Библиографическое описание:

Блинова Н. А. Краткая характеристика и перспективные направления регионального развития до 2016 года (на три года) // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 241-247.

Для восстановления экономического роста в промышленности России необходим трансферт не стратегических на уровне предприятия, которыми обладает в каждом отдельном регионе крупное предприятие, стейкхолдер, а именно базовых отраслевых инновационных технологий. Принятые на федеральному уровне приоритетные направления [1] развития промышленности в разных отраслях слабо интегрированы в экономику отдельных регионов, а финансовой основой развития приоритетных направлений часто выступает финансирование в рамках Государственных программ. Четкое понимание разрыва существующей отраслевой государственной политики от динамики, объема частных инвестиций, с динамикой сокращения последних отдаляет основную цель смены (модернизации) структуры экономики (действующая структура приведет «ненефтяные и негазовые» регионы к упадку. Одной из первостепенных задач на настоящем этапе для решения проблем промышленной политики становится развитие и привлечение в регионы (отрасли) прежде всего не финансового, а человеческого капитала (на переобучение с крупных промышленных предприятий и т. д.), а во вторую очередь технологии и технологическое оборудование для таких технологий (как литий воздушный аккумулятор, например).

К конкретным предложениям по корректировке как региональной, так и государственной промышленной политики относятся следующие:

-          Наука и образование. Создания прогностического технологического межрегионального центра для федеральных округов на базе ведущего ВУЗа региона, крупного его подразделения на базе отраслевых университетов для городов миллионников. (Точка притяжения технологических базовых инноваций любой отрасли).

-          В области кооперации «способствовать эффективной реализации программы «Партнерство для модернизации»» [2]. Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики России в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года [3], а к 2030 году доведения данной доли в отдельном регионе по разным отраслям до конкретных прогностических уровней, с формированием институтов (исполнитель, ответственный исполнитель и т. д. или центров ответственности за достижение определенных результатов.

-          ВПК Создание системы, направленной на совершенствование управления экономической деятельностью организаций оборонно-промышленного комплекса в целях оптимизации производственных процессов, позволяющих использовать передовые технологии, в том числе зарубежные, для создания качественной продукции» [4].Упрощение процедуры создания новых производств продукции военного назначения, в том числе посредством реализации механизма государственно-частного партнерства [4], в том числе создание новых предприятий ВПК на базе отдельных предприятий с государственным участием;

-          Наличие ограничений в транспортной и энергетической инфраструктуре, характерных для различных федеральных округов в целом оцениваются для каждого региона отдельно, в диапазоне от негативный, умеренно-негативный и т. д. до благоприятный фактор, Традиционные транспортные авто-, ж/д, авиа-, водный узлы необходимо нацелить на усиление логистических качества. Такая характеристика или показатель, как увеличение перевозок ж\д, авто-, авиа, уже может выступать сравнительным критерием эффективности развития эффективности и удобства, безопасности для экономических субъектов логистической деятельности. Данное увеличение способствует развитию транспортной инфраструктуры, транспортных средств; предопределяет необходимость оптимизации энергоэффективности жидкого топлива с потребностью открытия его новых свойств с учетом экологичности, новых технологий транспортировки топлива и т. д. Таким образом новые потребительские свойства материалов способны сформировать новый сегмент или подсегмент скажем автомобильного топлива, двигателя, масла и т. д.;

-          Энергоэффективность. — сдержанный рост мирового спроса на газ (потребления) к 2030 году на 135 % способно сформировать спрос на газонапорную и газорегулирующую арматуру, приборы и устройства газопотребления промышленного и бытового назначения с новыми показателями энергоэффективности и новыми эксплуатационными характеристиками. Особое внимание при этом можно обратить и на газотранспортирующие технологии; — Точки роста в области аккумулирования энергии (энергоэффективности). Аккумуляторы литийвоздушние (литийионные, литийполимерные), малого размера, большой мощности. При этом не стоит недооценивать внутренний рынок потребителей газа, которые нуждаются в замене таких устройств как газовая горелка, плита, узел, клапан и т. д. в условиях ожесточающихся требований для эксплуатации и перекладывания ответственности за эксплуатацию такого оборудования на собственника (газовая горелка — домашнее хозяйство, а автономные котельные — хозяйствующие субъекты). Направление развития энергоэффективности в части расширения понятия «автономности» для хозяйствующих субъектов имеет неоднозначное значение и требует дополнительной оценки.

-          Другой стороной энергетической государственной программы может стать диверсификация. Для развития различных регионов необходимо решить задачу диверсификации экономики путем создания наукоемких высокотехнологичных производств, которое в свою очередь возможно только после развитие инновационной и образовательной инфраструктуры. Примером может служить уникальный научно-образовательный комплекс, который напрямую граничит с понятием высокий промышленный потенциал, которые успешно реализуются на примере Республики Татарстан, вместе с тем 50 % регионального ВРП Самарской области составляет продукция нефтехимической отрасли.

-          Ресурсная, технологическая и институциональная предрасположенность к качественной модернизации отраслевого экономического уклада от региона к региону неоднородная и слабая. Развитие инновационного сценария практически не реализуемо, особенно только за счет средств государственных программ, т. е. без тотального привлечения и вложения частных инвестиций. Предпосылка инвестиционной активности вместе с тем имеется, так как настоящий этап накопления сбережений в экономике может реализоваться в этап инвестирования, но для этого необходимо решить ряд иных задач. (Тема стимулирования инвестиций — отдельная)

-          Машиностроение. Создание системы управления полным индустриальным циклом производства вооружения, военной и специальной техники — от моделирования и проектирования до серийного выпуска изделий, обеспечения их эксплуатации и дальнейшей утилизации [4] на базе группы исключительно предприятий с государственным участием с учетом интересов безопасности. К другим проблемам машиностроения в отдельных округах относится дефицит электроэнергии. Примером может служить ПФО, где «основным видом топлива для тепловых электростанций округа является газ (94 процента общего объема потребления органического топлива), что ставит энергетику в большую зависимость от развития газовой инфраструктуры и поставок газа» [5, стр. 6]. — Точки роста в производстве двигателей в сторону газотурбинных, экономичных.

-          Точки роста в области химических производств (экспорртно-ориентированные) следует искать среди предприятий по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды, которые традиционно выступают лидерами отечественной экономики.

-          Социальная составляющая каждого региона сложный вопрос. У каждого региона свои особенности, так особенности ПФО (город Самара в том числе) заключается в том, что на территории ПФО проживает более 20 процентов населения страны, это около 30 млн. человек. Сопутствующие вопросы: Социальная ответственность, конкурентное преимущество Увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 % [6] путем создания отраслевых центров повышения квалификации по конкретным специальностям Создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест* к 2020 году [3].

Кроме позитивных тенденций в отдельных регионах существуют и урозы, такие как:

-       Угроза снижения народонаселения,

-       Необходимость дальнейшего развития образовательной инфраструктуры,

-       Фактор трудовой миграции и иммиграции,

-       Угроза снижения уровня конкуренции за трудовые ресурсы в отдельном регионе и других городах с лучшим и условиями.

Оценивая такую угрозу эффективной реализации инновационного сценария долгосрочного регионального развития, как угроза снижения народонаселения сделаны предложения по преодолению негативных последствий путем молодежной студенческой миграции, создавая особые условия для образования и деятельности молодых ученых внутри региона. Следуя выявленной общемировой тенденции развития таких ключевых элементов городской инфраструктуры современных европейских городов как «система образования и здравоохранения с целью развития и сохранения качества человеческого потенциала» [7, стр. 18]. Задача развития в каждом регионе сильного отраслевого образования, позволит не только улучшить демографические показатели региона на краткосрочную перспективу, но и сформировать одно из важнейших условий инновационного развития. Развитие и углубление технического образования в каждом регионе также позволит избежать угроз «дезинтеграции общества, распада системы межнациональных отношений, ухудшения культурного уровня населения, падения уровня науки» [7, стр. 19]. Сложившаяся исторически образовательная инфраструктура отдельного региона обнаруживает необходимость дальнейшего ее развития, прежде всего, в области технических наук, переподготовки и повышения технических кадров, с целью реализации указов президента РФ и формирования задела кадровой основы инновационного рывка на уровне регионов Российской Федерации. Образовательная инфраструктура выступает базовым фактором для увеличения кадрового потенциала региона, способна приносить доход в региональный бюджет (источник Федеральный бюджет профильные программы образования, плотное образование для предприятий-заказчиков повышения квалификации технических работников других регионов, частное платное образование) и создавать рабочие места, отвечающие требованиям развития современных городов на среднесрочную перспективу. В рамках развития образовательной инфраструктуры совместно с Министерством образования отдельные области имеют возможность проработать вопрос в части выявления «организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров с целью участия в создании в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров» [8]. На территории организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров. Участвовать «в создании в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров» [8]. На территории каждого региона для нужд, как самого региона, так и экономики России по совершенствованию и внедрению критических технологий [9]. Выявить уровень участия региона в «выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров» [8]. В области использования «базовых и критических военных и промышленных технологий для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники, базовых технологий силовой электротехники, технологии и программного обеспечения распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем; технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, технологий предотвращения и ликвидации загрязнения ОС; технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; технологий создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта; технологий создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения; технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств; технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии, технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии» [9]. Своевременно содействовать организациям, осуществляющим деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров, в исполнении федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций (проект) до 1 августа 2014 года. Результатом данного мероприятия по эффективной реализации инновационного сценария долгосрочного развития каждого региона должно стать достижение ключевого показателя доли занятого населения прошедшего повышение квалификации на уровне региона не менее установленного в среднем по РФ на уровне 37 % к 2015 году. Так в качестве примера, исходя из, закладываемых условий инновационного развития сформировать ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет и Структурное подразделение ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» статус «отраслевого лидера, включенного в процесс технологической и кадровой модернизации различных отраслей экономики», для чего довести в соответствии с целями федерального правительства до «30 % численности студентов Угроза снижения уровня конкуренции за трудовые ресурсы в Самарском регионе и других городах ПФО возникает в связи с негативным прогнозом «экономического развития Самары, которое будет подвержено критическому риску за счет значительного ухудшения человеческого капитала» [7, стр. 24]. В борьбе за качество человеческого капитала в рамках реализации задачи федерального уровня «вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов [6]. Включить в данную программу ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет и Структурное подразделение ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» с целю создания привлекательности образовательного потенциала Самарского региона. Заделом реализации инновационного сценария и целевым ориентиром должно стать «увеличение до 30 % численности студентов, обучающихся по приоритетным и капиталоемким направлениям, которые будут получать образование в вузах со значительным объемов контрактных исследований и разработок» [10, стр. 98].

— Легкая промышленность. Основа поиска возможностей замещения импорта иностранных технологий отечественными на внутреннем рынке путем выявления стратегических региональных конкурентов и союзников в рамках частного или частно-государственного партнерства. Для повышения эффективности региональной промышленной политики накопленный отраслевой опыт всегда трансформируется в качественный рывок при наличии финансовых ресурсов. Другим подходом может стать не «региональное конкурирование» а сотрудничество, включение в технологические цепочки предприятий разных регионов на условиях модернизации. Практически отказ от идеи создания «с нуля» базовых отраслевых предприятий (очень затратно, факторы отдачи могут не оправдывать потеряные временные, социальные, экологические, энергетические и другие ресурсы), но «поддержка» именно в модернизации действующих предприятий*.

Сравнительный подход в оценке «конкурентных» направлений государственной поддержки*.

Регионы ПФО — конкуренты

Направления инновационного развития

Конкурентные преимущества республики Башкортостан: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.9.

«В машиностроительном комплексе планируется производство вспомогательных газотурбинных двигателей нового поколения и малоразмерных энергетических газотурбинных установок»

Конкурентные преимущества республики Марий Эл: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.9.

«многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий»

Конкурентные преимущества республики Мордовии: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.9.

«являются развитие электротехнического (включая светотехнический), вагоностроительного, Строительство Мордовской ГРЭС, реконструкция магистрального газопровода Саратов — Горький на участке Починки — Саранск — Пенза»

Конкурентные преимущества республики Татарстан: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.13

«В г. Нижнекамске предусмотрено строительство нефтеперерабатывающего завода с производством ароматических углеводородов, завода по глубокой переработке нефти в составе установки гидрокрекинга и комплекса по переработке тяжелых остатков, нефтехимического завода по производству продукции на основе ароматических углеводородов и других производств. В рамках развития нефтегазохимического комплекса в Республике Татарстан разработан проект строительства завода по производству аммиака, метанола, карбамида и аммиачной селитры на базе действующего производства в г. Менделеевске. Данный проект предполагается реализовать с использованием лучших мировых технологий и современного японского оборудования. Планируется создание на территории особой экономической зоны «Алабуга» предприятия мощностью до 500 тыс. автомобилей в год. Одним из приоритетных проектов в сфере агропромышленного комплекса будет проект по реконструкции птицефабрики в г. Набережные Челны».

Конкурентные преимущества республики Чувашии: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.13

«В настоящее время на территории Чувашской Республики ведется работа по созданию особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Новочебоксарске в целях развития высокотехнологичных отраслей (нанотехнологии, солнечная энергетика, информационные технологии, технологии тонкой химии и т. д.), создания новых рабочих мест и роста налогового потенциала.

Производственную основу зоны составят инновационные проекты, среди которых базовым является строительство завода по производству солнечных модулей с применением нанотехнологий.

В Чувашской Республике планируется создание производства по серийному выпуску грузовых вагонов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками».

Конкурентные преимущества Пермского края: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.13

«развитие кластера авиадвигателестроения, предполагающее создание центра двигателестроения на основе Пермского кластера авиадвигателестроения;

размещение производства жидкостного ракетного двигателя для ракеты-носителя «Ангара»;

создание в Пермском крае центра обслуживания воздушных судов».

Конкурентные преимущества Кировской области: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.13

«формирование производственных кластеров (мебельного и легкой промышленности);

развитие туризма и рекреации.

Формирование кластера биотехнологий на территории Кировской области будет способствовать развитию медицинской промышленности, биотехнологической и фармацевтической отраслей, а также сельского хозяйства, пищевой промышленности, лесопереработки и безотходного использования биологических ресурсов.

Продолжится строительство в г. Кирове крупнейшего в Восточной Европе завода по производству плазмы крови, получит дальнейшее развитие федеральное государственное учреждение «Приволжский окружной медицинский центр экспертизы качества препаратов крови и исследования фракционирования донорской плазмы», призванный обеспечить заготовку плазмы крови, развитие инновационного сектора экономики Кировской области со специализацией в сфере биохимических технологий и производства препаратов крови.

В результате реконструкции газопровода Оханск — Киров станет возможным увеличение объемов газа, поставляемого в центральную и северо-восточную части области, что будет способствовать активному освоению крупнейшего в Европе Волго-Камского месторождения фосфоритов и их переработке» [11].

Конкурентные преимущества Нижегородской области: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.17

«Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года являются развитие автомобилестроения, авиастроения, судостроения, радиоэлектронной промышленности и приборостроения, черной металлургии, топливной промышленности, химической и нефтехимической промышленности, пищевой промышленности, сельского хозяйства, усовершенствование научно-образовательного комплекса и внедрение информационных технологий.

Важнейшей задачей экономического роста является обеспечение инновационного развития, а также развитие производственной инфраструктуры для решения энергетических и транспортных проблем.

Крупнейшим социально значимым проектом, реализуемым в Нижегородской области, является строительство метро в г. Нижний Новгород.

Намечено реализовать масштабные проекты, имеющие стратегическое значение для региона, — строительство Нижегородской атомной электростанции, состоящей из 2 энергоблоков, каждый мощностью не менее 1150 МВт, предусматривающее возможность расширения до 4 блоков, и строительство современной парогазовой теплоэлектроцентрали в г. Нижний Новгород» [12].

Конкурентные преимущества Оренбургской области: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.17

«В области получат развитие биотехнологии в агропромышленном комплексе, медицине и фармацевтике, энергосберегающие, информационные и нанотехнологии, высокотехнологичное оборудование и мехатроника.

Среди наиболее значимых для области проектов — создание полиолефинового производства на базе оренбургского газохимического комплекса, строительство 2 современных цементных заводов в г. Новотроицке и пос. Акбулаке, создание кластера по производству бытовой техники в г. Орске, крупных животноводческих комплексов. Перспективным направлением является производство современных систем газопорошкового пожаротушения в г. Орске».

Конкурентные преимущества Саратовской области: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.21

«модернизация электротранспортного машиностроения. Возможно создание инновационных производств в условиях избытка электрической энергии и имеющейся базы машиностроения»

Конкурентные преимущества Ульяновской области: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.21

«развитие авиастроительного кластера; создание ядерно-инновационного кластера; развитие кластера строительных материалов».

Промышленность не может расти без квалифицированных трудовых ресурсов, базовых фронтальных отраслевых современных промышленных технологий и основных средств. Таким образом, региональная, социальная, технологическая, энергетическая «неравномерность» сложившейся промышленной структуры экономики в очередной раз будет выступать фактором дестабилизации, отдаляющим долгожданный приход инновационной экономики, который обязательно ознаменован «изменением структуры промышленного производства» во всех смыслах этого термина.

Литература:

1.                 Перечень критических технологий Российской Федерации

2.                 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 564 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»

3.                 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»

4.                 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 563 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса

5.                 Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р

6.                 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

7.                 Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года

8.                 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

9.                 Перечень Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г № 899.

10.             Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Минэкономразвития России, Март, 2013 г.

11.             Конкурентные преимущества Кировской области: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.13

12.             Конкурентные преимущества Нижегородской области: Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020года, утвержденная Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 165-р стр.17



* Под высокопроизводительными рабочими местами в данном исследовании понимается прежде всего создание рабочих мест в сфере образования и промышленности, инновационной инфраструктуры, которые характеризуются деятельностью в области прикладных исследований в области ракетно-космических, автомобильных, авиастроительных технологий, осуществляют конструирование, производство и обслуживание авиадвигателей и комплектующих авиационной промышленности, ведут исследования с целью их внедрения на производственных предприятиях машиностроительного комплекса Самарского региона

* Автор имеет представление о том, что на данном этапе, это слегка расходится с реализуемыми подходами к модернизации, но и результаты действующей промышленной политики не заставили себя ждать, так?

* Приведен пример характера сравнения направлений уже реализуемые проектов государственной поддержки для Самарской области среди других регионов ПФО с целью выявления точек «межрегиональной конкуренции» или «межрегионального сотрудничества» в области промышленного производства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle