Библиографическое описание:

Афонюшкин О. С. Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 397-398.

Анализируя в данной статье основные пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи в системе современного высшего образования мы установили, что в условиях развития гуманистического общества первостепенную роль играет принцип гуманизации образовательного процесса, ориентированный на обязательный учет состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого подростка и развитие творческой самостоятельности личности. Делается акцент на разработку и развитие комплексных программ, призванных преодолевать определенное отчуждение образования от личности подростка. Ставится задача поворота всей системы образования к уважению личности, принятию и пониманию жизненных интересов и мотивов человека. Следуя этому, в рассмотрении основных идей педагогики и психологии находит отражение гуманистическая модель здоровой личности, подчеркивающая ценность и уникальность человеческой жизни и смысла его существования. Поэтому, раскрывая понятия и категории здорового образа жизни необходимо характеризовать сущность человека как носителя здоровья. Это важно потому, что именно человек, его здоровье, его образ жизни представляет собой особое явление, обладающее рядом специфических черт.

Сама сущность здоровья характеризуется биологически направленным потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами повседневной жизнедеятельности, нормальным психо-физиологическим состоянием и социально-направленными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). [1, С. 56]

Термин «психологическое здоровье» был включен в лексикон научной жизни И. В. Дубровиной. Рассматриваемый термин отмечает неразделимость телесного и психофизического в человеке. Всеобъемлющий портрет психологически настроенного здорового человека — это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, который познает себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Подобного рода человек берет на себя ответственность за свою жизнь, находится в постояннейшем развивающемся процессе.

Основываясь на мнении И. В. Дубровиной можно сказать, что основу социально-психологического здоровья сопоставляется полноценное психологическое развитие ребенка на всех этапах. Многие авторы имеют мнение о том, что социально-психологическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения духовно-нравственного богатства самой личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

В заключении рассматриваемого положения скажем, если личность не имеет этическо рассматриваемой базы, то невозможно говорить о его психолого-социальном здоровье. [5, С. 110]

В настоящее время становятся популярны теории использования внутреннего потенциала личности, делающие акцент, прежде всего на психосоматической обусловленности многих заболеваний и возможности с помощью психических механизмов личности быть здоровым. Так, М. С. Норбеков считает, что люди сами, собственной волей могут избавиться от болезней. По его мнению, люди теряют здоровье вследствие того, что они не ценят собственную жизнь. В этом определении важнейшим условием здоровья называется способность человека контролировать собственные психические процессы и вырабатывать волевые качества. Однако, на наш взгляд, в определении не учитываются объективные, не зависящие от человека обстоятельства.

Специфическим подходом к пониманию здоровью человека можно назвать аксиологичность в которой выделяют две тенденции. Первая из них характеризует то место, которое здоровье занимает в системе ценностей индивида, социальной групп и общества в целом (здоровье как ценность), вторая — степень осознания здоровья как ценности (ценность здоровья). Значимость аксиологического подхода для педагогики состоит в том, что он позволяет среди гуманистических ценностей выделить ценности педагогические, которые в современной педагогической науке рассматриваются как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие в роли познавательно-действующей системы, служащей опосредствующим и связывающим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. [3, С. 90]

Положения формирования ЗОЖ находят отражение в социологических исследованиях, согласно которым значительная роль принадлежит социогенезу. Предполагается, что условия развития общества (научно-технический прогресс: модернизация и глобализация, информатизация и технологизация), воздействие социальной среды в связи с биологическими особенностями индивидуума («своеобразие его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности») оказывают влияние на формирование навыка ЗОЖ.

Главным методом исследования в проводимой работе выбрана анкетная форма опроса. Она является более удобной при обрабатывании и анализе данных, и также позволяет в значительной степени сократить время сбора информации, чего бы не произошло при методе беседы или интервьюирования. Опрос был произведен в очной форме в местах потенциальной локализации молодых людей (университет, общежитие, наркоцентры). Практически все вопросы анкеты были направлены на самоощущение, самооценку здоровья респондентов и образа жизни самими учащимися. Количество опрашиваемых по анкете — 59 человек, среди них 19 юношей (30 % от общего количества респондентов) и 40 девушек (71 % соответственно).

В соответствии с конституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и так далее, создается типология здорового образа жизни, то есть для каждого конкретного человека подбираются общие принципы и модели.

На соблюдение принципов здорового образа жизни оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы.

К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта. [2, С. 128]

Посреди объективных факторов здорового образа жизни выделяются следующие:

-        «качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

-       доступность физкультурных и спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т. д.), спортивного инвентаря и так далее».

Задачи и содержание воспитательного процесса учащейся молодежи многогранными. Главное место посреди них занимают проблемы охраны здоровья подростков и их физического воспитания, так как от эффектности разрешения указанных проблем зависит полноценное развитие подростка.

У учащейся молодежи есть всего несколько предпосылок для устойчивого формирования представлений о здоровом образе жизни:

-          активным способом развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

-          заметными становятся положительного характера изменения в физическом и функциональном развитии; молодежь умеет сохранять и грамотно демонстрировать правильную осанку;

-          подростки способны самостоятельным образом выполнять бытовые поручения, владеют необходимыми навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

На физиологическое состояние учащейся молодежи значительное влияние оказывает их психологическое и эмоциональное состояние, зависящее, в свою очередь, от ментальных установок.

Поэтому автор выделяет следующие аспекты здорового образа жизни учащейся молодежи:

-          аспект эмоционального самочувствия: психогигиены, умения справляться с собственными эмоциями;

-          аспект интеллектуального самочувствия: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в совершенно новых обстоятельствах;

-          аспект духовного самочувствия: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные конкретные жизненные цели и стремиться к ним, оптимистичный настрой.

При анализе всех рассмотренных программ воспитания и развития учащейся молодежи было показано, что главенствующее место в учебно-воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений учащейся молодежи о здоровом образе жизни.

Литература:

1.         Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П. Митина // Начальная школа.-2006.- № 6. — С.56.

2.         Ньюсом Даг.А, Терк Джуди ВанСлайк., Крукеберг Дин. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз/Пер. с нгл.-М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.- 628 с.

3.         Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста / Т. Л. Ощепкова // Начальная школа.-2006, -№ 8.- С.90.

4.         Чернецкий А. Г. Воронежские врачи пиарят прививки. — Режим доступа: http://www. pr-life. Ru

5.         Яковлева Н. В. — Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 2011. С. 110.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle