Библиографическое описание:

Перервина И. М. Культура полилога как одна из составляющих современного специалиста // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 511-513.

В статье описываются новые требования, предъявляемые к современному специалисту. Также доказывается необходимость развития культуры полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка. Приведены наиболее распространенные определения понятия «полилог». Подробно описаны: условия для развития культуры полилога, методы, формы обучения. Автор обосновывает критерии сформированности культуры полилога у студентов.

Ключевые слова:деловое общение, полилог, культура полилога, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста. Будущие специалисты должны владеть не только профессиональными умениями и навыками, но и обладать общей культурой. Всё большее значение придаётся владению культурой профессионального общения. Успех профессиональной деятельности во многом зависит от уровня владения коммуникативной деятельностью или общением.

Любая деятельность людей, в том числе и профессиональная, находится в зависимости от уровня культуры, как отдельного индивида, так и общества в целом. Общая культура человека складывается из многих составляющих элементов. Например, выделяют художественную, правовую, коммуникативную, политическую, бытовую, профессиональную, экономическую, нравственную, экологическую культуру, научную, эстетическую, политическую культуру. Культура делового общения является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры.

Проанализировав философскую, педагогическую, психологическую литературу мы пришли к выводу, что проблеме общения посвящены многие труды отечественных и зарубежных ученых (С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, Б. Д. Парыгин и др.).

Изучению проблемы культуры общения посвятили свои труды А. Б. Добрович, Е. Г. Злобина, Б. Д. Парыгин, Е. П. Савруцкая, В. М. Саковин и др.

Роль культуры делового общения рассмотрены в работах Н. Б. Крыловой, А. Ф. Лосева, Н. Д. Никандрова, О. К. Филатова и др.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблеме культуры посвящено значительное количество исследований. Так, в разное время этой проблемой занимались Плотникова И. В., Севастьянова С. К., Маркарян Э. С., Злобин Н. С., Боголюбова Е. В., Коган Л. Н., Семенов В. С., Абульханова — Славская К. А., Амосов Н. М., Давидович В. Е., Белолипецкий В. К., Межуев В. М., Штайерман Е. М., Уледов А. К., Ким М. П., Арнольдов А. И., Сорокин П. А. и др.

Термину «культура» различными авторами в различных науках придавалось и придается разнообразное, а подчас и противоположное значение.

Так, в педагогике Плотникова И. В. и Севастьянова С. К. под термином «культура» понимают поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Маркарян Э. С. рассматривает культуру как «внебиологически выработанный способ деятельности».

Злобин Н. С. понимает под культурой технологию деятельности.

Некоторые авторы (Боголюбова Е. В., Коган Л. Н.) рассматривают культуру как «реализацию сущностных сил человека в процессе деятельности».

Так, Бахтин М. М. и Библер В. С. определяют культуру как «средоточение «всех иных» (социальных, духовных, логических, эмоциональных, нравственных, эстетических) смыслов человеческого бытия».

Амосов Н. М. под индивидуальной культурой понимает свойственные только человеку отношение к самому себе, сумму знаний, нравственных начал и поведения личности.

В Большой Советской Энциклопедии культура трактуется как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей.

Формирование культуры — длительный, динамичный процесс. Отдельные его компоненты закладываются еще на ранних стадиях жизнедеятельности. Наибольшая активность проявляется в период овладения профессиональной деятельностью, а именно в период обучения в профессиональных учебных заведениях, непосредственно на производстве.

Высшая школа готовит выпускников к разнообразной творческой деятельности: профессиональной, социально-культурной, общественной, закладывает не просто конкретные знания определенного диапазона и объема, а фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Создавая культурный потенциал будущего специалиста, она определяет способ его жизнедеятельности и социального бытия.

Культура общения представляет собой единство личностно — важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями человека и поведения, согласованного с требованиями как морали, так и этикета. Развитие культуры общения понимается как часть процесса воспитания, где преимущественное внимание уделяется совершенствованию навыков поведения и общения. В современных условиях для человека жизненно важными являются готовность к сотрудничеству, навыки и умения грамотно общаться, находить точки соприкосновения и достигать соглашений, что во многом определяет не только процессы социальной адаптации, но и процессы личностной и профессиональной реализации. Именно поэтому так значима роль воспитания, формирования и развития культуры общения личности.

Однако культура общения студентов не выделена в предмет специального изучения, рассмотрения и развития. Развиваясь стихийно, знания, навыки и умения студентов в сфере общения не отвечают современным требованиям. Особенно большие трудности при освоении эффективных способов общения испытывают замкнутые, тревожные студенты. Для их решения, преодоления недостатков и трудностей необходимо изучение вопросов развития культуры общения в процессе обучения, воспитания, развития личности студентов. Во многих вузах нет специальной дисциплины «Деловое общение».

По нашему мнению, в современной социально — экономической ситуации культура должна составлять важную часть содержания обучения.

В нашем исследовании мы будем рассматривать культуру как норму поведения студентов в обществе, коллективе.

Полилог в самых разнообразных его проявлениях получает широкое распространение. В средствах массовой информации (теледебаты, телемосты, «круглые столы» с привлечением нескольких участников, ток-шоу и т. д.), в связи с развитием сетевой коммуникации (электронные сетевые конференции), с расширением международных контактов (симпозиумы, конференции, школы-семинары и т.д), на страницах газет и журналов дискуссионные жанры (тематическая беседа, интервью с группой экспертов и т. д.) занимают всё более прочные позиции.

Приведем наиболее распространенные определения понятия «полилог».

Автор

Определение понятия «полилог»

1.

Тумина Л. Е.

«разновидность речи, в которой несколько говорящих, и все они активны в речевом отношении»

2.

Казарцева О. М.

«форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией»

3.

Сусов И. П.

«одна из форм дискурса, речь, развивающаяся в реальном времени, акт коммуникации более двух лиц в рамках коммуникативного пространства»

4.

Костюк С. В.

«полилог — это особым образом структурированное общение трёх или более коммуникантов, предполагающее достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели»

Исходя из определений полилога, имеющих определенный набор характеристик, нами были выделены следующие критерии сформированности культуры полилога у студентов:

-       понимание студентами друг друга;

-       умение слушать собеседника;

-       умение доносить информацию до собеседника или до группы собеседников;

-       развитие вербальной и невербальной коммуникации;

-       умение справляться с коммуникативными барьерами;

-       умение контролировать свои эмоции и высказывания;

-       умение избегать конфликтных ситуаций.

Проведя исследование, мы установили, что в словарях, справочниках, энциклопедиях педагогического, психологического содержания понятие «культура полилога» как самостоятельное не встречается.

Мы будем рассматривать понятие «культура полилога» в следующем контексте: «культура полилога» — система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм человека, которые проявляются при непосредственном общении с другими людьми.

Научить студентов общению и культуре полилогового общения можно на занятиях по иностранному языку.

Чтобы подготовить самодостаточную личность, обладающую не только общей культурой, но и культурой общения, необходимо пересмотреть содержание и методики обучения. Процесс обучения в максимальной степени необходимо приблизить к процессу реального общения. Это означает отбор таких тем и ситуаций, которые способствуют интересам и потребностям студентов, создают психологическую основу общения. Необходимо превратить студента из объекта обучения в субъект обучения. В соответствии с этим меняется значение взаимодействия «педагог — студент». Педагог становится «помощником» студента. Помимо этого, в содержание обучения необходимо включать знания из таких наук, как психология, этика, эстетика, культурология и др.

Проанализировав методы обучения иностранным языкам, нам представляется, что наибольшие возможности по созданию условий для развития культуры полилога у студентов дают следующие методы:

-       дискуссионные методы — дискуссия, полемика, диспут;

-       методы социально-психологического тренинга:

а) игровые методы:

-       операционные (деловые и управленческие);

-       ролевые;

б) сенситивный метод (метод тренировки межличностной

чувствительности);

-       метод активизации резервных возможностей человека и коллектива (Г. А. Китайгородская)

-       метод погружения (А. С. Плесневич)

-       метод проектов.

Формы работы обеспечивают постоянную возможность вовлечения всех и каждого в совместную деятельность с учетом личностного интереса и возможности участия в общении.

К формам обучения мы относим групповую и коллективную:

-          групповая форма обучения. Обучение в малых группах может проходить по методике сотрудничества. Обучение в сотрудничестве — это методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания. Студенты работают в группе до тех пор, пока вместе не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы.

-          коллективная форма обучения. Можно рассматривать учебную группу как временный коллектив, осуществляющий совместную деятельность. Именно в коллективной учебной деятельности в наибольшей степени реализуются возможности её формирования, создаются благоприятные условия для решения поставленных целей обучения и развития самореализации каждого участника общения.

Таким образом, в современных условиях назрела необходимость готовить специалиста, который будет владеть навыками делового общения, что, в свою очередь, повысит конкурентноспособность данного специалиста и обеспечит успех в профессиональной деятельности.

Литература:

1.      Библер, В. С. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры / В. С. Библер. — М.: Прогресс: Гнозис, 1991. — 169 с.

2.      Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М., 1980. — С.302.

3.      Казарцева, О. М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебн. пособие для студентов вузов / О. М. Казарцева. — М.: Флинта; Наука, 1998. — 196 с.

4.      Костюк, С. В. Полилог в деловом общении // Вестник Московского университета. — 2001. — Сер.19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — № 3. — с. 88–99.

5.      Мильруд, Р. П. Обучение культуре и культура обучения языку / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 5. — с. 12–19.

6.      Маркарян Э. С. Культура как система // Общетеоретические и историко — методологические аспекты проблемы // Вопросы философии. — 1984. — № 1.

7.      Плотникова И. В., Севастьянова С. К. Современные подходы и определения понятия культуры // Учебное пособие для студентов технических вузов всех специальностей. – РИИ: Рубцовск, 1999. — 55 с.

8.      Сусов, www // vestnik. rcuh. ru / 39 / nv.htm

9.      Тумина, Л. Е. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / Л. Е. Тумина. — М.: Олимп, 2005. — 960 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle