Библиографическое описание:

Бекмурадова Ф. К. К разработке задач современного контекста химии в изучении теоретико-методологических аспектов преподавания // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 55-56.

Скорее всего, предполагаемые педагогические задачи составления учебников или процесса преподавания в образовательных учреждениях, так или иначе, решаются предпосылками научного анализа содержания и методов обучения и разнообразных источников. Как правило, в процессе изучения, в нашем анализе, мы бы хотели отметить, значительное влияние масштаба профессиональных знаний и мотивационную сферу стимула преподавания.

Тенденция возложения основной теоретической функции предмету — делает проблему исследования сложным в определении роли его содержания, но, несмотря на различие подходов, специалисты сходятся во мнении, что на сегодня практически отсутствует единая система гуманитарного понимания условий модернизации преподавания. И эта единая система — определяющее звено профессиональности. Комплексная направленность преподавания специальных дисциплин способствует развитию специалиста, его научного мировоззрения. Поэтому необходимо рассмотреть теоретические особенности, связанные с подготовкой специалистов в практическом направлении.

Модернизированный принцип преподавания требует, чтобы в процессе обучения учащиеся овладевали подлинными знаниями, отвечающими современному уровню развития. Успех обучения естественным наукам зависит не только от точного определения ее целей и содержания, но в значительной степени и от способов преподавания и методов обучения.

Химия как практическая наука играет большую роль в решение наиболее актуальных и перспективных проблем современного миропонимания:

во-первых, это синтез новых веществ для решения практических задач будущего; во-вторых, это увеличение эффективности за счет искусственных изобретений для повышения продукции и продуктов питания; в-третьих, это разработка источников энергии; в-четвертых, новое рассмотрение протекания биохимических процессов; в-пятых, изучение новых источников.

В настоящее время известно около десяти миллионов веществ, и этот список чуть ли не ежедневно пополняется. Все вещества изучаются и получают свое название, поскольку, несмотря на наличие сходных признаков, каждое из них имеет свои индивидуальные свойства.

Изучая свойства веществ, химия не ограничивается только внешними качественными (прочность, цвет вещества, его устойчивость при нагревании и т. д.) или количественными (масса, температура плавления и кипения, плотность, значение разрушающей нагрузки и т. д.) наблюдениями. Она изучает и внутренние изменения, происходящие с веществами в результате физических явлений, которые не связаны с превращениями одних веществ в другие. Примером физических явлений служит переход вещества из одного агрегатного состояния в другое (превращение жидкой воды в пар при нагревании или в лед при охлаждении). (3:5)

Например, закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон эквивалентов, закон кратных отношений, закон объемных отношений и закон Авогадро или основные положения атомно-молекулярного учения — это конечно не весь спектр правил и сводов химической науки. Она все больше приобретает новые обороты, расширяется и развивается.

Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая непрерывно и все быстрее изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Практическая деятельность людей давно превратилась в фактор, по своим масштабам соизмеримый с эволюцией самой природы. Этот фактор неустраним, пока существует человечество. Результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который формирует химические знания.

Основные проблемы химии — изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов, энергии. Поэтому, как бы не различались курсы химии объемом материала и глубиной трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание неизбежно будет строиться в рамках именно этих проблем.

Занимая среди наук о природе место между физикой и биологией, химия вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира. Как и другие естественные науки, химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства. (2:8–10)

Нефть, как известно, является в настоящее время основным энергетическим и химическим сырьем. Однако по некоторым прогнозам мировые запасы нефти могут быть исчерпаны уже в течение ближайших 50 лет. Вместе с тем существующая технология позволяет извлекать только половину нефти, содержащейся в месторождениях. Это обусловлено прочной связью нефти с вмещающими ее породами. Повышение нефтеотдачи пластов на 10–15 % было бы равносильно открытию новых месторождений. В связи с этим в настоящее время заметно возрос интерес к поиску путей и средств повышения вторичной добычи нефти. Основная задача, которая при этом решается, состоит в том, чтобы отделить от породы нефть, не извлекаемую методами первичной добычи. С этой целью широко используется вытеснение нефти водой, нагнетаемой в пласт под большим давлением. Предлагается также закачивать в нефтеносный пласт поверхностно-активные вещества, различные вязкие растворы, водяной пар, газы. Исследуя и возможность использования геохимической деятельности микроорганизмов для увеличения вторичной добычи нефти. (1:60)

Сравнивая прогрессирующее значение науки не только на практике, но и в теории, как химия, можно заключить, что наличие искусственных и естественных веществ необходимо и достаточно, чтобы обеспечить ей научную эволюцию в будущем. Следовательно, уже в ближайшие годы мы можем стать свидетелями эволюционных изменений в химической науке и промышленности.

Литература:

1.                  Биология и современность / А. В. Яблоков, Н. Ф. Реймерс, В. Д. Ильичев и др.; Под ред. А. В. Яблокова. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.: ил. — (Б-ка учителя биологии).

2.                  Концепция школьного химического образования. Разработка Г. В. Лисичкина, Е. Е. Минченкова при участии сотрудников МИРОС и ИОСО РАО. Всероссийское совещание по проблемам общего среднего химического образования. — Самара, 1993 г.

3.                  Химия: Справ. материалы: Кн. для учащихся / Ю. Д. Третьяков, Н. Н. Олейников, Я. А. Кеслер, И. В. Казимирчик; Под ред. Ю. Д. Третьякова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с., 4 л. и.: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle