Библиографическое описание:

Леонов В. В., Шагалиева Л. Н., Коростелева Н. А. Педагогический аспект внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе Республики Казахстан // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 486-488.

В статье освещена проблема массового внедрения дистанционных образовательных технологий в систему высшего образования Республики Казахстан с позиции ее психолого-педагогической эффективности.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, качество образовательных услуг.

В современном Казахстане, в условиях стремительного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) к системе высшего образования и к его эффективности предъявляются новые требования. Модернизация системы высшего образования РК призвана обеспечить потребности населения в получении знаний и умений, востребованных развивающейся экономикой. Общепризнанно, что уровень качества образовательных услуг еще существенно отличается в различных вузах и регионах Казахстана, что отражается на социально-экономической эффективности системы высшего образования в целом. К новым образовательным услугам относится дистанционное образование (ДО), в том числе сами дистанционные образовательные технологии (ДОТ) [1, с.44]. Широкое использование новейших образовательных дистанционных технологий позволит выровнять неравенство качества образования в вузах РК. Создание эффективных систем дистанционного обучения создает условия социальной доступности качественному образованию для значительной части населения, содействует решению проблемы образования для людей, которые по различным причинам не могут воспользоваться услугами очного обучения. Особенностью получения дистанционного образования являются возможность построения индивидуального учебного плана, многовариантность выбора траектории образования и снижения тарифов на образовательные услуги [2, с.117].

Ключевым понятием данной публикации является понятие дистанционного обучения. Изучение научной литературы, словарей и энциклопедий стало основанием для вывода о том, что в настоящее время нельзя говорить о дистанционном обучении как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине в истории педагогической практики.

Итак, дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению материала, а также в процессе обучения [3,4]. Дистанционное обучение и развитие современной техники и технологий неразделимы: одно способствует развитию другого. В настоящее время студент, где бы он ни жил, может учиться по программе практически любого западного университета, не выезжая из своей страны [5, с.18].

Один из наиболее приемлемых, на наш взгляд, вариантов ДО, заключается в том, что к студенту поступает методическое обеспечение курсов, которое он изучает, а после сдает экзамен. Другой метод — информация выкладывалась на сервер, люди ее изучали и, допустим, через две недели должны были написать определенную контрольную. Так, блоками, они проходили всю программу, и в конце организаторы назначали время, в которое они сдают экзамен [6, с.153].

В своем историческом развитии дистанционное образование реализовало три стадии обмена информации с обучаемыми: с помощью обычной почты (обмен бандеролями), кейс-технологий, сетевых технологий (телекоммуникации, e-mail, Internet и др.) [7, с 8]. Цель развития ДОТ в будущем состоит в том, чтобы из любой точки земного шара, где организован процесс обучения по дистанционным образовательным технологиям, обеспечить доступ к информационным ресурсам, которые расположены в любой другой точке планеты. Можно предположить, что дистанционная форма обучения в скором будущем станет такой же привычной формой обучения как очная или заочная форма. При этом качество дистанционного обучения растет стремительными темпами и скоро сравняется и, может быть, даже превзойдет качество очной формы обучения [6, с.79].

В исследованиях ученых [3] дискуссионным является вопрос, можно ли считать дистанционное обучение (в некоторых источниках, дистанционное образование) альтернативой существующей системы очного и заочного обучения и каким образом осуществить в современных условиях переход от сложившихся образовательных традиций к новым формам и методам, заложенным в дистанционном обучении. По мнению экспертов [4], современный студент усваивает 20 % из того, что видит, 50 % — из того, что видит и слышит, и 70 % той информации, что добывает самостоятельно (например, работая с Интернетом). В основе дистанционной формы получения высшего образования заложен главный принцип — самообучение.

В педагогике в термин «дистанционное образование» вкладывается следующий смысл. Дистанционное образование (от лат. distantia — расстояние) — международный термин, трактуемый как «образование на расстоянии, обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и поэтому не вступающих в постоянный контакт с его преподавательским составом. На основе этого определение дистанционное образование можно трактовать самостоятельное образование (самообразование), в отличие от самообразования как такового включающее в себя в той или иной форме обратную связь с преподавателем (образовательным учреждением) [7, с.19].

Важным представляется определение качества дистанционной формы обучения. Прежде всего, следует уточнить, что понимается под качеством образования на современном этапе. Под качеством образования в педагогической энциклопедической литературе понимается индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг. Процесс обучения можно отнести к таким образовательным услугам. Тогда под качеством обучения следует, видимо, понимать такую организацию взаимодействия преподавателя и студентов, т. е. учебного процесса, который соответствовал бы основным принципам используемой концепции обучения, отражающей запросы современного общества и прогнозируемые компетенции, которыми должны обладать выпускники образовательного учреждения, чтобы быть конкурентноспособными в развивающемся обществе [8, с.78].

Чем же определяется качество образования? Конечно, степенью достижения обозначенных целей на каждой ступени обучения, в каждом образовательном учреждении. Показатели затрат учебного времени обучающихся характеризуют быстроту поиска, анализа и усвоения информации, формирования необходимых понятий, умений, навыков, принятия решений, выполнения самостоятельных работ. Показатели работоспособности обучающихся характеризуют степень напряженности их труда, сохранения произвольного внимания и хорошего самочувствия. Показатели мотивационной устойчивости учебной деятельности обучающихся характеризуют степень влияния используемых методов и средств познавательной деятельности на удовлетворенность результатами учения, потребность в выполнении заданий, способность поддерживать интерес к процессу и результатам познания. Показатели затрат времени преподавателя на передачу учебной информации характеризуют время, затраченное преподавателем на ведение учебного процесса в разных моделях дистанционного обучения, на подготовку дополнительного информационного материала, на ответы учащимся по электронной почте или иным способом. Показатели работоспособности преподавателя характеризуют влияние используемых информационных и коммуникационных технологий на напряженность и производительность труда преподавателя и степень изменения его физиологического и эмоционального состояния. Показатели рациональности использования современных ДОТ характеризуют их влияние на достижение целей обучения, на полноту информационного обеспечения учебного процесса [9].

Для удовлетворения спроса на высшее образование в РК, основанном на знаниях, при традиционной технологии необходимо количество вузов и преподавателей увеличить практически на порядок. Таких нагрузок по росту капитальных вложений не выдержит никакая экономика. Можно еще представить постоянные перевозки массы людей на переподготовку в кампусы в условиях компактно проживающих жителей Европы. Но в таких странах, как Казахстан, обладающих огромной территорией при низкой плотности населения, невозможно непрерывно отрывать от рабочих мест для обучения значительную часть экономически активных граждан. Поэтому, особое внимание, при обосновании преимуществ использования ДОТ, следует уделить определению потенциальных потребителей дистанционного образования.

В настоящее время в дистанционной форме получения образования нуждаются следующие группы населения: лица, всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров; лица, желающие приобрести новые знания или получить высшее образование по сокращенной форме; обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы; лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий; лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях [9, с.120].

Рассмотренные характеристики дистанционного обучения являются основанием для пристального интереса к нему. Они четко и ясно обозначают преимущества этого вида обучения перед традиционной образовательной практикой, создают предпосылки к широкому использованию возможностей ДОТ в системе высшего образования Казахстана по сокращенной форме обучения.

Литература:

1.      Густырь A. B. К определению терминологического стандарта открытого и дистанционного образования // Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования. Материалы конф. — М.: МЭСИ, 2001.

2.      Атаян А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества.- М, 2004.

3.      Андреев A. A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / A. A. Андреев. М., 1999.

4.      Ловцов Д. А. Адаптивная система индивидуализации обучения // Педагогика. 2001.- № 6.

5.      Волов В. Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Казань, 2000.

6.      Полат Е.С Определение эффективности дистанционной формы обучения //Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной научно-практической конференции.– М.: Изд- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

7.      Царев В. И. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. — № 4.

8.      Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГИУ, 2004.

9.      Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. Под ред. А. П. Егоршина. Н.Новгород: НИМБ, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle