Библиографическое описание:

Домченко Е. А. Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 454-456.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Необходимость знания, по крайней мере, одного иностранного языка в наши дни очевидна, внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Сложившаяся в данное время социально- политическая и экономическая обстановка наметила ряд изменений в различных структурах общества, в том числе и в образовании. Социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам. Предпосылками введения ФГОС являются: противоречие между новыми целями образования и традиционной школой, снижение мотивации к обучению в классе, кризис классно-урочной системы, использование новых средств обучения (смартфонов, планшетов и т. д.).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях). [1] В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностьюврамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296)

Внеурочная деятельность позволяет наиболее полно сформировать языковую компетенцию обучающихся. Понятие языковой компетенции обширное и исследования в этой области еще не закончены, но тем не менее именно это понятие отражает конечную цель изучения языка. Языковая компетенция — прежде всего владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Обучающийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике. Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским в контексте лингвистических исследований. Он рассматривал ее как полное знание о родном языке, которое позволяет «идеально говорящему — слушающему» судить о правильности и осмысленности высказываний. [2] «Языковая компетенция — это  сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка». Такое определение состава языковой компетенции было предложено Е. Д. Божович. [4] Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Выходит, что компетенция для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении, говорении, письме, аудировании.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. [3, с.7]. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы двигаться по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни. При обучении иностранным языкам главное перебороть языковой барьер и научиться участвовать в акте коммуникации, а языковая компетенция как раз и формируется с помощью умений и навыков речевого общения. Духовно- нравственная и общеинтеллектуальная направленность курса внеурочной деятельности способствует развитию кругозора и широкому выбору тем коммуникации. В отличие от уроков занятия по внеурочной деятельности радикально отличаются по своему содержанию и в начальной школе в основном представляют собой игровую деятельность. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Актуальность и социальная значимость курса внеурочной деятельности по иностранному языку состоит в том, что именно дополнительные занятия позволяют помочь не только одаренным детям в освоении ими иностранного языка, но и позволяют создать уникальную коммуникативную ситуацию, и способствовать мотивации всех обучающихся. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера дается либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. игровых карточек. [5, с.7–8]

Виды деятельности:

-       игровая;

-       познавательная;

-       волонтерская;

-       досугово-развлекательная;

-       проблемно-ценностное общение;

-       художественное творчество;

-       социальное творчество.

Формы деятельности:

-       сюжетно-ролевые игры;

-       просмотр мультфильмов на изучаемом языке;

-       культпоходы, экскурсии;

-       конкурсы, викторины;

-       инсценировки;

-       проблемно-ценностная дискуссия;

-       праздники.

Место проведения занятий:

-       школа, гимназия;

-       городской парк;

-       городской выставочный зал;

-       ЦДК и ДК.

Также возможно и желательно устраивать круглые столы с приглашенными гостями и носителями иностранного языка, создание местного британского клуба, а также всевозможные проекты, связанные с иностранным языком. Это особенно увлекает школьников среднего звена, но также актуально и для младших школьников. Творческая подача материала педагогом и умение подвести к намеченной цели во многом способствуют креативному мышлению и формированию языковой компетенции обучающихся, а также способствуют выполнению социального заказа в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО — в формировании поколения, которое может мыслить нестандартно и самостоятельно находить решение в любой жизненной ситуации.

Среди приёмов работы можно выделить технологию «Языкового портфеля», способствующую развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности. «Языковой портфель» представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье [7,с 6–11]. В «паспорте» представлена основная информация т. е. данные ученика: имя, возраст, класс, увлечения, изучаемые иностранные языки, контакты с представителями разных стран, опыт пребывания за границей. «Языковая биография» представляет собой «Бортжурнал путешествия по годам обучения английскому языку» и содержит таблицы уровней владения языком, включая параметры оценки каждого уровня по всем видам речевой деятельности. «Досье» состоит из материалов, отражающих достижения обучающегося в освоении иностранного языка: дипломы, сертификаты, свидетельства.

Компьютер, мультимедиа выполняют важную роль в процессе обучения иностранному языку и являются средством поиска и самостоятельного добывания знаний, информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), а также иллюстративным средством для представления в наглядной форме материала.

На занятиях внеурочной деятельности каждый школьник может проявить свои способности и самостоятельно оценить себя, т. е. провести рефлексию. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль). [6, c 242]

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального и среднего общего образования на трёх уровнях — личностном, метапредметном и предметном. Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, учащиеся овладевают языком на уровне компетенции. Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Языковая компетентность способствует формированию важного умения — воспринимать и создавать связные тексты.

Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формированию основ языковой и коммуникативной компетенции, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения английскому языку, предоставляя возможность выбора материала и возможности проявить себя в соответствии с познавательными предпочтениями и самостоятельно выделенными целями обучения. Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, что способствует успешному личностному росту и мотивации к изучению иностранного языка.

Литература:

1.                  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

2.                  Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. [Текст] Н. Холмский — М., 1992.

3.                  Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

4.                  Божович Е. Д., Козицкая Е. И. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 1999. № 1.\ 1 Режим доступа:.http://psyjournals.ru/psyedu/1999/n1/Bozhovich.shtml

5.                  Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образований [Текст]: учебно-методическое пособие: в 3 ч. / авторы-сост.: В. Г. Черемисина, Е. А. Пахомова, О. Б. Лысых и др.; под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — Часть III. – … с. — ISBN 978–5-7148–0370–3.

6.                  Сластенин В. А., Каширин В. П / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007–477с

7.                  Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков/Н. Д. Гальскова//Иностранные языки в школе. — 2000. — № 5. — С. 6–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle