Библиографическое описание:

Гризоглазова А. В. Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 445-447.

Культура объединяет в человеке его природные и социальные качества, и одновременно является сферой их реализации. Культура — достаточно сложное понятие, которое относится как к материальному, социальному, так и индивидуальному. Различные культуры могут отождествляться с различными нациями, разными образовательными и возрастными уровнями. Актуальность проблемы воспитания младших школьников обусловлена такими факторами: во-первых — потребностью в творческой самореализации, во-вторых-противоречиями между нарастающей глобализацией и стремлением к региональной идентичности, в-третьих — ведущей ролью всех сфер духовного и материального производства в обществе.

Значительный вклад в теоретико-методологическую разработку проблемы внесли С. Борисова, В. Мусиенко, Л. Оршанский, В. Титаренко, Д. Тхоржевский. Мы придерживаемся позиции, которая была обоснована Р. Захарченко и Д. Тхоржевским относительно целесообразности использования термина «декоративно-прикладное искусство», который отображает сущность этого искусства, ка одного из видов художественной деятельности, произведения которого объединяют утилитарные и художественные, декоративные качества. «Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это отрасль искусства, которая художественно и эстетично оформляет предметную среду, созданную человеком и отображает ее предметный-декоративный мир» [1] Наиболее полно раскрыть творческий потенциал личности, активизировать ее познавательную творческую деятельность позволяет использование в процессе трудовой подготовки средств народного декоративно-прикладного искусства.

Проблема объединения эстетического воспитания и трудовой подготовки школьников является многоаспектной и многогранной. Значительное внимание этой проблеме уделяется в работах отечественных и зарубежных исследователей П. Атутова, Р. Гуревича, Н. Курача, Г. Терещука, В. Тименко, Г. Шевченко и др.

В последнее время в украинском обществе возросло стремление к изучению национальных духовных и материальных ценностей в условиях взаимодействия и взаимопроникновения культур, поэтому перед педагогической наукой остро встал вопрос разработки содержания, средств, методов, технологий, организационных форм воспитания учащихся в условиях поликультурной среды. В то же время мы вынуждены констатировать, что сегодня наблюдается разрушение этнокультурного пространства. Постепенно исчезают народные ремесла, утрачивается интерес у детей к трудовой деятельности. Общеобразовательная школа сегодня не готова к использованию богатого культурного наследия народов, населяющих Украину. Также школа не готова к реализации задач поликультурного образования и воспитания. Уроки трудового обучения в начальной школе и особенно занятия в кружках декоративно-прикладного искусства имеют уникальные возможности изучения традиционных видов декоративно-прикладного искусства, так и новых, которые возникают в святи с появлением новых конструкционных материалов и изменениями в технологиях.

За последнее десятилетие появились исследования и методические разработки по вопросам привлечения учащихся общеобразовательных учреждений к изучению народных ремесел, овладению различными техниками (Е. Антонович, С. Борисова, И. Билевич, Л. Оршанский), расширено и усовершенствовано методы работы школ и внешкольных учреждений по пропаганде и возрождению народных промыслов, возросло количество кружков по декоративно-прикладному искусству. Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что вне поля зрения исследователей в Украине остаются вопросы, связанные с художественной прикладной деятельностью младших школьников

Особое внимание к художественной прикладной деятельности младшего школьника объясняется нами тем, что она оказывает значительное влияние на развитие творческой активности личности. Художественная прикладная деятельность младшего школьника характеризуется свободой реализации замыслов через использование разнообразных материалов, технологий в создании на начальном этапе изделий по образцу, а на следующем этапе оригинальных изделий, не ограничивая ученика начальных классов в активном воображении. Подключая творческое мышление, прикладная художественная деятельность создает возможности для расширения представлений ребенка об окружающей полиэтнической действительности, обогащения его жизненного опыта. Привлечение учащихся к занятиям различными видами декоративно-прикладного искусства позволяет воспитывать у них преобразующее отношение к миру.

Системный подход в освоении учащимися начальной школы прикладной художественной деятельности дает им возможность накопить эстетический, технологический, трудовой опыт, тем самым обеспечивается развитие творческой активности ребенка, стремления к самореализации.

«Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью (учения, освоения содержания и т. п.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

-       готовность выполнять учебные задания;

-       стремление к самостоятельной деятельности;

-       сознательность выполнения заданий;

-       систематичность обучения;

-       стремление повысить свой личный уровень и др». [2, с. 187]

С активностью непосредственно связана самостоятельность, которая рассматривается нами как одна из сторон мотивации. Самостоятельность и познавательная активность школьников неразрывны и как свидетельствует педагогическая практика более активные школьники, как правило, и более самостоятельны. В трудовой, познавательной, художественной деятельности активность школьника находит выход и реализуется, сопровождая весь процесс становления ребенка. Творчество и активность школьника создают возможности для проявления оригинальности и целеустремленности. Без этих двух составляющих самореализация не возможна. У учащегося начальной школы происходит формирование мотивационно-ценностной и эмоциональной сфер личности, для которых характерны любознательность и познавательная активность. Занятие различными видами декоративно-прикладного искусства способствуют раскрытию творческого потенциала, потому что в процессе художественной прикладной деятельности проявляются воображение и фантазия.

Как показывает практика на уроках трудового обучения ученики начальной школы выполняют изделия ка правило по образцу, не придавая значения целесообразности процесса, эстетическому наполнению. На занятиях кружка по изучению техник декоративно-прикладного искусства создаются ситуации, когда ребенок может осознать значение изделия в окружающем мире и оценить эстетическое соответствие своих произведений оригиналам, а также сравнить сою работу с работами других членов кружка.

Мы не можем согласиться с теми исследователями, которые отстаивают идею преобладания технологичности в воспитании учащихся. Подходы. которые обосновывают Н. Корец, А. Коберник в трудовой подготовке учащихся, не учитывают современных тенденций в теории и практике воспитания. Исследователи, которые некритично воспринимают идеи проектного подхода, увлекаются технической частью вопроса и не учитывают того, что современный мир все более ориентируется на дизайн и этнодизайн, не учитывают особенностей современного развития культуры с тенденциями регионализации и глобализации в мировом сообществе. Современная школа не должна готовить рабочих с технократическим мышлением или заниматься вопросами допрофессиональной подготовки, а формировать жизненные компетенции и готовность к творческой самореализации.

Необходимо учитывать двойную природу дизайна- соединение «конструктивного» и «художественного». «Конструирование»- это разум с главными инструментами: логикой, философией, математикой., с понятиями и формулами. «Художественное»- это образ, чувства, эмоции. Там где заканчиваются образы начинается логика. У художника- мир образов, у конструктора-понятий. Конструктор создает «конструкцию», а художник-«дух». Бездуховность исполнителя ведет к бездуховности результата. Одухотворение предметов — это путь решения проблем воспитания.

Украинский исследователь С. Борисова отстаивает позиции этнодизайна в образовании и расширения возможностей использования средств декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе. Она отмечает: «Этнодизайн дает свободу для творческих поисков в художественной практике, потому, что базируется на синтезе архаичного, этнического материала и современных академических и неакадемических форм культуры. Таким образом этнодизайн становится не только средством выживания национальной культуры в современных условиях, но и реальной площадкой диалога культур» [1, с. 9].

Опираясь на идеи В. Борисова, С. Борисовой, Д. Тхоржевского про развитие художественно-конструкторской деятельности учащихся и будущих учителей технологий мы считаем, что технологичность на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству должна уступить место художественно-технологическому творчеству. Художественная прикладная деятельность - это субъективно новая для детей деятельность, которая расширяет их представления о мире, помогает осознать взаимосвязь трудовых процессов с явлениями окружающего мира во всем его многообразии. Ознакомление учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства позволяет не только расширить их кругозор, но и позволяет осознать гармонию связей, получить возможность творить по законам гармонии, красоты. Художественная прикладная деятельность дает возможность испытать ребенку положительные эмоции, ведь для ученика начальной школы важен не только процесс, но и результат, который достигнут и является воплощением усилий и идей. Эстетичное, функциональное изделие – один из основных мотивов, который побуждает учащегося к продолжительному творчеству, а не к сиюминутному удовлетворению прихоти. Художественная прикладная деятельность объединяет утилитарное и эстетическое, являясь интеграцией искусства и технологий.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились. Занятие различными видами декоративно-прикладного искусства развивает художественные и интеллектуальные способности учащихся.

Знакомство учащегося с декоративно-прикладным искусством должно опираться на принцип введения личности в самобытные культурные миры.

Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства на занятиях кружка в школе направлено на:

1)     развитие мировосприятие школьника и подготовку его к восприятию истории культуры своего народа этносов, проживающих в регионе;

2)     осознание себя как носителя национальных ценностей;

3)     формирование элементов планетарного мышления и развитие духовного потенциала;

4)     обучение этически приемлемым и оправданным с позиции морали и права формам самовыражения в обществе;

5)     обучение этики дискуссионного общения и этике взаимодействия с другими людьми при оценке произведений декоративно-прикладного искусства;

6)     формирование потребности в творческой самореализации и самообразовании;

7)     «осуществление возможностей развития «Я« посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [3].

Воспитанность во всем многообразии значений этого слова становится целью и содержанием воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Предметом художественной прикладной деятельности становится изучение духовной и материальной культуры этносов проживающих в регионе, как части мировой культуры, культуры взаимодействия личности и этноса, нации, сообщества и природы.

Литература:

1.     Борисова С. Етнодизайн як явище сучасної культури/ С.Борисова// Гуманізація навчально-виховного процесу: Зб. наук. праць/ За ред. проф. В.І. Сипченка. — Слов’янськ: Видавничий центр СДПУ, 2011. — С. 27–32.

2.     Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.

3.     Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Издательство С. — Петербургского университета, 1997. — С. 4..

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle