Библиографическое описание:

Мыца В. В., Домбровская О. Н. Методические основы организации конструкции мужской рубашки Подолья // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 158-161.

Представлены результаты ретроспективного анализа конструктивного устроя мужской украинской вышитой рубашки. Выполнены исследования художественно-конструктивных и декоративных решений подольской мужской рубашки. Структурный анализ мужской вышиванки позволит расширить и усовершенствовать информационное обеспечение автоматизированного проектирования мужских рубашек.

Ключевые слова: Подолье, вышитая мужская рубашка, вышиванка, конструкция, орнамент, декор.

Только тот народ заслуживает уважения, который бережно хранит свою культуру, изучает, использует ее достижения в повседневности. Одежда народа — часть культуры.

История вышивки, техника и способы ее выполнения является всемирно известным видом искусства и художественным творчеством нашего народа. Это было и остается почвой для общения разных поколений, неисчерпаемый источник познания истории, откуда происходят истоки искусства. Наши предки оставили нам в наследство огромное состояние, и мы обязаны не только не потерять эти бесценные сокровища, но и приумножить их количество и передать в наследство нашим потомкам.

Сейчас украинские рынки наполнены компьютерными «китайскими» разработками вышивок, которые несут псевдо-украинскую культуру. Соответственно, исчезает вся сакральность и символизм, которые вкладывали в вышивку наши предки, собственноручно вышивая каждый элемент и крестик, или накладывая очередной стежок на конопляную ткань. Это еще больше побуждает к обучению и воспитанию нашей молодежи своей традиционной этнической культуры.

В конце XIX-го начале XX века украинцы перешли на городской костюм, поэтому, к сожалению, многочисленные черты национальной традиционной одежды были утрачены. Но, несмотря ни на что, украинский национальный костюм освещает самобытность нашего народа, его историю и развитие, оставаясь одним из основных элементов материальной культуры Украины [1].

В век технического прогресса и информационного общества вышивка не стала архаизмом, а, наоборот, за последние годы приобрела огромную популярность. Какая-то неведомая сила тянет украинцев (и не только) к своей национальной одежде. Если в советское время вышиванка позиционировалась как элемент костюма какого-то фольклорного ансамбля, то сейчас — это уже признак определенного современного стиля.

Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись на Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов. В костюме населения Подолья заметно этнокультурное слияние украинского с молдавским, а в северо-западных — с польским. Своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.

Исследования [2, 3] показали, что орнаменты, узоры, цветовая гамма существенно отличались локально. Для каждого региона Украины были характерны свои определенные особенности вышивания рубашек.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. Рубашку застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесьмы. Украинские мужчины обычно носили рубаху, заправляя подол ее в штаны. В этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, объясняется заимствованиями украинского от восточных кочевых народов [3].

Характерные черты традиционной одежды Подолья — чрезвычайная декоративность и красочность — отражают развитие в этом крае народных ремесел, высокую культуру местного производства материалов для одежды, различные способы образования форм нарядов и значительный опыт использования многих видов и техник отделки.

В общем вышитую народную рубашку можно охарактеризовать по следующим признакам: 1) тип кроя; 2) техника вышивки; 3) цветовая гамма; 4) способ размещения вышивки. Сочетание этих признаков образует своеобразный стиль вышитой рубашки определенного села или региона.

Крой рубашки определялся способом соединения полотна полочек на плечах. Украинские рубашки изготавливались преимущественно из трех, двух и только иногда — из четырех полотнищ, исходя из ширины домотканого полотна.

Известные исследователи украинской культуры [1–5] в зависимости от кроя выделяли следующие основные типы украинских рубашек: туникообразные; со вставками; с кокеткой.

Каждый вид рубашки встречался с бочками и без бочков.

Локальные разновидности основных типов кроя обнаруживаются и в: методах соединения плечевых вставок и рукавов со станом; величине и форме вставок, наличии и форме ластовиц и рукавов; характере собирания верхней части рукавов и горловины; крое воротника; крое рукавов т. п.

Мужские рубашки различают также:

-       — по месту размещения разреза: посередине полочки, со стороны, иногда на спине;

-       — по способу застегивания: завязывание через петельки, на пуговицы, броши и т. д.

Разнообразие художественного оформления подольских рубашек проявлялось также и в характере использованных материалов, в способах декорирования и самому размещении декора, в выборе мотивов, в их разработке и цветовому решению.

Следует отметить, что количество цветов подольской народной вышивки ограничено. Исследователи обнаружили, что на Подолье наиболее распространены одноцветные (красные, черные, белые) вышитые сорочки, реже — двух- и трехцветные.

Каждый цвет создает мощную энергетику, которую человек ощущает посредством настроения. Поэтому цвета и орнамент изделия подбирались умельцами не просто так, а отвечали строгим вышивальным канонам.

Символика цветов обогащалась символикой орнамента.

Орнаментальные композиции подольской народной вышивки, как и в целом украинской, созданы не только для того, чтобы радовать глаз, но и чтобы размышлять, «читая» их. Кроме символического отображения представлений об окружающем мире, орнамент имел также магически защитную функцию.

В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные); растительные; зооморфные (животные).

Орнамент подолян преимущественно геометрический, густой, очень разный по сложным комбинациям угловых, или связанных, или самостоятельных фигур. Центральный мотив узора подольской вышивки — ромб, размещенный между двумя горизонтальными линиями.

Композиции подольских вышивок разнообразны, их размещения строится по четко продуманной схеме, следует из логики конструкции кроя, в основе которого лежат прямоугольные формы. Это создает большие возможности для декоративного оформления вышивкой.

Обобщенные результаты исследования подольской рубашки представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Обобщенная схема структурного анализа вышиванки Подольского региона


Как видно из рисунка, символика орнамента подольской вышивки поражает своим многообразием. Дальнейшие тщательные исследования позволили систематизировать и закодировать по степени сложности орнаменты, которые использовали подольские мастера.

Результаты исследований также позволили разработать типовые местоположения отделки мужской рубашки. Наиболее распространенное местоположение отделки мужской рубашки, характерное непосредственно для территории нынешнего г. Хмельницкого, представленное на рисунке 2.

Рис. 2. Схема типичного размещения декора на мужской рубашке

Таким образом, художественное своеобразие, эстетическое и функциональное совершенство традиционной национальной одежды украинского народа могут быть раскрыты только при условии комплексного исследования художественных особенностей и средств, видов, способов и техник декорирования одежды, а также композиционных приемов объединения элементов одежды в целостный комплекс.

Разработанная уровневая структура элементов по сделанному анализу мужской вышиванки на примере Подольского региона Украины позволит расширить и усовершенствовать информационное обеспечение автоматизированного проектирования мужских рубашек в целом, а также обеспечит возможность выбора ее особенностей определенного региона.

Литература:

1.       Черноморец А. Д. От Белого до Черного моря: (энциклопедия русской и украинской вышивки) / — Киев: КВИЦ, 2002. — 223 с.

2.       Прусевич А. Народное вышивание// — Кустарные промыслы Подольской губернии: — К., 1916. — 312 с.

3.       Ніколаєва, Т. О. Історія українського костюма/ Т. О. Ніколаєва. — К.: Либідь, 1996. — 174 с.

4.       Захарчук-Чугай Р. В. Українська народна вишивка. Західні області УРСР.— Київ, 1988. 194 с.

5.       Кара-Васильєва, Т. Історія української вишивки: книга-альбом / Т. Кара-Васильєва. — К.: Мистецтво, 2008. — 464с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle