Библиографическое описание:

Горбачкова Л. А. Педагогические технологии на службе у физики // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 33-35.

Цель данной работы: показать, как можно использовать педагогические технологии на уроках физики для повышения мотивации студентов.

Было проведено анкетирование студентов, поступивших на специальность «Кинология», которое показало слабую мотивацию к учению. Как её повысить?

Можно сделать это с помощью педагогических технологий.

Их нужно применять на нетрадиционных уроках (уроках — представлениях учёных, бинарных уроках, уроках-практикумах «Физическая лаборатория и эксперимент»).

Вывод: нетрадиционные уроки — мощное средство для повышения интереса к изучению физики.

Перед средним профессиональном образованием России поставлена задача подготовки специалистов и рабочих, способных перемещаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции, обладать совокупностью знаний в разных областях. Но чтобы сформировать знающих, ищущих, критически мыслящих, свободно ориентирующихся в быстро изменяющемся обществе специалистов, необходимо как можно шире использовать различные педагогические технологии.

Я работаю в политехническом колледже, преподаю физику. Анализ востребованности выпускников позволил определить перечень специальностей для приёма на учёбу. Помимо традиционных специальностей («Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «программирование в компьютерных системах», «Рациональное использование природохозяйственных комплексов», «право и организация социального обеспечения») у нас есть специальность — кинология. Сейчас, когда страна находится в сложных условиях государственного и политического переустройства, в экономике развиваются рыночные отношения, система среднего профессионального образования претерпевает модернизацию. В колледж приходит слабо подготовленный, не имеющий желания учиться и не умеющий учиться контингент. Часто это сопровождается сложностями в семье (много сирот, малообеспеченных, имеющих проблемы в воспитании) У детей нет знаний, умений, ответственности, мотивации к учению. Это большая проблема.

Как заинтересовать студентов? Как мотивировать их к учёбе? «Вхождение» студентов — первокурсников специальности «кинология» в мир физики начинается с анкетирования.

Прошу студентов ответить на следующие вопросы:

1.                 На какое место среди общеобразовательных дисциплин вы бы поставили физику?

2.                 Нужна ли физика в вашей будущей профессии?

3.                 Какой раздел физики вы знаете лучше всего?

А) механика; Б) постоянный ток; В) оптика

4.      При возникновении трудностей с домашнем заданием по физике кто оказывал вам помощь?

А) родители

Б) братья, сестры, тёти (родственники)

В) одногруппники

Г) друзья

Д) другие

Е) никто

5.      Сколько времени вы выполняете домашнее задание по физике?

Результаты следующие:

1.      Студенты ставят физику на 3–4 место

2.      37 %- нет; 63 %- да

3.      Механика

4.      А) родители-23 %

Б) родственники-22 %

В) одногруппники-17 %

Г) друзья-9 %

Д) другие- 3 %

Е) никто-23 %

5.      20–30 минут- среднее время

В конце изучения дисциплины физика проводится повторное анкетирование. На вопрос: «Нужна ли физика в вашей будущей профессии?» «Да» — отвечают 99,7 %

Так как конечной целью обучения в СПО является подготовка специалиста, его высокая квалификация возможна лишь при сформированном мотивационном отношении к учёбе, к каждому предмету. Мотивация у студентов на протяжении учебы может меняться.

В начале обучения уровень мотивации учебной деятельности по физике невысок. Познавательные интересы аморфны (как известно, сильные и слабые студенты различаются не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности) Необходимо от неустойчивой мотивации и преобладания мотивации боязни неудачи переходить к ситуации успеха.

Для этого необходимо развивать интерес к дисциплине — физика.

Считаю, что особое внимание на занятиях при обучении по дисциплине «Физика» следует уделять активным формам и методам обучения

1)                 Урок- представление «День ученого» группа разбивается на 3 команды. На уроках — представлениях — «День ученого» студенты знакомят остальных с собранным материалом. Были представлены М. Фарадей, М. В. Ломоносов, Н. Тесла и др.

В ходе творческого этапа студенты, объединившись в группы по интересам и возможностям, выполняли работу:

-       биография ученого

-       составление картотеки статей об ученом

-       составление краткой монографии открытий

-       знакомство с практическим опытом (с возможного воспроизведения одного из экспериментов.)

Важными составляющими занятия были создание психологического настроя и мотивационный этап, работа над портретом ученого, сообщение темы и цель занятий и мотивация работы в творческом этапе, практическая деятельность (проведение эксперимента.)

В результате проведения таких уроков- представлений ученых у студентов появился огромный неподдельный интерес к личностям ученых, их открытиям. Студенты, стараясь как можно полнее и интереснее представить ученого, оформить выполненную в творческом этапе работу оригинально и красочно, с использованием фото и видео материалов, выставок книг и т. д.

Практическая часть уроков — представлений ученых содержит эксперимент. Иногда это демонстрация, иногда небольшая практическая работа, иногда занимательные опыты и др. На таких занятиях каждый студент в зависимости от своих способностей проявил творчество и испытал «ситуацию успеха».

2)                 В своей практике широко применяю бинарные занятия. Так, например, бинарный урок по физике — кинологии на тему: «Движение и собаки». В ходе этого занятия студенты — первокурсники увидели непосредственную связь физики с их будущей профессией.

В ходе творческого этапа студенты, объединившись в группы, выполняли подготовительную работу по направлениям:

-       различные породы собак, их назначение.

-       собаки- бегуны, сфера их деятельности

-       охота

-       собаки в Великой Отечественной войне

-       собаки и режим (роль движения в самочувствии собаки)

-       собаки — пастухи

-       составление кинологических задач

-       сравнительный анализ движения транспорта и собак

-       подготовка показательных выступлений собак.

Важнейшими составляющими занятий были саморазвитие, самообучение, перенос акцентов обучения в практическую плоскость, ориентация на успех, формирование социального капитала, включающего умение общаться, формулировать свои мысли, формирование инновационного капитала.

Бинарный урок начинается с физики: рассматриваются вопросы кинематики, основные величины: скорость, ускорение, перемещение, путь. Различные виды движения. После теоретической части студенты решают задачи кинологической направленности.

Задача 1

Например, определить среднюю скорость ротвейлера, если он пробежал, пася овец, в течение 2-х часов 38км.

Задача 2

Определить ускорение московской сторожевой, которая, занимаясь на площадке, пробежала 25м(имея конечную скорость 0,75 м/с) за 9с.?

Задача 3

Собака, бегая за своим хвостом, совершила 6 оборотов — кругов. Определить путь собаки если радиус круга 65 см (считать бег собаки равномерным и др.

2 часть занятия — Движение собак содержит творческие отчеты студентов, в результате студенты учатся:

-       умению выстраивать аргументацию, связанную с добыванием информации

-       умению решать конкретные задачи

-       умению осваивать новые технологии, методы деятельности, отношения

-       способности ориентироваться в информационной среде

-       склонности и потребности в непрерывном образовании, творчестве, профессиональном росте

Самым прекрасным событием на бинарном уроке для студентов являются показательные выступления собак «Двигательные возможности собак». На бинарном уроке присутствуют гости: представители питомников, работники кинологических служб. Студенты приводят своих собак, демонстрируют их двигательные возможности: Это шоу вне конкуренции!

В ходе подготовки и проведения таких уроков студент учится сам формировать задачи, выдвигать и обосновывать причины их возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы, формулировать предложения.

Такая работа способствует формированию у студентов знаний по общим и локальным проблемам, используется для достижения развивающих целей обучения, является мощным инструментом формирования мышления, позволяет найти свое место в этом мире.

3)                 Считаю, что необходимо со студентами заниматься на уроках и экспериментом. Наши уроки из цикла «Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент» пользуются особой любовью студентов.

В ходе творческого этапа студенты:

-          ищут и выбирают интересные опыты (часто из занимательных опытов по физике)

-          ищут и подбирают необходимые приборы, составляют описание эксперимента.

-          составляют инструкцию по ТБ для своих опытов.

На уроках «Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент» студенты иногда проводят эксперимент сами, а выводы делают другие группы, иногда по описаниям, составленным в ходе творческого этапа эксперимент проводит другая группа, иногда все эксперименты связаны с одним предметом — (например, с пластиковой бутылкой) Вариантов много.

Результаты и эффекты, полученные на уроках «Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент», связаны с активностью студентов, инновационной деятельностью, успешной реализацией образовательных задач.

Такие и подобные формы и методы обучения позволяют успешно решать следующие задачи:

-          личностно ориентированный подход к обучению

-          ориентация на продуктивное достижение результата

-          проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности

-          креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями.

-          создание ситуации совместного достижения цели

-          детализация учебного процесса

-          вооружение студентов рациональными приемами познавательной деятельности

-          формирование стимулов к самообразованию, учению

-          широкое использование технических и наглядных средств обучения

-          внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий

-          разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации.

Литература:

1.      Роль учебно-познавательной деятельности в изучении естественных наук. Паршутина Л. А. — к.п.н., Самойленко П. И. — д.п.н., Ж. «Специалист, 2011 № 10»

2.      Современные образовательные технологии. Г. К. Селевко.

3.      Я. И. Перельман «Занимательные задачи и ответы»

4.      И. Я. Панина «Не уроком единым»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle