Библиографическое описание:

Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирова-ния метапредметных результатов при изучении курса естествознание // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 522-524.

Статья посвящена приемам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естествознания как средства формирования высоких метапредметных результатов обучения.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, естествознание, метапредметные результаты, обучающиеся.

Глобальные изменения в современном обществе диктуют необходимость модернизации всех сфер социального бытия. Образовательная система является одним из важнейших компонентов социума, чья деятельность направлена на воспроизводство социальных институтов и определения динамики развития общества в целом. Отличительная черта современного образования — это изменение в его характере, направленности, целях, содержании, ориентированных на «свободное развитие человека», на его творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность [3].

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальными задачами обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации вызывают необходимость обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата [2].

Ответом на требования к подготовке выпускников средних общеобразовательных учреждений является внедрение в отечественную школу Федеральных государственных образовательных стандартов 2-го поколения (далее ФГОС). Данный стандарт позволит разработать систему объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего и полного общего образования. Разработанный с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации стандарт направлен на обеспечение ряда условий необходимых для качественного усвоения основных общеобразовательных программ, в основе которых лежит системно-деятельностный подход и ориентация на становление личностных характеристик выпускника [8].

Все это позволяет сделать вывод о соответствии вносимых изменений современным требованиям образования.

Требования, предъявляемые сегодня к результатам освоения образовательных программ в старшей школе возрастают. Результаты освоения в соответствие с ФГОС 2-го поколения подразделяются на:

-        личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

-        метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

-        предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [8].

В этой связи нельзя не учитывать значение дисциплин естественного цикла, занимающих в общей массе образовательных предметов старшей школы значительный процент. Качество освоения дисциплин данного цикла напрямую зависит от способа их преподавания [2].

Введение в профилях гуманитарной направленности в рамках среднего (полного) образованияинтегрированного предмета «Естествознание» вместо отдельных дисциплин «Биология», «Физика», «Химия» позволяет:

-        дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;

-        ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

-        значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т. д.);

-        снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадется учебный предмет «Естествознание» в условиях, когда на их совокупность в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени [7].

Вместе с тем результаты освоение предмета «Естествознание» в старшей школе оставляют желать лучшего. Данное обстоятельство вызвано целым рядом причин:

-        пониженным интересом к предмету обучения;

-        низкой мотивацией к обучению;

-        высокой сложностью учебного материала;

-        общим снижением психофизиологических резервов [5].

Самыми сложными для формирования в данной дисциплине являются метапредметные результаты. Это обусловлено спецификой предмета, особенностями восприятия учебного материала обучающимися, а так же вышеописанными причинами. Таки образом возникает противоречие между:

-        освоением обучающимися межпредметных понятий, универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и низким уровнем мотивации;

-        самостоятельностью в планировании, осуществлении учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками и пониженным интересом к предмету обучения;

-        способностью к построению индивидуальной образовательной траектории и высокой сложностью учебного материала;

-        владением навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности и общим снижением психофизиологических резервов [2].

Для решения данной проблемы необходимо применение различных приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естествознания.

В педагогической литературе описано достаточно много приемов, которые выполняют активизирующую функцию при формировании метапредметных результатов. Приведем некоторые из них:

-        словесные приемы: яркий, эмоциональный диалог, «звучащее слово» — выразительное чтение, звукозапись, проблемное изложение;

-        приемы работы со средствами наглядности: рассказ по картине, схеме; беседа по картине, рисунке; сравнение схем, диаграмм; показ фильмов, демонстрационных опытов и т. д.;

-        приемы организации учебной деятельности: целенаправленное наблюдение, умение выделять характерные стороны предмета или явления, устанавливать общее, находить различие, делать выводы и т. д.;

-        использование наглядных пособий для обеспечения творческой деятельности учащихся, составления устных описаний, рассказов, написание сочинений и т. д. [6].

В естественнонаучном образовании наиболее полно отвечает требованиям учебного процесса способ классификации приемов активизации познавательной деятельности по источнику знаний, рядом авторов предложено учитывать характер деятельности педагога и обучающихся. В практике преподавания естествознания передача знаний обучающимся осуществляется словом, показом и в работе. Обучающиеся используют знания, как средство формирования естественнонаучное картины мира [6].

Методологическим основанием для того, чтобы выделить метапредметные результаты в качестве главного признака успешности освоения образовательной программы по естествознанию, служит философское представление о сходстве объектов и методов изучения в естественных науках и методике обучения естествознанию. Объектом изучения естествознания является природа, основным источником получения знания о ней являются непосредственные природные объекты и явления или их отображения. Субъектом обучения является обучающийся, деятельность которого направлена формирование естественнонаучной картины мира, по средствам имеющихся у него знаний [1]. Педагог, руководя процессом познания, выбирает наиболее рациональные приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Рис. 1. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

Выбор приема активизации познавательной деятельности не должен быть произвольным. Он должен быть связан с целью, которую ставит перед собой педагог, как для курса в целом, так и для каждого урока в отдельности. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной прием активизации познавательной деятельности, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие аспекты. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу приемов, наиболее подходящих для достижения немеченых задач. Далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс [1].

В заключении можно сказать, что грамотное применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естествознания позволяет формировать высокие метапредметные результаты, с помощью которых повышается общая эффективность освоения образовательной программы по естествознанию на фоне высокой мотивационной потребности обучающихся и их интереса к учебному предмету.

Литература:

1.                  Баданина Л. П. Психология познавательных процессов [Текст]: / Л. П. Баданина — М.: Флинта, 2012–240 с.

2.                  Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. Монография [Текст]: / В. А. Беликов — М.: Академия Естествознания, 2010–340 с.

3.                  Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. С. 16–17.

4.                  Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст]: / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова — М.: Академия, 2007–224 с.

5.                  Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов / И. А. Зимняя — М.: Логос, 2004. — 384 с.

6.                  Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие, 3 издание [Текст]: / П. И. Пидкасистый — М.: Юрайт, 2012–511 с.

7.                  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 9 марта 2004 г. № 1312 — М.:– 32с.Якиманская И. С. Педагогическая психология (основные проблемы) / И. С. Якиманская, издательство Академия, СПб, 2004 г. — 320 с.

8.                  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования среднее (полное) общее образование — М.: 2010–70 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle