Библиографическое описание:

Аджиев М. Э. Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 561-562.

В современных условиях функционирования российского здравоохранения возрастает актуальность создания и внедрения новых форм управления, обеспечивающих повышение эффективности деятельности медицинских организаций при использовании имеющихся ресурсов и высоком качестве оказания медицинской помощи.

Для успешного развития медицины высоких технологий необходимо не только осуществить мероприятия по укреплению и переоснащению ведущих федеральных учреждений здравоохранения — основных производителей высокотехнологичных медицинских услуг, но и создать оптимальные механизмы управления, направленные на повышение качества и эффективности деятельности как существующих, так и создаваемых высокотехнологичных медицинских центров.

Ввиду разнообразия подходов к обеспечению качества медицинской помощи актуальным является анализ отечественного и зарубежного опыта в данной области с точки зрения обобщения основных положений теории и практики с целью разработки унифицированных основ системы управления медицинской организацией, направленной на повышение качества медицинской помощи и эффективности деятельности медицинской организации.

Качество медицинской помощи обеспечивается с одной стороны развитием первичной медицинско-санитарной службы, с другой — высокотехнологичными видами медицинской помощи. И тот и другой аспект требует квалифицированных медицинских кадров, принимающих клинические решения на основе научного подхода, эффективных менеджеров медицинских организаций, обеспечивающие экономическую и клиническую эффективность применяемых методов лечения.

Управление качеством — это непрерывный процесс воздействия на оказание медицинской помощи с целью обеспечения качества путём последовательной реализации управленческих функций. [1]

В России проблема обеспечения качества медицинской помощи решается, в основном, через контроль и оценку качества — наиболее распространенное и проработанное направление, с точки зрения существующей нормативной базы, многочисленных научных исследований и публикаций, а также практического применения. [2, с.125]

Идеология контроля качества медицинских услуг прослеживается с момента выхода приказа Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС от 19.01.1998г. № 12/2 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении» и в большинстве официальных документов, разработанных во исполнение приказа. Осуществлены значительные шаги по организации ведомственных и вневедомственных систем контроля качества медицинской помощи, но, несмотря на внедрение новых подходов, проблема качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях остается актуальной.

Вместе с тем, из зарубежного и отечественного опыта известно, что качество не возникает в процессе контроля, а планируется и создается на каждом этапе производственного процесса. Такая концепция предусматривает планомерную и постоянную деятельность, направленную на совершенствование процессов, в которых качество требуемого уровня производится на каждом этапе создания медицинской услуги, при этом контроль и оценка качества услуг является только отдельным звеном из комплекса элементов, необходимых для системы управления качеством медицинской помощи. При таком подходе оценка качества является лишь необходимым механизмом обратной связи в системе управления, а результаты такой оценки — входными данными для принятия управленческих решений. [3, с.147]

В современных экономических условиях вопросы управления качеством медицинской помощи все чаще рассматриваются в аспекте повышения технологичности всех процессов ее оказания, стандартизации и оптимизации выбора медицинских технологий, внедрения в практику принципов доказательной медицины, новых форм и методов организации и информатизации.

В настоящее время в некоторых регионах России осуществляется работа по созданию систем управления, направленных на повышение качества медицинской помощи, в основу которых положены элементы индустриальной модели менеджмента, основанной на принципе непрерывного улучшения и ориентированной на потребителя.

Между тем, существующие модели управления в основном ориентированы только на процесс оказания медицинской помощи, без учета множества взаимосвязанных процессов и видов деятельности медицинской организации, прямо или опосредованно участвующих в процессе создания медицинской услуги и влияющих на результат. Данные модели включают, в основном, стандартизацию отдельных этапов лечебно-диагностического процесса (функциональные алгоритмы) и медицинских услуг (клинические пути, протоколы ведения больных, стандарты медицинской помощи), а также различные методы контроля и оценки качества медицинской помощи. До настоящего времени остаются недостаточно изученными вопросы реализации системного подхода к управлению медицинской организацией, позволяющего при имеющихся ресурсах непрерывно повышать качество оказываемых услуг и эффективно решать поставленные задачи. [4, с.11]

При наличии стандартов ISO серии 9000, определяющих общие требования к системам менеджмента качества любой организации, до настоящего времени не разработаны механизмы их реализации в федеральных учреждениях здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. [5]

Кроме того, система управления качеством, в основном рассматривается как подсистема, а не как целостная система управления медицинской организацией, функционирование которой направлено на повышение удовлетворенности потребителей, результативности технологических процессов и всей многообразной деятельности медицинской организации.

Литература:

1.                  Аджиев М. Э. Анализ принципов организации управление качеством медицинской помощи //Молодой ученый. 2013. № 11. — [Электронный ресурс]. http://www.moluch.ru/archive/58/

2.                  Габуева Л. А., Щепин О. П. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении / Под ред. Стародубова В. И. — М.: МЦФЭР, 2006. — 432 с.

3.                  Малахова Н. Г. Маркетинг в здравоохранении. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 222 с.

4.                  Миронкина М. А. Этапы стратегического планирования услуг медицинского учреждения // Диалоги о науке. 2009. № 2. — С. 10–14.

5.                  Пташинский Р. И., Савашинский С. И. Управление медицинским учреждением на основе принятия решений. — М.: ЦНИИОИЗ. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rgmu.ru/old/theses065.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle