Библиографическое описание:

Копылова А. А. Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 471-473.

Звуковая сторона речи является составной частью развития речи. Она включает в себя следующие аспекты: правильное произношение звуков, слов; громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр; логические ударения.

Развитие звуковой стороны речи начинается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Освоение ребёнком звукового состава языка зависит от формирования способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Поэтому важно развивать фонематический слух, позволяющий ребёнку воспринимать речевые звуки, способность к анализу и синтезу.

Проблема формирования звуковой стороны речи актуальна на сегодняшний день. Звуковая сторона речи ребёнка не может развиваться самостоятельно. Невмешательство в процесс формирования речи приводит к отставанию в развитии ребёнка, так как от овладения правильной речью зависит его психическое развитие, становление личности.

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребёнка необходимо в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха в период школьного обучения приведёт к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но всё последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии», — подчёркивал Д. Б. Эльконин [5, с.123].

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения производить звуковой анализ слова — один из важных аспектов развития звукового строя речи. Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова адаптировала её применительно к дошкольному возрасту. Звуковой анализ помогает ребёнку понять принцип звуковой формы слова. Ребёнок учится устанавливать последовательность звуков в слове, давать им качественную характеристику (гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой).

В формировании звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста решающую роль играет своевременное целенаправленное обучение с использованием соответствующей методики, опирающееся на возрастные особенности детей.

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении — Центре развития ребёнка — детском саду № 9 «Светлячок» города Луховицы Московской области была проведена опытно-экспериментальная деятельность, которая длилась в течение учебного года. В экспериментальном исследовании принимало участие две группы детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе проведено обследование сформированности звуковой стороны речи у детей, использовались следующие методики: «Услышишь — хлопни», «Сколько звуков в слове», «Определи место звука в слове», «Произнеси скороговорку в заданном темпе», «Произнеси фразу с разной интонацией», «Придумай окончание фразы».

Результаты обследования сформированности звуковой стороны речи показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточно чёткую и ясную речь. У них недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Дети не дифференцируют на слух и в произношении некоторые твёрдые и мягкие согласные. Например, со звуком [р`] они могут назвать такие слова, как тигр, жираф, а со звуком [л] слова, в которых эти согласные смягчены (лиса, леопард). Наибольшую трудность вызывали задания на определение положения звука в слове (в начале, в середине и в конце слова). Следует отметить, что дети не могли сделать звуковой анализ слова: назвать последовательность звуков в слове и их количество, дать качественную характеристику каждому звуку. Отмечалось неумение дифференцировать на слух громкость и скорость произносимой скороговорки, правильно использовать интонационные средства выразительности. При выполнении задания «Придумай окончание фразы» дети неточно подобрали фразу, продолжение заданного предложения не было ритмичным, отсутствовала рифма.

По результатам констатирующего эксперимента были определены основные направления и содержание образовательной деятельности по формированию звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов. Был разработан цикл образовательной деятельности «Путешествие в чудесную страну звуков», который состоит из девяти блоков. Каждый блок включает в себя четыре темы на изучение определённых звуков.

Например, первый блок образовательной деятельности:

Тема № 1 «Повторяем звуки».

Тема № 2 «Первая станция: звуки [с] — [ш]».

Тема № 3 «В какой части сказочного домика живут звуки [с] — [ш]?».

Тема № 4 «Согласные звуки [с] — [ш] в гостях у Ёжика и Зайчика».

Главный акцент в образовательной деятельности ставился на игровые приёмы, которые включали в себя различные многообразные дидактические игры, словесные игры, упражнения и задания, направленные на развитие звукового анализа слова, фонематического слуха и восприятия. Разные виды деятельности чередовались, что побуждало у детей интерес к занятиям. Образовательная деятельность строилась в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяло детям с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи и приводило к успешному овладению звуковым анализом слова. Систематическое использование эффективных наглядных средств обучения также способствовало реализации цели опытно-экспериментальной деятельности.

При планировании дидактических игр, упражнений и заданий учитывались возможности и уровень знаний дошкольников, предполагаемая умственная нагрузка. Например, если в работе использовались словесные методы и дети переутомлялись, то планировалась игра с наглядным материалом. А если в основной части образовательной деятельности широко применялись наглядные материалы, то использовались словесные игры и упражнения со звучащим словом.

Структура образовательной деятельности по формированию звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста имеет определённую последовательность. Начало каждой образовательной деятельности — сообщение темы, в ходе которого изучаемые звуки выделялись на слух. После определения темы детям предлагалось проговаривание чистоговорки или скороговорки. Это упражнение направлено на формирование интонационной выразительности речи, умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также на развитие силы голоса, речевого дыхания, чёткой дикции. Далее детям давалось уточнение артикуляций и характеристик изучаемых звуков, нахождение их сходства и различий. Дети произносили звук, им предлагалось обратить внимание на положение артикуляторных органов. После этого происходило ознакомление с характеристикой звука.

Важным этапом при изучении согласных звуков являлось формирование понятий «гласный — согласный», «твёрдый — мягкий», «звонкий — глухой». Для этого были разработаны наглядные средства обучения — пособия «Сказочный домик», «Лесные музыканты». На первом пособии изображён сказочный домик, поделённый на две части: синюю и зелёную, в которых «живут» твёрдые и мягкие согласные. Так как не все дети могут запомнить соотнесение твёрдых и мягких согласных с определённым цветом, поэтому на каждой дверце сделан распознавательный знак — кусочек фанеры и кусочек меха, которые ассоциируются с твёрдостью и мягкостью. Таким образом, дети могут сначала ощупать распознавательные знаки и соотнести «принадлежность» твёрдых и мягких согласных с нужной частью домика.

На втором пособии изображен Ёжик с колокольчиком и Зайчик с барабаном. Это пособие предназначено для определения звонких и глухих согласных. Благодаря звукам колокольчика и стукам барабана, дети учатся распознавать звонкие и глухие согласные. Применялись цветные карточки, на которых изображены различные предметы. Дети вставляли эти карточки в нужные ячейки на пособиях, согласно характеристике заданного звука, имеющегося в произношении названия карточек. Были задействованы дидактические игры: «В какой части сказочного домика живут звуки?», «В гостях у Ёжика и Зайчика». Таким образом, яркая и разнообразная наглядность способствует развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания детей.

Следующий этап образовательной деятельности — выделение изучаемого звука из ряда других звуков, слов. Использовались такие игры и упражнения, как «Хлопни — топни», «Определи звук», «Вычленение изучаемого звука из речи», «Назови слова с заданным звуком».

В ходе образовательной деятельности дети учились анализировать звуковой состав слова. Упражнения были направлены на то, чтобы научить детей слышать каждый звук в слове, определять, из каких звуков состоит слово и какова их последовательность, а также определять количество звуков в слове. Применялись схемы слов с опорой на картинку и схемы слов без опоры на картинку. Детям предлагалось раскрасить каждый квадратик цветом, который соответствует каждому звуку, а также предлагалось выложить на каждый квадратик цветной кружочек согласно характеристике каждого звука. Дети составляли звуковой анализ слова и без опоры на наглядность, то есть данные операции производили в уме. С опорой на предложенные схемы слов дети учились определять положения звука в слове, называли слова на заданный звук. Следует отметить, что систематическая работа по звуковому анализу слова влияет на искоренение недостатков произношения звуков.

В конце учебного года было проведено контрольное обследование состояния звуковой стороны речи у детей экспериментальной группы. Анализ результатов показал, что в конце учебного года у детей повысился уровень звуковой стороны речи. Почти все дети стали правильно дифференцировать сонорные звуки, твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие. Игровые приёмы, использованные в процессе образовательной деятельности, способствовали формированию способности у детей производить звуковой анализ слова. Дети научились правильно определять положение звука в слове, количество звуков в слове, правильно давать качественную характеристику каждого звука. Дети стали хорошо дифференцировать на слух громкость и скорость произносимой скороговорки, правильно использовать интонационные средства выразительности. У них повысились способности подбирать рифму так, чтобы продолжение заданного предложения было ритмичным.

Следует отметить, что дети, которые в начале цикла занятий были пассивны, благодаря использованию разработанных наглядных средств обучения, стали проявлять активность, правильно определять характеристику согласных звуков. Доказательством эффективности является повышение уровня звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно констатировать, что формирование звукового анализа слова важно и нужно начинать в дошкольном возрасте. Оно имеет огромное значение для подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. Мы доказали, что использование разнообразных игр и приёмов в сочетании с их многократностью позволило достичь эффективности в формировании звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста. Формируя звуковую строну речи, мы воспитываем у детей звуковую культуру, а также любовь к родному языку.

Литература:

1.         Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400с.

2.         Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2007. — 471с.

3.         Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 64с.

4.         Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. — 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 56с.

5.         Эльконин Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М., 1962. — 325с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle