы» [8].

С учетом рассмотренных выше понятий «модель» и «модуль» можно дать определение модели модуля «воспитание» как некоторого эталонного образца структуры процесса воспитания, обеспечивающего качество и управление качеством образования в высшей системе образования. Это дает возможность представить его как установочный модуль, входящий в систему обеспечения качества и управления качеством образования высших учебных заведений, состоящий из нескольких микромодулей, находящихся во взаимосвязи в общей модели модуля «воспитание».

Ведущие социальные компетентности можно включить как основу модели микромодулей модуля «воспитание»:

-          традиционный макромодуль, показывающий план воспитательной работы вуза и систему обеспечения качества подготовки специалиста, хорошо исследованный и разработанный достаточно полно;

-          микромодули формирования социальных компетентностей: компетентности гражданственности, компетентности здоровье сбережения, компетентности общения, компетентности социального взаимодействия, информационно-технологической компетентности.

Решение проблемы воспитания необходимо решать через следующие позиции:

-          какое воспитание проводится в вузе;

-          как воспитание реализуется в системе вуза в рамках ГОС ВПО через содержание образования;

-          какое существует соотношение аудиторной и внеаудиторной составляющих воспитания.

При этом необходимо учитывать особенности самого воспитания, содержание модуля и его отличительные особенности от других подобных модулей и систем.

Воспитание в системе высших учебных заведений необходимо проводить через понятие отношения, формируя компетентности как реализацию отношений. Необходимо реализовывать такие элементы компетентностей как знание, готовность к актуализации поставленных целей, опыт использования знаний, отношение к процедуре формирования сущность компетентностей. При этом необходимо показывать какие умения и как формируются, как регулируется готовность к процессу восприятия.

Необходимо формировать воспитание через формирование социально-этических компетенций, позволяющих обучающейся личности обладать знаниями о культуре, быть толерантным, нравственно зрелым, целенаправленным в общекультурных ценностях. При этом необходимо оценивать и учитывать контроль за восприятием критериев качества воспитанности студентов, и использовать во всех видах общеобразовательных работ (аудиторных и внеаудиторных, факультативных, практических).

В модуль «воспитание» входят следующие компоненты: цель и содержание, методы, формы, принципы, ряд социальных компетенций, контроль за качеством обучения, программа самообучения.

Специфика моделирования данного модуля заключается в следующем:

-        процесс воспитания должен плавно перетекать из школы в более высокие ступени обучения;

-        процесс воспитания в высших учебных заведениях должен проходить на всех стадиях обучения студентов и быть естественным процессом самовоспитания и самообразования;

-        процесс воспитания на уровне форм и методов отличается от процесса обучения;

-        критерии оценки степени воспитанности должны быть более сложнее и структурированнее, чем оценка знаний и умений;

-        возможность реализовать программу воспитания во всей полноте более трудоемко чем программу обучения.

Составные части модуля «воспитание» рекомендуется включить в ГОС ВПО в раздел «Квалификация специалиста» и раздел «Требования к специалисту».

Если вопросы воспитания найдут отражение при подготовке специалистов, только тогда можно будет сказать, что система обеспечения качества высшего образования в вузе существует на должном уровне:

-        модуль «воспитание» введен в учебный план и находится в соответствии с гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами. Он образует социальные компетентности через содержание учебных дисциплин либо через микромодули, формирующие компетентности гражданственности, общения, социального взаимодействия;

-        данный модуль может быть рекомендован как факультативный и включен в спецкурсы и курсы по выбору;

-        модуль «воспитание» включается в курсы повышения квалификации для научно-педагогического персонала вуза с целью улучшения качества высшего образования.

Процесс моделирования макромодуля «воспитание» должен содержать следующие составляющие: цели и задачи (как основа содержания), формы реализации, требования и критерии к уровню освоения, обеспечение методическим материалом.

Микромодуль включает в себя цели и задачи всего модуля, но с учетом той части, что заключена в нем. Он должен быть рассчитан на оптимальное, но небольшое количество учебных часов для удобства работы с ним. Также в нем необходимо иметь дидактический материал и литературу для обучения, план учебных тем, задания для самостоятельной работы (ситуационные тесты, задачи, упражнения) и в качестве оценки усвоения материала итоговый тест.

Из рассмотренного выше сделаем следующие выводы.

Система модульного образования является достаточно современным подходом к образованию в целом. При этом основными плюсами данной системы является ее гибкость, творческий подход, логическая законченность, компактность, взаимозаменяемость.

При этом модульный поход может применяться на каждой стадии учебного процесса и использоваться как основной метод обучения, так и с классическими традиционными методами обучения.

Существует большое количество типов модульного обучения.

На практике модульный подход к обучению более точно освещает рассматриваемую им область знаний, которую необходимо донести до обучающихся. При этом оснащенность дидактическим и методическим видами материала в данном виде обучения значительно выше. Также в модульном обучении более развита структурированность процесса: выделены цели и задачи, направленность блока-модуля — от самого минимального (небольшой отдельной темы) до максимального (макромодуля, блока дисциплины), необходимость иметь в наличии план освоения выбранного материала (для обучения, саморазвития), итоговый контроль за качеством освоенности материала.

Отдельным и наиболее важным в применении данной методики является освоение модуля «воспитание». Данный модуль возможно освоить через развитие соответствующих компетенций, постепенно прививая соответствующие навыки и принципы на всех стадиях обучения и развития личности в целом.

Литература:

1.      Карпов В. В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. — М.; СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 141 с.

2.      Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. –М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. –174 с.

3.      Шамова. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными процессами. — М.: Академия, 2002. — 384 с.

4.      Профессиональная педагогика. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

5.      Ермоленко В. А., Данькин С. Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. –М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002. — 162 с.

6.      Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. — М., Высшее образование сегодня. № 5. 2003. — С. 34–42.

7.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. –М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.

8.      Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

9.      Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Проблемы современного образования в России. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. — 82 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle