Библиографическое описание:

Коновалова Н. А. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 469-471.

В современном понимании игра — это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». [5. С. 127]. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.). В понятие «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются прежде всего характером и их направленностью, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром, поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению ее сущности, остановимся на этой взаимосвязи.

«Театрализованная игра» — «театральность» — «театр» — это ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром.

Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия, художественного образа на личность.

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекательным.

Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении и обряде необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности.

Театрализованная игра — деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

В педагогической литературе нет однозначного ее определения. Имеются определения, сходные, приближенные или синонимичные по значению театрализованным играм, например игры — драматизации и режиссерской игры.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд — книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе).

При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. Когда воспитатель выберет сюжет, эпизод из детской книги или сам сочинит сценку, ему надо подобрать игрушки или картинки. Одновременно с подбором игрушек или картинок проходит работа над текстом. Перед показом воспитатель кладет игрушки или картинки возле себя так, чтобы они не были видны детям. При появлении новых игрушек или картинок надо дать детям возможность их рассмотреть. Спектакль можно показывать небольшому количеству детей в групповой комнате, а не в зале.

В театре петрушек все мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, ее поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. Куклы-петрушки отличаются от обыкновенных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка — перчатка, которая одевается на руку. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. Чтобы кула-петрушка ожила, начала действовать, надо надеть ее на руку.

Театр на фланелеграфе рассматривает возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп. Эта форма работы очень интересна и полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами (не обязательно куклами), которыми ребенок манипулирует как режиссер: сам создает сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей» [4. С.130]

Игра-драматизация и режиссерская игра многими исследователями рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако, режиссерская игра, обладая такими составляющими, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, одновременно является онтогенетически более ранним видом игры по сравнению с сюжетно-ролевой.

Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека — еще и вид деятельности.

Реализация в игре-драматизации роли, привлекательной для ребенка, требует более строгого подчинения сюжету (почти правилу), отражающему установленную автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности, чем в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем выполнение роли не исключает творчества. Роль отражает не только социальную, но и личную позицию персонажа.

Игровое действие в театрализованных играх может носить разнообразный характер. Так, в режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий движением сюжета «сверху».

Театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

В процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

-          развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

-          происходит развитие различных анализаторов;

-          активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, медико-интонационная сторона речи, темп, выразительность;

-          совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

-          развивается эмоционально-волевая сфера;

-          происходит коррекция поведения;

-          развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

-          стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

-          участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Литература:

1.      Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. Воспитание детей в средней группе детского сада.- Москва, Просвещение, 1982

2.      Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки: Театрализованные игры — занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. — Санкт-Петербург, 2001.

3.      Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек.- Москва, Просвещение, 1982

4.      Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.- Москва, 1972

5.      Психология: Словарь/Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- Москва, 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle