Библиографическое описание:

Ковалева О. Ю., Токарь О. В. Теледизайн на белорусском телевидении // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 789-791.

Мало кто задумывается над тем, что одни передачи и каналы узнаются с первых секунд, а другие только после того, как объявит диктор или ведущий. Именно теледизайн отвечает за узнаваемость и восприятие информации в межпрограммное время, а также во время самой передачи. Создание телевизионного дизайна подчиняется тем законам, по которым работает большое кино, применяются те же технологии и приемы, с той лишь разницей, что время очень ограничено. Чем более цельно выполнено оформление телепередачи, чем точнее оно отражает ценности конкретного канала, тем более эффективно теледизайн работает на создание уникальной среды для потребителей.

Эксперт в области телевизионного бизнеса Ли Хант выделяет следующие функции телевизионного дизайна [1, с. 20]: коммуникация с потребителем (нацеливание на аудиторию и информирование зрителя); идентификация телевизионного продукта; обеспечение первичного контакта (настройка на восприятие программ); формирование единого визуального облика (объединение отдельных составляющих эфира); отстройка от конкурентов; подчеркивание ценностей брэнда; обеспечение удобства пользования (интерфейс).

Теледизайн позволяет подчеркнуть индивидуальность канала или программы, что проявляется в единой стилистике, так называемом «фирменном стиле». Именно он формирует в сознании потребителей особое восприятие продукта, называемое брэндом [1, с. 21]. В телевизионном производстве брэнды формируют «добавочную стоимость» телевизионных продуктов или телекомпаний. Брэнд несет в себе подтверждение того, что данное содержание представлено для данной целевой аудитории.

Для массовых коммуникаций свойственна органичность и динамика. Они меняются ежечасно, в течение суток, от недели к неделе. Соответственно, медиа-брэнд должен быть текучим и гибким, отвечать программной политике, аудитории и всем непредсказуемым факторам, характеризующим телевидение. При этом он должен расширяться и сокращаться, сохраняя верность себе. Эти факторы нельзя игнорировать при разработке фирменного стиля телепрограммы или канала.

В процессе создания медиа-брэнда необходимо изучить потребителя. Только проанализировав аудиторию, можно понять, кто те люди, которые будут смотрет проект, чего они хотят, что они уже получают в достатке, где есть какие-то упущенные возможности. Не следует забывать и о конкурентах: каковы их сильные и слабые стороны, аудитория. Особо необходимо рассмотреть разрабатываемый продукт: выделить его достоинства и уникальность. Компоненты успешного позиционирования брэнда выявляются пересечением трех зон: чего хочет потребитель, в чем слабости конкурентов, какой спецификой обладает создаваемый продукт.

Современное телевидение не живет без эффектной, выразительной подачи динамичного, постоянно меняющегося контента. В сознании телезрителя форма, то есть оформление канала или программы, неотъемлема от содержания. Оформление передает эмоции, облегчает навигацию (нахождение нужного места в нужное время), способствует узнаванию, помогает выразить мысли, идеи в невербальной форме. [2]

Особое место при оформлении телепередачи занимает дизайн заставки. Ее длительность составляет 5 до 15 секунд, а специалист по теледизайну должен сделать ее такой, чтобы зритель с первого мгновения или звука узнавал не только передачу, но и телеканал в целом. Каждая заставка заканчивается пэкшотом (англ. «packshot, pack shot») — неподвижным или динамичным изображением рекламируемого продукта [3]. В нашем случае, название телепередачи занимает центральное место в пэкшоте к заставкам. В нем в сознании зрителя за 2–5 секунд закрепляется образ рекламируемого продукта. Таким образом, пэкшот является важным стимулом для продаж, так как нацелен на формирование узнаваемости телепередачи.

Иллюстратор или шрифтовик при создании пэкшота должен представлять всю его композицию как динамическую, живущую в движении, понимать требования и законы этого движения, которые отличаются от законов печатного листа.

Шрифт надписи и стиль ее представления может сделать многое для того, чтобы предвосхитить «историю», о которой рассказывается в телевизионной программе. В постоянных поисках очередной гарнитуры необходимо помнить о функциональной роли шрифтов и преимуществах, которыми обладают универсальные, многоцелевые и гибкие дизайн-системы.

Исследование американских ученых К. Диманд-Яумана, Дэниела М. Оппенхеймера и Эрики Б. Вон [4, с.111] продемонстрировало, что текст, набранный трудночитаемым шрифтом, запоминается лучше, чем тот, в котором была использована легкая для восприятия гарнитура. По мнению ученых, усилия, связанные с трудностью чтения, стимулируют работу памяти. Это не значит, что следует выбирать самые необычные шрифты, но поискать альтернативу популярной гарнитуре стоит.

Текстовая информация в пэкшоте может быть представлена несколькими блоками. В этом случае различное стилевое оформление поможет разграничить разнородную по функциональности информацию. Сочетание шрифтов должно создавать некоторое напряжение и пробуждать интерес. Однако не следует использовать слишком непохожие шрифты. Добиться гармонии в типографике — не самое легкое дело, тем более, если несоответствие высот строчных букв приходится компенсировать их различным размером. Поэтому необходимо комбинировать шрифты с совпадающей высотой строчных знаков. Сравнение шрифтов в одном кегле покажет, смогут ли сосуществовать надписи, набранные разными гарнитурами. Хорошим сочетанием является комбинация шрифтов одного автора, так как они имеют общие пропорции, рисунок, ширину и угол наклона штрихов.

Теледизайн — род деятельности, который еще формируется на белорусском рынке, но на международном существует уже десятилетия. Фестивали в этой области проводятся во всем мире уже более 50 лет (ROMAX & BDA, OMNI INTERMEDIA AWARD и др.). В нашей стране только в 2004 году постановлением Министерства информации Республики Беларусь был утвержден Национальный телевизионный конкурс «Телевершина», одной из номинаций которого является «Лучший телевизионный дизайн».

Для анализа шрифтового оформления передач белорусского телевидения был проведен опрос с применением проективных методик: респонденты оценивали пэкшоты заставок, завершая предложения анкеты (например, «первое, на что обращаешь внимание.».., «цветовое решение.».., «передается ощущение.»..).

Телевизионное пространство белорусского телевидения представляют 3 организации: Белтелерадиокомпания, ЗАО «Столичное телевидение» (СТВ), ЗАО «Второй национальный телеканал» (ОНТ). Белтелерадиокомпания объединяет 5 телевизионных каналов: «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3», «Беларусь 5», «Беларусь 24», «НТВ-Беларусь». При оценке оформления не рассматривались заставки канала «НТВ-Беларусь», поскольку основу его эфира составляет продукция телеканала НТВ, произведенная российской стороной, а также лучшие фильмы и сериалы российского и зарубежного производства.

В девятом Национальном телевизионном конкурсе «Телевершина–2013» в номинации «Лучший телевизионный дизайн» первое место заняла Белтелерадиокомпания, которая представила межпрограммное оформление телеканала «Беларусь 2». Как же респонденты оценили пэкшоты телепередач данной организации.

«Первое, на что обращаешь внимание при рассмотрении заставок, это их мрачность». Из представленных пэкшотов из цветового охвата резко выделяются программы «Вокруг света» и «Командировка», в оформлении которых использован ярко-оранжевый цвет. Остальные — «навевают тоску», «окутаны унылостью», «вводят в состояние безысходности». Такой эффект создается благодаря сочетанию таких оттенков, как белый, черный, синий.

Шрифтовые композиции названий не отличаются цветовым разнообразием: белый (используется в большинстве случаев), синий, черный, красный. Причем иногда цветовое решение «не помогает восприятию, а затрудняет его».

«“Зямля беларуская” — один из самых грандиозных и продолжительных проектов в истории отечественного телевидения». Так говорят о своем продукте его создатели. Действительно, потрясающий материал, который раскрывает неизведанные страницы истории Беларуси. Если посмотреть на пэкшот одной из программ проекта, например, «Вiцебск на скрыжаваннi часоў», то белый цвет теряется на фоне изображения архитектурного памятника. Что касается дизайна данного проекта в целом, то он проработан крайне недостаточно. Нет единства в шрифтах заголовков, цвете, размещении дополнительных элементов заставок.

Большинство шрифтов однотипны по своему начертанию. В один ряд можно поставить заставки к телепередачам «Актуальное интервью», «Клуб редакторов», «Наши», «Знай наших», «Перезагрузка», «Тайны следствия» и другие, в которых используются стандартные и однотипные шрифты. На этом фоне выделяется передача «Статут ВКЛ»: «видно, что шрифт подбирался исторический». И все же «буквица и остальные буквы совершенно не похожи», «не составляют одно целое», «выглядят из разных эпох». Во многом на это влияет значительное расстояние между первой и остальными буквами, а также их различная четкость.

В большинстве своем названия передач не подвергаются дизайнерской обработке.

Редко можно встретить шрифтовые композиции (например, программы «Зона Х», «Мастацтва»), проработку одной из букв (передача «Командировка», «Вокруг планеты», в обоих случаях буква «о» стилизована под земной шар). Иногда телезрители не улавливают смысловую нагрузку в дизайне (так, в передаче «Диалоги о цивилизации», не совсем понятно, почему была выделена буква «а»: «может быть она что-то разделяет», «хотелось бы понять, для чего это сделано»).

На фоне всех заставок выделяется пэкшот к программе «БеларусьLIFE»: «он сделан на самом деле стильно», «современен», «3D графика придает живость», «дизайн заинтересовал, и теперь я даже как-нибудь посмотрю эту передачу». Во многих остальных заставках Белтелерадиокомпании «буквы выглядят плоскими», «нереальными», «нарисованными», «мало привлекают внимание».

Теледизайн — это дизайн в движении во времени и пространстве. Если графический дизайн — плоская картинка, то теледизайн, прежде всего, анимация. Телевизионный дизайнер всегда стоит на телевидении особняком. Он находится между производителем контента и его потребителем. Именно он, в зависимости от задач, делает различное восприятие этого контента.

Телезритель смотрит программу один раз в день или раз в неделю. Проморолик к этой программе он видит гораздо чаще. Более того, свое мнение о программе он сложит из того проморолика, который наблюдает на экране. В нем должны быть собраны самые эффектные моменты контекст и оформления программы. Именно они складываются в новую форму, которая и составит костяк восприятия программы телезрителями.

Дизайн телеканала влияет на четкость визуального и звукового восприятия. И сегодня пакет эфирного оформления должен сделать намного больше, чтобы оправдать свое существование. Дизайн в связке с промоушн, программированием и даже рекламой — важный инструмент для управления телевизионной аудиторией. Только при их четком и слаженном взаимодействии можно удержать уже имеющихся зрителей или завладеть вниманием тех, кто случайно попал на канал. Хороший дизайнерский пакет совместно с исследованиями зрительской аудитории, стратегией, тактикой, творческими решениями, производством, постпродакшн и формированием сетки вещания несет ответственность за то, чтобы зритель переключался на этот канал почаще и смотрел его подольше. Это достигается за счет обогащения впечатлений зрителя.

Литература:

1. Хант, Ли. Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн.— М: Галерия, 2003.

2. Спиров, М. Два гектара телевидения [Электронный ресурс] // Как: электронный журнал о дизайне. — Режим доступа: http://kak.ru/columns/teledesign/a4499/

3. Advertopedia [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.advertopedia.ru/index/show-article?id=25

4. Cognition: International Journal of Cognitive Science/ editor-in-chief Gerry T. M Altmann.— January 2011.

5. Белтелерадиокомпания [Электронный ресурс]: официальный сайт.— Режим доступа: http://www.tvr.by/rus/default.asp

6. Хант Ли. Теледизайн умер [Электронный ресурс] // Евразийская гильдия телевизионных дизайнеров и промоутеров.— Режим доступа: http://www.television-dis.ru/materials.php?part=lesson&id=3&pn=1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle