Библиографическое описание:

Буриличева Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 419-421.

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из актуальных проблем современности.

В последнее время много сделано для возрождения педагогики раннего детства: созданы новые программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена — современного профессионального воспитателя.

Воспитатель — это не только профессия, суть которой дать знания. Это — высокая миссия, предназначение которой — сотворение Личности, утверждение человека в человеке! Воспитатель — раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество. Образованность педагога, его эрудиция, помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Таким образом, личность воспитателя должна отличаться завидной безупречностью. Но еще больше требований, в настоящее время, предъявляется к личности воспитателя, работающего с детьми раннего возраста.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики — реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.

В России дети раннего возраста воспитываются и обучаются в государственных образовательных учреждениях, включенных в общую систему образования. Но так же стало довольно современным начинать обучение детей раннего возраста по авторским отечественным и зарубежным программам развития, включающие в себя комплексные занятия.

Во многих методических материалах и программах авторы описывают такие комплексные занятия с дошкольниками, которые строятся на взаимосвязи музыки и литературы (В. И. Логинова, О. Н. Самкова), музыки, литературы, театра (Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина,), музыки, изобразительного искусства, архитектуры (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова), изобразительного искусства, музыки, литературы (А. В. Шестакова), литературы, музыки, изобразительного искусства, театра (О. А. Куревина, Г. Е. Селезнева). Данные комплексные занятия нацелены на развитие творческих способностей детей, речевых умений, навыков изобразительной деятельности, на приобретение дошкольниками определенных знаний об окружающем мире. Однако следует сказать, что проблема комплексного подхода к воспитанию и обучению детей раннего возраста в теории педагогики специально не рассматривается, так как большая часть психолого-педагогических исследований направлены на старший дошкольный возраст и предполагает развитие интеграционных занятий в области творческого развития личности.

В данной статье нами предпринята попытка осветить эту актуальную проблему, отражающая методически-рекомендательный характер. Однако было бы большой ошибкой и несправедливостью утверждать, что комплексный подход к проблемам воспитания в детском саду возникла буквально сегодня. Вопросы комплексного образования, интегрированных занятий, внедрения инновационных методов в процесс воспитания многие годы занимают мысли педагогов дошкольного образования.

В основе понятия комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.

Для успешного применения на практике принципа комплексного подхода к воспитанию педагог должен обеспечить соблюдение целого ряда условий. Их можно подразделить на научно-методические, учебно-материальные, морально-психологические и организационно-педагогические.

Прежде всего, воспитателям необходимо хорошо усвоить методологическую и теоретическую сущность этого принципа воспитания, а также овладеть системой методических умений, с помощью которых можно осуществить его в практической деятельности на занятиях в условиях ДОУ, а также во время индивидуальной работы с воспитанниками [1].

Надо подчеркнуть, что речь идет не только об умении проводить отдельные виды познавательного, нравственного, трудового воспитания, а о сочетании их в реальном воспитательном процессе. Достичь этого лишь теоретическим путем невозможно. Необходимы специальные методические упражнения, изучение опыта коллег, анализ собственного опыта, выявление типичных затруднений и преодоление их путем целеустремленного самообразования.

Осуществление учебно-материальных условий для комплексного подхода предполагает, что в библиотеке и методическом кабинете детского сада будет сосредоточиваться литература, наглядные пособия и приборы, позволяющие решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, диафильмы о применении науки в практике воспитания, наглядные пособия нравственно-воспитательного характера, приборы и приспособления для проведения инновационных занятий, позволяющих каждому воспитаннику приобретать умения и навыки в комплексе.

Морально-психологические условия для реализации комплексного подхода к воспитанию в ДОУ, прежде всего, касаются самого стиля общений воспитателей и воспитуемых. Благоприятный моральный климат на занятиях и воспитательных мероприятиях сам по себе является средством эффективного комплексного подхода в работе с детьми раннего возраста. Дети раннего возраста очень уязвимы, для них эмоциональная связь с авторитетным взрослым очень важна, и работа с детьми будет более эффективна, если доверие и психологический комфорт будут основой педагогического взаимодействия [2].

Вот почему надо специально заботиться о поддержании на занятиях и воспитательных мероприятиях хорошего эмоционального тона, заботливого, участливого отношения к детям, к их затруднениям в каких-либо ситуациях.

Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что дети раннего возраста будут доверчивы, не будут бояться воспитателя, будут контролировать свое поведение. Доброжелательные разъяснения будут ускорять процесс превращения знаний в убеждения, что чрезвычайно важно для усвоения мировоззренческих идей, а также всего комплекса воспитательных влияний.

Организационно-педагогические условия для осуществления комплексного подхода в первую очередь предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса — учителей, воспитателей, детей, родителей.

В более широких масштабах это касается взаимодействия также и всех средств массовой информации, педагогической пропаганды среди родителей. Причем весьма важно не только согласовать планы участников воспитательного процесса и обеспечить единство их требований к воспитуемым, что весьма важно само по себе.

Необходимо комплексно спланировать воспитательный процесс, определить каждому наиболее рациональные функции в комплексном решении воспитательных задач. Более того, необходимо научить каждого из них в комплексе планировать свои воспитательные влияния, умело сочетать методы воспитания детей, стимулирования и организации их разносторонней деятельности, которая как раз и ведет к всестороннему воспитанию и развитию личности. Когда же родители не владеют методикой комплексного решения воспитательных задач, то их совместная работа с детским садом не может стать условием комплексного подхода к воспитанию [3].

В практике работы дошкольных учреждений в последние годы возникло много ценных организационных форм, которые непосредственно направлены на успешное осуществление комплексного подхода. В системе работы детского сада учащиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности, которая развивает их личностно, нравственно, эстетически, формирует ценные умения и навыки. В некоторых детских садах используются кроме стандартных, парциальные программы с различным уклоном, где дети могут дополнительно заниматься музыкой, хореографией, спортом, изобразительной деятельностью и т. п.

Все названные условия специально ориентированы на то, чтобы всесторонне развивать детей, а следовательно, они содействуют комплексному подходу к воспитанию. В условиях осуществления комплексного подхода качественно новые оттенки приобретают планирование, организация и контроль за ходом воспитательной работы.

По нашему мнению, используя комплексный подход в работе с детьми раннего возраста, воспитатель главное внимание уделяет обеспечению целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, созданию единой комплексной системы воспитательных возможностей детского сада, семьи и общественности. Задача воспитателей состоит в том, чтобы осознать комплексный характер всех основных видов деятельности детей раннего возраста с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей.

Литература:

1.      Роньжина А. С. «Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: — Книголюб. — 2004.

2.      Смирнов С. А. «Педагогика. Педагогические теории, системы и технологии». Academa, 2001 г.

3.      «Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях». Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980

4.       «Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики». Учеб. пособие для вузов/ М. С. Яницкий. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.

5.      «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». — Воронеж: Учитель. — 2004. Белкина Л. В.

6.      «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Белкина Л. В.. — Воронеж: Учитель, 2006.

7.      «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» Печора К. Л., Пантюхина Г. В. — М.: Владос, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle