Библиографическое описание:

Аджиев М. Э. Внедрение системы менеджмента качества в учреждение здравоохранения — фундамент для повышения качества медицинских услуг // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 779-781.

Системы здравоохранения многих странах мира — и Россия здесь не исключение — проходят через непростой период реформирования, связанный как с продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом, так и с многочисленными вызовами со стороны социума. Здоровье населения и здравоохранение относится к тем секторам, от состояния которых во многом зависит благополучие и безопасность государства, которые обеспечивает не только здоровое поведение, безопасная среда обитания, развитая сеть медицинских учреждений, полноценное лекарственное обеспечение, но и то, насколько хорошо лечебно-профилактическая помощь организована. И в этом отношении одну из центральных позиций занимает менеджмент качества в здравоохранении, который в последнее десятилетие все чаще сталкивается с необходимостью решать новые и непривычные проблемы, связанные с тем, что весьма существенно изменились условия, в которых функционируют медицинские учреждения и вся система здравоохранения в целом.

Суть этой серьезной проблемы заключается в том, что развитие современной цивилизации находится под мощным воздействием феномена глобализации, что вносит существенные изменения в сектор здравоохранения большинства стран, включая и Россию. Изменились условия, в которых функционирует система здравоохранения. Изменилось и состояние системы здравоохранения в целом. Изменились многие внутрисистемные содержания структурных компонентов здравоохранения. Перемены коснулись и межсекторальных взаимодействий, прямо или опосредованно влияющих на здоровье населения и систему охраны здоровья в целом. Такие кардинальные перемены не могли не затронуть и качественного содержания процессов управления отраслью. [1, 208с.].

Под глобализацией нередко понимают процессы формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых информационных (преимущественно компьютерных) технологий [2, 127с].

На основе фундаментальных разработок У. Бека попытаемся установить основные, качественно новые изменения, которые глобализация вносит в здравоохранение и, соответственно, в управление отраслью [3, 214с.].

Процессы глобализации создают тотальное всеохватное пространство мировой капиталистической системы, на котором происходит дальнейшее усугубление разделения труда и усиление неравенства, в т. ч. в отношении здоровья.

Капитал освобождается от ограничений территориального, социального и институционального порядка, возникает новая система коммуникаций со своими связями, взаимодействиями и взаимообусловленностями.

В основу жизнедеятельности секторов общества агрессивно закладывается приоритет экономического принципа.

Аспекты политические, социальные, культурные, экологические и иные лишаются своей приоритетности и подчиняются экономическому измерению. На все процессы жизнедеятельности общества жестко накладывается вектор линейности, что ведет к линейному решению многих социально-экономических и медико-социальных проблем.

Соответственно, в управлении формируется одномерный тип мышления и действий, порожденный монопричинным (экономическим) мировоззрением.

На уровне государственного управления начинает активно внедряться принцип унификации, когда таким многоменым, мультисекторальным и сверхсложным образованием, как государство, управляют как предприятием или корпорацией.

На международном и национальном уровнях общества формируется глобальное богатство и локальная бедность, между ними утрачиваются прежние взаимосвязи и относительное равновесие. Возрастает воздействие фактора неопределенности, что в здравоохранении ведет к труднопредсказуемым и прогнозируемым вызовам и их последствиям (ВИЧ-инфекция, атипичная пневмония, птичий грипп, резистентные формы туберкулеза и т. п.). На уровне личности фактор неопределенности формирует так называемую приватную экономическую неуверенность, что создает перманентный социальный стресс у населения и его отдельных социальных групп. Тем самым складывается «общество риска», когда риски глобализации в экологии, политике, экономике порождают новые «нарушения порядка», которые вносят в устоявшуюся организованность социально-экономических процессов хаотичность. Тем самым возникает хаотизация деятельности социума и его отдельных секторов. [4]

В этих условиях проблемы менеджмента усугубляются снижением социальной значимости научного знания. Интенсификация и экспоненциальный рост масштабов коммуникаций в обмене знаниями упростили их «превращение» в материальные или социальные ценности и привели к тому, что наука постепенно перестает быть инструментом технологического прогресса и перерождается в прикладное обслуживание отдельных общественных интересов при помощи сложных административных и бюрократических согласований, которые в конечном счете и не нуждаются в новых научно-технологических принципах. Наука как поставщик знаний становится малозначимой, подготовка управленческих решений все больше основывается на эмоциях и предубеждениях, а не на научных фактах и научном понимании проблем. Наука (особенно фундаментальная) перестает быть главной производительной силой. Как следствие снижения социальной значимости знаний происходит рост числа и разрушительности аварийных ситуаций, включая и сектор здравоохранения, во многом из-за снижения авторитета специалистов в глазах управленцев.

Постепенно утрачивает полноценную поддержку принцип доступности медицинской помощи населению. Возрастают финансовые ограничения из-за расширения научно-технических возможностей современного здравоохранения, увеличения медицинских потребностей стареющего населения и значительного роста объективной стоимости медицинских услуг (высокие технологии, новейшие лекарства, высококвалифицированный труд врачей).

В отечественное здравоохранение глобализация вносит ряд специфических изменений, которые прежде или отсутствовали, или были выражены незначительно:

-                   Горизонтальная «стратификация» системы здравоохранения на относительно самодостаточные подсистемы «здравоохранение для богатых» и «здравоохранение для бедных».

-                   Вертикальное «расслоение» системы здравоохранения на три относительно автономные подсистемы системы: федеральную, региональную (областную) и муниципальную.

-                   Здоровье населения начинает включать в себя болезни «богатых» и болезни «бедных».

-                   Привычные управленческие подходы, методы, стандарты, шкалы и эталоны утрачивают свою прежнюю эффективность, поскольку принципиально изменилось состояние системы здравоохранения и условия ее функционирования.

-                   Необходимость смены парадигмы классического управления системой здравоохранения.

В этих условиях основой системного управления здравоохранением становятся принципы стратегического управления и планирования, под которым понимаются элементы процесса принятия решений, направленного на достижение целей при максимально эффективном функционировании объектов управления, когда предполагаются не только будущие изменения, но и проспективные последствия от решений уже принятых [5, 301с.].

Приложение методологии стратегического менеджмента к формированию современной системы управления здравоохранением предполагает выявление целей здравоохранения как системы (отрасли), задач, которые необходимо решить для их достижения, а также определение необходимых ресурсов и предвидение соответствующих последствий, результатов и исходов от принимаемых решений.

Такой подход предусматривает интеграцию интеллектуальных, политических, социальных, организационных, технологических и управленческих процессов в единый многопотоковый объединяющий процесс стратегического управления системой здравоохранения, что предполагает широкое использование прогностического моделирования возможных положительных и отрицательных изменений в стратегических сценариях развития здравоохранения, что позволит применять инструментарий государственного регулирования здравоохранения на всех уровнях управления.

Востребованность перехода в управлении здравоохранением к принципам стратегического менеджмента обусловлена рядом причин.

1.                  Необходимость полноценного использования динамичной интерактивной организации современного процесса управления здравоохранением в условиях системной лабильности.

2.                  Лавинообразное нарастание жесткой конкуренции, диверсификации и ресурсной ограниченности во всех сферах публичной деятельности, к которым относится и здравоохранение.

3.                  Необходимость учета динамично меняющихся состояний среды обитания населения, процессы и факторы которой непосредственно влияют на функционирование системы здравоохранения.

4.                  Необходимость оперативного и упреждающего реагирования на последствия неопределенности и хаотичности, активно привносимых на все уровни управления здравоохранением.

Следует подчеркнуть, что в современном постиндустриальном обществе, буквально пронизанном процессами глобализации, стратегическое управление отраслью, в силу нарастания влияния фактора неопределенности, существенно усложняется, поскольку эффективное управление здравоохранением начинает все больше основываться на таких характеристиках, как тотальная системность, многомерность, обратная связь, проспективность, гибкость, адаптивность, динамичность, социальная и личностная ориентированность. Стратегический менеджмент не только интегрирует в себя все управленческие процессы, происходящие в здравоохранении, но при этом интегрируется в эти процессы как инструмент и организационные технологии управления. Этим определяется и многомерность, и многонаправленность управления современным здравоохранением в целом, что позволяет всесторонне учитывать внешние и внутренние факторы, которые определяют степень управленческой эффективности [6, 159с.].

При таких условиях на всех уровнях стратегического управления здравоохранением требуется обновленная нормативно-правовая и финансово-экономическая база.

Не менее востребованы и инновационные организационные, экономические и финансовые механизмы, которые позволят гибко реализовывать управленческие подходы через соответствующие мероприятия с позиции их формирования и корректировки в процессе осуществления. Гибкость стратегического управления здравоохранением потребует введения новых организационных технологий управления системой здравоохранения и на основе межфункционального и межсекторального взаимодействия.

Процесс стратегического управления здравоохранением включает в себя не точную прогностическую картину будущего отрасли, а описание желаемого будущего системы, представляющее совокупность пожеланий о том, в каком состоянии должна находиться система здравоохранения, какую позицию должна занимать в государственной политике, какую иметь ресурсно-организационную поддержку и пр. Все это в сумме и составляет то, что определяет выживаемость системы здравоохранения и степень ее приспособляемости к изменяющимся условиям.

Все разделы и мероприятия эффективной системы стратегического управления здравоохранением должны обладать научной обоснованностью, что предполагает обязательное практическое использование достижений научно-технического прогресса, фундаментальных разработок в области социальной гигиены, организации здравоохранения, а также достоверной информации о состоянии здоровья населения с целью обеспечения медико-социальной и лечебно-профилактической эффективности здравоохранения и оперативного учета изменяющихся потребностей общества в области укрепления и охраны здоровья.

Таким образом, организация стратегического управления здравоохранением предполагает несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:

1.                  Изучение внешней и внутренней организационной среды системы здравоохранения, включая сбор/отслеживание информации, прогнозирование, оценку реального положения отрасли.

2.                  Направления и ориентиры деятельности системы здравоохранения: видение, миссия, комплекс целей.

3.                  Стратегический анализ системы здравоохранения, включая сопоставление целей и факторов, разработку вариантов политических стратегий.

4.                  Выбор политики здравоохранения и ее проработка.

5.                  План действий деятельности системы здравоохранения.

6.                  Среднесрочные тактические планы и программы здравоохранения.

7.                  Краткосрочные (годичные) оперативные планы и программы здравоохранения.

Литература:

1.                  Аджиев М. Э. Анализ принципов организации управление качеством медицинской помощи //Молодой ученый. 2013. № 11. — С. 207–211.

2.                  Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации. -М.: Инфра-М, 2003. — 765 с.

3.                  Бек У. Что такое глобализация? — Москва: Наука, 2001. — 304 с.

4.                  Маслов О. Ю. Глобализация: этапы глобализации, доллар глобализация, кризис-глобализация или процесс глобализации глазами мыслящих глобально: Режим доступа http://www.polit.nnov.ru/2009/09/26/glob5ethronolog26.

5.                  Ансофф И. Стратегическое управление //Пер с англ. — М.: Экономика, 2009. — 519 с.

6.                  Томпсон А. мл., Стрикленд А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа //Пер. с англ. — М.: Вильямс,2007. — 456 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle