Библиографическое описание:

Мензулина И. Ф. Учетно-аналитическое обеспечение внутреннего контроля затрат в строительстве // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 324-327.

Организация надлежащего контроля расходов в строительных организациях требует формирования качественного учетно-аналитического обеспечения данного процесса. Учетно-аналитическое обеспечение, как высшего руководства, так и менеджмента среднего звена — это главная задача в процессе проведения контроля расходов. Внутренние пользователи, заинтересованные в снижении расходов, должны иметь качественную, достоверную и своевременную информацию.

Действующий механизм подготовки, отбора и систематизации информации о расходах в строительстве отстает от требований, предъявляемых к нему в современных условиях, что показывают результаты проведенного исследования. Причинами этого являются: наличие параллелелизма в обработке одних и тех же данных на различных уровнях управления, имеющиеся расхождения, не содержательность показателей, несопоставимость показателей, сформированных различными службами, сложность и нестабильность учетных потоков, длительность обработки информации, а зачастую и отсутствие информации для принятия определенных управленческих решений на высшем уровне управления [1]. Также, следует отметить разнообразие форм документации, представляющих одну и ту же информацию, громоздкость и низкую информативность внутренних отчетов, представление однородной информации в различных измерителях, отсутствие действенных средств контроля качества информации. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод об отсутствии единого подхода к содержанию требований к информации, определению ее перечня, а также к составу её показателей.

В настоящее время в организациях строительного производства при формировании учетного обеспечения контроля расходов необходимо учесть следующие моменты.

Во-первых, система сбора контрольной информации опирается на уже существующую систему учетных потоков. Например, если в организации первичные документы по расходу материалов передаются в бухгалтерию только раз в месяц согласно заведенному порядку, то собрать данные по затратам строительных объектов еженедельно или ежедневно, скорее всего, не удастся. Служба внутреннего контроля не сможет организовать свою подсистему подготовки информации без учета работы остальных учетно-информационных потоков в строительной организации. Следовательно, система учетных потоков контроля расходов должна быть органично встроена в общую учетную систему строительной организации.

Во-вторых, система учетных потоков не достаточно отработана: документы проходят медленно; никто не отвечает за документ в целом, а только за его отдельную часть. При этом нет смысла встраивать плохо работающую подсистему внутреннего контроля в хорошо работающую систему, так как в этом случае система внутреннего контроля будет работать неудовлетворительно, поскольку она основывается на информации из общей системы. Рассмотрев учетные потоки, можно обнаружить много лишних звеньев, которые необходимо устранить. Следовательно, при создании системы внутреннего контроля необходима оптимизация всей системы учетных потоков и документооборота в организации. Речь идет о том, чтобы вся необходимая для контроля информация подготавливалась с необходимой степенью точности и поступала пользователям в нужное время.

В-третьих, существует задача автоматизации учетно-экономической информации. Поэтому, целесообразно включить автоматизацию учетных процессов в сферу интересов службы внутреннего контроля.

Процесс учетно-аналитического обеспечения контроля расходов можно разделить на несколько фаз:

-          определение учетных потребностей о расходах (какая именно информация необходима, кому, как быстро, с какой точностью);

-          подготовка и обработка информации (выбор внутренних и внешних информационных источников, сроков, учет расходов на сбор и подготовку информации, связь или детализация информации);

-          передача информации и ее интерпретация, удобство формы представления, определение способов подачи информации (табличный, графический, формализованный вид);

-          интерпретация показателей (определение причин и следствий, выбор вариантов действий, меры по принятию решений);

-          хранение и дальнейшая обработка информации (определение технических способов хранения и применения информационных технологий).

Важное значение имеет информация о каких-либо отклонениях от заданных параметров и непроизводительных расходах. Такая информация предполагает разработку необходимых управляющих воздействий в целях ликвидации возможных последствий нежелательных отклонений. Причем важно фиксировать данные отклонения по первичным причинам, а не по следствиям их возникновения. Своевременное поступление информации о возникающих нарушениях в ходе производственного процесса имеет большое значение, поскольку даже не большие задержки в ликвидации последствий таких отклонений, отрицательно влияют на результаты деятельности и приводят к снижению эффективности производства.

На состав и содержание информации оказывают влияние запросы внутренних пользователей. Поэтому, важное значение имеет глубокое изучение потребностей пользователей о расходах в целях подготовки качественной информации, на основе которой будут приняты квалифицированные управленческие решения. В связи с этим, работа по определению информации о расходах должна начинаться с процесса целенаправленного подбора соответствующих показателей, способствующих как правильному формированию расходов строительной организации, так и определению её финансового результата.

При формировании учетно-аналитического обеспечения контроля расходов в соответствии с особенностями строительного производства аналитический учет затрат должен быть организован по направлениям, необходимым для эффективного управления, а именно в разрезе субпроцессов, видов работ и операций, статей калькуляции и видов продукции, поскольку именно процессный вариант ориентирован на выявление результатов деятельности организации в местах возникновения расходов. Формирование информации по бизнес-процессам, субпроцессам, видам работ и операциям при соответствующей ее обработке с выдачей отчетов заинтересованным пользователям позволит обеспечить прозрачность информации о расходах, а, следовательно, эффективно контролировать их. Для этого предлагается формировать информацию о расходах по следующим уровням субсчетов (Рисунок 1).

Рис. 1. Уровни аналитики учета расходов

Для ведения учета расходов по процессам и субпроцессам каждому бизнес-процессу и субпроцессу присваивают свое обозначение счета и соответствующих аналитических счетов.

Формирование информации о расходах по бизнес-процессам, субпроцессам, видам работ и операциям при соответствующей ее обработке с выдачей отчетов заинтересованным пользователям позволит обеспечить прозрачность и аналитичность информации о затратах, а следовательно эффективно контролировать их.

Для получения наиболее точных данных о себестоимости продукции в условиях процессного подхода необходимо организовать учет таким образом, чтобы максимально использовать прямое отнесение расходов.

Оставшиеся нераспределенные расходы, целесообразно подвергнуть АВС-анализу для выявления причинно-следственных связей расходов с вызывающими их факторами. В случаях, когда невозможно установить такую взаимосвязь, следует распределять эти расходы в соответствии с разумными принципами по наиболее подходящей базе распределения.

При внедрении ABC достоверное определение себестоимости конкретных изделий существенно увеличивает объективность оценки рентабельности продукции. Традиционные методы распределения накладных расходов, как правило, искажают рентабельность продукции и не отражают роста затрат по продукции, производимой мелкими партиями, так как на них списывается меньшая доля накладных расходов. Изделия, производимые в больших объемах, включают большую долю накладных расходов и получаются менее рентабельными.

Введение системы ABC также ведет к сокращению продолжительности производственного процесса в результате управления теми видами деятельности, которые не повышают ценности изделия (транспортировка, складирование, сортировка и т. п.).

Процесс распределения накладных расходов включает следующие этапы:

-       выбор объекта учета расходов — договора с заказчиками, структурные подразделения, субпроцессы, виды продукции, виды работ;

-       учет расходов, относящихся к выбранному объекту учету затрат;

-       выбор баз распределения накладных расходов.

Распределение расходов обслуживающих подразделений производства между производственными подразделениями строительного производства может производиться по базам: объем работ в человеко-часах, обслуживаемая площадь, число выполненных заказов на поставку продукции, количество обслуживаемых работников подразделений строительного производства и др.

Согласно методу АВС строительную организацию можно рассматривать как набор процессов, определяющих его специфику, путем определения носителя (драйвера) затрат для каждого вида деятельности. Драйвер затрат — это показатель, характеризующий причинно-следственную связь между затратами и объектами калькулирования, который может быть выражен в количественной и стоимостной оценке.

Р. С. Каплан и С. Р. Андерсон предложили усовершенствованный вариант методики учета АВС, который они назвали Time-Driven ABC (TDABC) или учет затрат по видам внутрихозяйственной деятельности, ориентированный на изменение времени [3]. При реализации новой методики учета затрат распределение затрат между видами продукции основывается на применении двух категорий оценочных показателей — величины затрат ресурса на единицу его мощности (в часах или минутах работы) и спроса на ресурс при выполнении тех или иных видов деятельности (спрос выражается в продолжительности времени, требуемого для выполнения единицы деятельности). Для каждого центра затрат определяется общее время работы сотрудников центра, потраченное на выполнение разных видов деятельности по одному конкретному объекту учета.

Применение методики учета TDABC возможно в рамках обычного плана счетов бухгалтерского учета с использованием типовых корреспонденций счетов и открытием субсчетов центров затрат по счетам учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Это обеспечит формирование новых возможностей для устранения искажений себестоимости продукции, анализа причин расхождений, выявления дополнительных резервов снижения затрат и улучшения информационной поддержки принимаемых управленческих решений. Эта особенность дает возможность внедрения методики TDABC в строительных организациях, результатом реализации послужит повышение качества оперативного и стратегического управления, а также повышение эффективности организации бизнеса и конкурентоспособности предприятия.

Литература:

1.                  Колесник Н. Ф., Кузьмичев А. А. Учетно-аналитическое обеспечение внутреннего контроля // Экономические науки, 2010. № 11 (72), с. 233–234.

2.                  Терни П. Разумный учет: как получить истинную картину затрат с помощью системы ABC. — М.: ИД «Секрет фирмы». 2006. — 384 с.

3.                  Kaplan R. S. Time-driven Activity-Based Costing/ R. S. Kaplan, S. R. Anderson/ Boston: Harvard Business School Publishing Corporation. 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle