Библиографическое описание:

Аджиев М. Э. Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 561-562.

В современных условиях функционирования российского здравоохранения возрастает актуальность создания и внедрения новых форм управления, обеспечивающих повышение эффективности деятельности медицинских организаций при использовании имеющихся ресурсов и высоком качестве оказания медицинской помощи.

Для успешного развития медицины высоких технологий необходимо не только осуществить мероприятия по укреплению и переоснащению ведущих федеральных учреждений здравоохранения — основных производителей высокотехнологичных медицинских услуг, но и создать оптимальные механизмы управления, направленные на повышение качества и эффективности деятельности как существующих, так и создаваемых высокотехнологичных медицинских центров.

Ввиду разнообразия подходов к обеспечению качества медицинской помощи актуальным является анализ отечественного и зарубежного опыта в данной области с точки зрения обобщения основных положений теории и практики с целью разработки унифицированных основ системы управления медицинской организацией, направленной на повышение качества медицинской помощи и эффективности деятельности медицинской организации.

Качество медицинской помощи обеспечивается с одной стороны развитием первичной медицинско-санитарной службы, с другой — высокотехнологичными видами медицинской помощи. И тот и другой аспект требует квалифицированных медицинских кадров, принимающих клинические решения на основе научного подхода, эффективных менеджеров медицинских организаций, обеспечивающие экономическую и клиническую эффективность применяемых методов лечения.

Управление качеством — это непрерывный процесс воздействия на оказание медицинской помощи с целью обеспечения качества путём последовательной реализации управленческих функций. [1]

В России проблема обеспечения качества медицинской помощи решается, в основном, через контроль и оценку качества — наиболее распространенное и проработанное направление, с точки зрения существующей нормативной базы, многочисленных научных исследований и публикаций, а также практического применения. [2, с.125]

Идеология контроля качества медицинских услуг прослеживается с момента выхода приказа Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС от 19.01.1998г. № 12/2 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении» и в большинстве официальных документов, разработанных во исполнение приказа. Осуществлены значительные шаги по организации ведомственных и вневедомственных систем контроля качества медицинской помощи, но, несмотря на внедрение новых подходов, проблема качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях остается актуальной.

Вместе с тем, из зарубежного и отечественного опыта известно, что качество не возникает в процессе контроля, а планируется и создается на каждом этапе производственного процесса. Такая концепция предусматривает планомерную и постоянную деятельность, направленную на совершенствование процессов, в которых качество требуемого уровня производится на каждом этапе создания медицинской услуги, при этом контроль и оценка качества услуг является только отдельным звеном из комплекса элементов, необходимых для системы управления качеством медицинской помощи. При таком подходе оценка качества является лишь необходимым механизмом обратной связи в системе управления, а результаты такой оценки — входными данными для принятия управленческих решений. [3, с.147]

В современных экономических условиях вопросы управления качеством медицинской помощи все чаще рассматриваются в аспекте повышения технологичности всех процессов ее оказания, стандартизации и оптимизации выбора медицинских технологий, внедрения в практику принципов доказательной медицины, новых форм и методов организации и информатизации.

В настоящее время в некоторых регионах России осуществляется работа по созданию систем управления, направленных на повышение качества медицинской помощи, в основу которых положены элементы индустриальной модели менеджмента, основанной на принципе непрерывного улучшения и ориентированной на потребителя.

Между тем, существующие модели управления в основном ориентированы только на процесс оказания медицинской помощи, без учета множества взаимосвязанных процессов и видов деятельности медицинской организации, прямо или опосредованно участвующих в процессе создания медицинской услуги и влияющих на результат. Данные модели включают, в основном, стандартизацию отдельных этапов лечебно-диагностического процесса (функциональные алгоритмы) и медицинских услуг (клинические пути, протоколы ведения больных, стандарты медицинской помощи), а также различные методы контроля и оценки качества медицинской помощи. До настоящего времени остаются недостаточно изученными вопросы реализации системного подхода к управлению медицинской организацией, позволяющего при имеющихся ресурсах непрерывно повышать качество оказываемых услуг и эффективно решать поставленные задачи. [4, с.11]

При наличии стандартов ISO серии 9000, определяющих общие требования к системам менеджмента качества любой организации, до настоящего времени не разработаны механизмы их реализации в федеральных учреждениях здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. [5]

Кроме того, система управления качеством, в основном рассматривается как подсистема, а не как целостная система управления медицинской организацией, функционирование которой направлено на повышение удовлетворенности потребителей, результативности технологических процессов и всей многообразной деятельности медицинской организации.

Литература:

1.                  Аджиев М. Э. Анализ принципов организации управление качеством медицинской помощи //Молодой ученый. 2013. № 11. — [Электронный ресурс]. http://www.moluch.ru/archive/58/

2.                  Габуева Л. А., Щепин О. П. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении / Под ред. Стародубова В. И. — М.: МЦФЭР, 2006. — 432 с.

3.                  Малахова Н. Г. Маркетинг в здравоохранении. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 222 с.

4.                  Миронкина М. А. Этапы стратегического планирования услуг медицинского учреждения // Диалоги о науке. 2009. № 2. — С. 10–14.

5.                  Пташинский Р. И., Савашинский С. И. Управление медицинским учреждением на основе принятия решений. — М.: ЦНИИОИЗ. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rgmu.ru/old/theses065.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинской помощи, качества медицинской помощи, оказания медицинской помощи, медицинской организации, деятельности медицинской организации, повышение качества медицинской, медицинской организацией, качеством медицинской помощи, управления качеством медицинской, управления медицинской организацией, создания медицинской услуги, качества медицинской организации, медицинской помощи и эффективности, контроля качества медицинской, медицинской помощи актуальным, медицинской помощи с целью, качества оказания медицинской, видами медицинской помощи, Качество медицинской помощи, обеспечения качества медицинской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle