Библиографическое описание:

Юнусова Г. Н. Компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение предметов путём создания автоматизированной компьютерной программы // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 88-91.

Реформы и новообразования целиком затронули процесс образования.

В период обучения, 14–15 лет, исходя из своих умственных способностей и интересов, молодёжь задумывается над своим правом выбора профессии. Именно в это время у детей происходят различные психологические и физиологические, умственные изменения и развитие. В этот период у молодёжи много свободного времени, так как они должны выбрать свой жизненный путь. Они могут поступить в академические лицеи и колледжи, за три года обучения получить специальность или необходимые знания для последующего обучения в вузах страны. Каждому выпускнику лицеев и колледжей даётся право выбора поступления в вуз или идти работать [1, c. 2,3]. Начались большие перемены и в информационной среде, большой поток информации, наплыв информационных технологий, новых видов компьютеров, интернета с большой скоростью приводит к применению компьютеров и информационной технологии, как во всех отраслях жизни, так и в сфере образования. В процессе образования стали применяться новые технические средства: видеопроектор, компьютерные обучающие программы. Традиционные уроки изменились и пришли к форме «Учитель+компьютер+ученик» или «Учитель+компьютер+студент».

Компьютер в процессе образования стал вспомогательным средством для доставки материала, который невозможно было предоставить традиционными методами обучения с помощью традиционных средств обучения. Компьютер внёс в процесс обучения электронную интерактивность. С помощью компьютера можно наглядно увидеть учебный материал, анимационное представление процессов физики, биологии, химии близко к их происхождению в природе. Компьютер играет роль доставки добавочного необходимого материала для понимания сути. Компьютер входит в жизнь каждой личности как «Самоучитель» необходимого материала, к примеру, можно обучиться темам по предметам, изучать иностранные языки, прослушать уроки английского языка и. т.д. Стало немыслимым представить ту или иную сферу образования или производства без современных информационных технологий. Большую значимость в формировании знаний и умений личности играет интернет. Решение различных кроссвордов, загадок из интернета, получение новых материалов по тем или различным темам полностью изменили существование социума, его потребности [2, c.3,4].

С каждым годом всё растёт и растёт число работающих в интернете, число покупщиков собственных компьютеров, ноутбуков, нетбуков. Всё это повлияло на процесс обучения молодёжи в школах, лицеях и колледжах, а так же в высших учебных заведениях. Обучение предметов стало проводиться в среде информационных технологий. В процесс обучения стали запускаться электронные учебники, создаваться электронные библиотеки. В процесс образования входит новый термин дистанционное обучение. Молодёжь, которая свободно владеет языками и работает в интернете, невозможно схоластичными лекциями и традиционным обучением заинтересовать наукой. Здесь на помощь в образовании приходят новые педагогические технологии, информационные технологии (технологии перевода текстов с одного языка на другой, технологии создания гипертекстов, обучающие системы и программы Сrocodile physics, Crocodile chemistry, Crocodile technology) [3, c.5]. И их использование в процессе образования даёт лучшее качество и эффект. В этот период используются электронные учебники, материалы, создаётся самостоятельное и индивидуальное обучение материала с помощью компьютерных средств, и здесь учитель как бы уходит на второй план. Конечно немыслим процесс образования без учителя, появились новые методы проведения лекций, учитель стал задумываться над более продвинутым материалам для своего обучаемого. В этом периоде в процессе обучения выявляются следующие три компонента образования:«учитель+компьютер(+видеопроектор)+обучаемый». Нам известно, что каждый человек владеет даром речи, и суть объяснения учителя зависит от того, как он преподносит этот материал, т. е. он обладает собственным «тезаурусом», он объясняет суть темы, исходя из своего мировоззрения, понимания, из своего объёма знаний. Ученик или студент так же воспринимает материал, исходя из своего мировоззрения, интеллекта, объёма знаний, исходя из своей начитанности, грамотности. Ученик улавливает материал, преподносимый им учителем настолько, насколько он может. И в момент восприятия им усваивается 50–60 % материала и того меньше. Здесь учителю могут прийти на помощь наглядные пособия, применение интерактивного обучения, применение педагогических и информационных технологий, материалов из интернета, т. е. применение компьютера приводит к анимационному использованию наглядности в образовании, что приводит к запоминанию 70 % материала и больше. Использование интерактивных методов обучения: методов малых и больших групп, метода чтения и письма, сингвейна, диаграммы Венна и другие, приводят к организации активности обучаемых, они сами самостоятельно приходят к сути темы, самостоятельно осмысливают содержание материала, делают анализ и синтез. Применение интерактивных методов и информационных технологий во время урока учителем, причём когда учитель преподносит материал словесно, наглядно используя компьютерные программы приводит к процессу обучения в виде «Учитель+компьютер+ученик». Использование во время уроков электронных учебников, когда обучаемый сам использует программы, электронные материалы незаметно вытесняет роль учителя в процессе обучения. И поэтому здесь были необходимы комбинированные методы обучения: традиционных методов, с использованием программных средств и анимационных обучающих фрагментов. В этом процессе выявляется подчёркнутая роль учителя и информационных технологий, компьютерных программ) [3, c.2].

Перед учителем любого времени стоит проблема законченности сути материала урока, взаимосвязанности, непрерывности учебного материала из одного занятия на другое. Для формирования непрерывного образования, требуется устранение различных неполадок в обучении, связанных с появлением «дискретности» в образовании. Непрерывность в образовании можно добиться путём использования компьютерных программ, путём вовлечения вспомогательных средств, дополняющих и преподносящих суть учебного материала. Каждый учитель имеет своё мировоззрение и «тезаурус» слов, имеет свой дар речи, ораторские способности. Обучаемый имеет своё мировоззрение и умственные способности, подходящие его возрасту, психологическим и возрастным способностям. И если он имеет некоторые «дискретные» моменты в своём интеллекте, полученные из-за его недостаточной усидчивой учёбы, из-за пропуска тех или иных занятий, из-за болезни и т. д., тогда он обязательно запомнит очень малое количество излагаемого учителем материала [3, c.3].

Даже очень способный обучаемый теряет некоторый объём информации, запоминая суть содержания и поняв смысл излагаемого материала. Необходимо повторение материала, работа над собой, над учебником, использование материалов из интернета, пополнение знаний, используя добавочные каналы получения информации по сути учебного материала. И здесь, конечно, необходимы информационные технологии, использование специальных программ в обучении тех или иных предметов. И примерно такими вопросами и занимались долгое время педагоги. И это время длилось до тех пор пока не появилась современная электронная доска. И теперь процесс обучения можно представить как активное вовлечение трёх необходимых компонентов образования, и роль учителя здесь уже на видном первом месте. Процесс обучения состоит из следующих четырёх компонентов: «Учитель+компьютер+электронная доска+обучаемый». В этом периоде уже и учитель и ученик вовлечены в процесс обучения, на электронной доске учитель может показать примеры по своей теме, а так же вовлечь самих студентов попробовать выполнить задания совместно наглядно на доске. В этот период внимание всех обучаемых сосредотачивается на доске. Здесь учитель, его личность как обучающего стоит на первом плане. Обучение предметов словесными, интерактивными методами, с использованием компьютерных программ, используя электронную доску, вовлечение самой личности обучаемого в процесс обучения сути материала и выполнения его наглядно на доске приводит к высоким результатам в сфере запоминания материала и его усвоения [4, c.2].

Никому не секрет, что сегодня в процесс образования вошло и дистанционное образование. Словесный метод обучения сути материала с использованием компьютера если можно применить для всей аудитории, то работа с электронным учебником приводит к формированию индивидуального обучения студента. Применение интерактивных методов обучения: методов больших групп или применение методов малых групп, использование мозгового штурма, метода чтения и письма при проведении лекции и т. д. привело нас к идее создания программы, которая будет обучать методом малых групп некоторых тем по окончании глав или разделов предметов. Т. е. мы выдвинули идею создания программы интерактивного обучения, в частности, обучения методом групп, причём обучение можно проводить как средствами локальной сети, так и средствами интернета. Здесь преобладает дистанционное и интерактивное обучение, используются индивидуально-групповые и компьютерно-интерактивные методы обучения. Сначала дадим обзор созданной нами программы:

Заранее учитель должен определить, сколько будет обучаемых, он должен подготовить материал, используя компьютерную программу. В специальной аудитории, к примеру, на 50 человек, состоящую из 10 столов, у каждого стола по 5 компьютеров, вокруг них по 5 стульев для обучаемых. На каждом столе по 5 компьютеров. Компьютеров должно быть столько сколько обучаемых за каждым столом. Обучаемые каждого стола считаются обучаемыми одной группы. Все компьютеры соединены в одну локальную сеть. Урок начинается с входом учителя в аудиторию. С головного компьютера-сервера от учителя идёт сообщение, учитель приветствует аудиторию. Каждый обучаемый вводит своё ответное приветствие. Так организуется вступительная часть урока. Далее задаётся вопрос учителем по теме пройденного урока. Все отвечают учителю. Ответы появляются на экране компьютера следующим образом:

1 группа:

1.                 Яковлева Света-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

2.                 Пак Альбина -тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

3.                 Каримов Пётр-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

4.                 Селивестрова Татьяна-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

5.                 Юнусова Гулшана- тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

2 группа:

1.                 Кофтун Ирина-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

2.                 Петрова Антонина -тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

3.                 Каримов Руслан-тема пройденного урока: «Закон Ньютон»

4.                 Иванов Константин-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

5.                 Филипов Антон-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

и т. д., таким образом, поступает информация со всех групп на компьютер учителя. В нашем примере групп всего пять [4, c.3–5].

Далее с компьютера учителя на компьютер обучаемых всех групп задаются вопросы по пройденной теме, к примеру по 3 вопроса на каждую группу. Вопросы задаются в виде тестов. Причём вопросы ко всем группам задаются только по теме пройденного материала и вопросы эти разные. Каждый обучаемый из группы самостоятельно отвечает на вопрос учителя, ему не даётся доступ на просмотр ответа своих соседей из своей группы. Причём на компьютере учителя высвечиваются ответы группы. Только после его собственного ответа на вопрос, через некоторое время, даётся доступ входа в ответы соседей только из своей группы. После того любой обучаемый одной группы имеет право пообщаться на компьютере со своими соседями с одной группы и просмотреть их ответы, затем прийти к одному правильному ответу по вопросам и послать ответ группы учителю. Т. е. при послании ответа члены группы, приходят к ответу сообща. Здесь идёт индивидуальный опрос группы и так же групповой опрос по пройденному материалу. Таким образом, использование этой программы создаёт индивидуально-групповое обучение и повторение пройденного материала.

После проведения этого этапа, обучаемые групп, могут войти в данные компьютеров других групп и получить вопросы по пройденной теме, заданные им учителем, причём это делается по порядковому номеру групп. Каждый член группы вначале индивидуально отвечает на вопрос, затем получает доступ входа в ответы группы, как в начальные ответы, так и в правильные ответы команды. Далее организуется самая основная часть нетрадиционного урока. Содержание и суть новой темы даётся на все компьютеры одновременно, причём текст лекции наглядно показывается на компьютере и идёт чтение текста голосом самого учителя, заранее это должно быть подготовлено, учитель сидит за компьютером и наблюдает. После чтения каждого абзаца голосом учителя, делается пауза для конспектирования материала обучаемыми. Здесь программой должно быть определено время обучения новой темы.

Учитель должен заранее обдумать и запланировать этот момент обучения. После проведения такого урока для одной специализации, можно точно определить регламент времени, начала урока, проведения новой темы и. т.д. Таким образом, излагается новая тема. После объяснения и конспектирования новой темы, идёт следующая ступень проведения урока: закрепление новой темы. Этот процесс урока так же проводится с использованием выше указанного процесса, т. е. как при повторении пройденной темы. Значит и в этом случае всем группам задаются по три вопроса и обучаемые отвечают на вопросы самостоятельно, а затем, общаясь в группе, дают правильный ответ группы. Каждый вначале отвечает индивидуально, а затем идёт групповой ответ. После завершения этого процесса ответы групп поочередно наглядно показываются на электронной доске или на компьютере для проведения презентаций, после чего звучат «Аплодисменты». Так проводится презентация одной группы. Далее члены других групп могут задавать вопросы членам той группы, которая провела и показала свою презентацию. Члены группы отвечают на вопросы и отстаивают свою точку зрения. После чего так же звучат «Аплодисменты». В такой очередности проводится презентация всех групп, они так же отстаивают точку зрения своей команды. В нашем примере было 5 групп. Так проводится презентация 5 групп, все они отстаивают свои точки зрения, отвечают на вопросы по пройденной теме и только по тем вопросам, которые им были заданы учителем [4, c.4,5].

После проведения этого этапа, обучаемые групп, могут войти в данные компьютеров других групп и получить вопросы по новой теме. Каждый член группы вначале индивидуально отвечает на вопрос, затем получает доступ входа в ответы группы, как в начальные ответы, так и в правильные ответы команды. Так проводится следующий этап компьютерно — интерактивного обучения. Он помогает среднему обучаемому расширить свой кругозор знаний и учит работать над собой, над учебным материалом, так как во время индивидуального ответа на вопросы по пройденной теме ученикам или студентам разрешается вход в интернет для получения необходимого материала, использование лекций, учебника и. т.д. После организации процесса ответа на вопросы и просмотра других ответов начинается следующая часть нетрадиционного урока по предмету. Задаётся домашнее задание, причём домашнее задание может задаваться всем одинаково или группам в отдельности. Далее идёт следующая часть урока: идёт завершение урока и учитель и обучаемые прощаются. Урок заканчивается. Контроль и оценки знаний обучаемых так же фиксируются на компьютере учителя, так как вопросы задаются в виде теста и по правильным ответам, можно параллельно провести оценивание знаний обучаемых групп.

Таким образом, мы хотим создать компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение предметов в среде компьютерной программы, работающей в среде дистанционного обучения. Этот процесс может быть рассмотрен как отдельная проблема компьютерно-интерактивного и индивидуально-группового образования.

Итак, мы выдвинули идею создания такой программы, которая организует нетрадиционные уроки по всем предметам. Причём эту программу можно использовать как в локальной, так и в глобальной сети. И членами групп могут быть студенты или ученики двух или нескольких учебных заведений. Программа может быть использована и внедрена в обучение на общеобразовательной ступени и обязательной ступеней образования [4, c.5].

Литература:

1.                  Ясинский В. Б., О применимости дистанционных образовательных технологий для получения высшего образования по техническим специальностям  — Электронный журнал «Исследовано в России», 2002 г.

2.                  Т. Г. Калашникова. Применение дистанционных технологий в образовании// Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы, № 1 (21), 2005, http://pitis.tsure.ru/

3.                  Г. Н. Юнусова, Информатика, информационные технологии, автоматизированная компьютерная программа, г. Пенза, XII научно-практическая конференция «Технические науки», 2013 г.б –С. 34–39.

4.                  Г. Н. Юнусова, Компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение посредством автоматизированной системы, Наманган, НамПИ, материалы научно-практической конференции 2012 г.б –С. 70–74.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle