Библиографическое описание:

Арутюнова Ж. Х. Особенности организации выставочной деятельности в туризме и сфере гостеприимства // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 782-783.

Сфера услуг в настоящее время быстро развивается, поэтому любые мероприятия, связанные с повышением ее эффективности, приводят, в итоге, к общему экономическому росту и улучшению макроэкономических показателей. В настоящее время выставочная деятельность требует глубокого анализа, оценки факторов ее развития и эффективности в различных сферах экономики, определения целей и задач выставочного бизнеса в системе международных экономических отношений [1, с. 6].

Основная цель выставочной деятельности — с одной стороны, помочь потребителю (потенциальному туристу) и туристским фирмам — продавцам услуг сориентироваться в огромном количестве туристских предложений, а с другой стороны, помочь туроператору найти партнеров по сбыту в других странах и регионах, способных качественно и количественно удовлетворить требования туроператора по продажам [2, с. 84]. Поэтому реклама, представляемая здесь, по форме и содержанию несет большую коммерческую нагрузку, сообщает о цене, условиях бронирования, сезонности, классе обслуживания, предполагаемых услугах, дает описание гостиницы и т. д.

Рассмотрим основные особенности выставочной деятельности. Одной из основных особенностей выставочной деятельности является то, что она входит в сферу услуг. Но услуга, предоставляемая выставками, необычна, так как является сложной и многофункциональной. Производство этой услуги преследует всегда несколько целей, поэтому необходимо распределять выставочные услуги по важности признаков. Иногда это — информационный признак, иногда — деловые услуги (рекламная деятельность, банковское обслуживание), в третьем случае — продажа экспоната (товара или услуги) конечному потребителю [3, с. 57].

Второй особенностью является то, что выставочная деятельность относится к сфере деловых услуг. Для нее характерны те же особенности, что и для услуги вообще.

Третья особенность заключается в том, что любое выставочное мероприятие является видом рекламной услуги и содержит в себе такие свойства, как:

-          вероятностный характер достижения полезного эффекта;

-          наличие элементов товара в услуге;

-          индивидуальный характер производства;

-          недостаточную предсказуемость реакции потребителей [4, с. 21].

Следующая особенность заключается в том, что выставка является и элементом маркетинговых коммуникаций, так как до сих пор не создана их исчерпывающая классификация.

Обычно к коммуникациям в маркетинге относят рекламу, стимулирование сбыта, public relations и прямой маркетинг [5, с. 651].

Если разбить цели участия в выставке по элементам комплекса маркетинга, то получим:

-          коммуникативные цели;

-          ценообразовательные цели;

-          цели товарной политики;

-          цели распределения [6, с. 67].

Кроме того, необходимо учитывать и то, что выставка преследует и цели ознакомления с новинками.

Важной особенностью является и то, что выставочная деятельность играет большую роль в системе международных экономических отношений. При этом необходимо учитывать, что с одной стороны это связано с тем значением, какое придается выставкам, как инструменту сбыта, с другой — выставки играют значительную роль и в достижении успеха международного предпринимательства.

В современных условиях особенностями международных экономических отношений являются расширение международных производственных кооперационных связей и выставочная деятельность вносит весомую лепту в развитие национальных экономик, расширение международных экономических отношений.

Известно, что услуги оказывают воздействие не только на непосредственных клиентов, но и на «третьих лиц». Так, выставка оказывает влияние на дополнительные заказы по производству печатной продукции. Поэтому мотивом концентрации услуг является возможность присвоения положительных внешних эффектов, которые в противном случае достанутся третьим лицам. Например, организацию выставок можно соединить с выпуском печатной рекламной продукции для них в рамках одной фирмы.

Рекламная и выставочная деятельность, как услуги, не приобретают овеществленной формы, хотя, естественно, что ряд этих услуг сопровождается материальными продуктами в виде материальных носителей рекламы, рекламных кино- и видеолент, различной документации, выставочных стендов и т. д. Выставочная деятельность является средством рекламной услуги, хотя может рассматриваться и как самостоятельный многоцелевой вид услуг наряду с рекламными услугами, и, более того, сопровождаемый ими. Однако доминирующим признаком выставочной деятельности является ее рекламная направленность. Поэтому необходимо рассматривать специфику рекламной услуги, как виду специальной (деловой) услуги, имея в виду и выставочную деятельность как ее разновидность [7, с. 132].

При всем своем разнообразии рекламные услуги имеют те же четыре характеристики, что и все услуги вообще. Определяется это такими известными признаками, как неосязаемость, неразрывность производства и потребления услуги, неоднородность или изменчивость качества, неспособность рекламных услуг к хранению.

Обычно, принимая решение об участии в выставке, пытаются решить несколько задач, стоящих перед туристской организацией:

-          демонстрация товара, услуги: на выставке возможно представление большого числа товаров и услуг, производимых фирмой; наглядные материалы об услугах и товарах фирмы (видеозаписи, каталоги, проспекты и пр.) можно показать большому кругу специалистов и покупателей. Для новых товаров и услуг выставка — прекрасное место изучения спроса и введения их на международный рынок;

-          изучение рынков сбыта: на выставке можно изучить спрос на большинство товаров, услуг, уточнить рынки сбыта, определить новые международные рынки сбыта. На выставки, особенно международные, обычно съезжаются представители фирм, предприниматели, торговые агенты со всего мира, а также со всех концов России и ближнего зарубежья (в случае проведения выставки в России);

-          реклама товаров, услуг: при правильно поставленной рекламе на выставке могут отрабатываться сразу несколько ее видов: имидж-реклама, стабилизирующая реклама. С точки зрения имидж-рекламы — выставка прекрасное место для встречи с представителями прессы, коммерсантами, специалистами, руководителями различных международных, государственных и коммерческих структур и объединений;

-          сбыт продукции: выставка — удачное место для заключения договоров о продаже товара, а также договоров о партнерстве и сотрудничестве. Например, на туристских выставках часто пытаются заключить контракты на оптовую продажу или покупку туров;

-          изучение продукции конкурентов: на выставке изучение продукции связано с наименьшими трудностями. Здесь возможны непосредственные контакты с представителями конкурирующих фирм. При таких переговорах нейтральность территории имеет большие преимущества.

Участие в выставках для туристских предприятий рассматривается как перспективная деятельность по расширению партнерских связей. Большое количество участников и публики в ежегодно проводимых мероприятиях подобного рода подтверждает их ценность для успешной работы турпредприятия [8, с. 56].

В заключение следует сказать, что выставочная деятельность относится к специальным, деловым услугам. Для нее характерны те же особенности, что и для услуги вообще. При этом, являясь разновидностью рекламной услуги, она содержит в себе те же свойства, что и любая услуга, а именно — вероятностный характер достижения полезного эффекта, наличие элементов товара в услуге, индивидуализированный характер производства, наличие внешних эффектов, недостаточная предсказуемость реакции потребителей и т. д.

Литература:

1.         Сорокина Е. Роль выставки для предприятия. // Экспо столица. — 2009. — № 8.

2.         Чертыковцева Т. А. Предприятие на международной выставке: проблемы управления международной выставочной деятельностью предприятия как бизнес-процессом // Российское предпринимательство. — 2009. — N 10.

3.         Бурняшева Л. А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь: СевКав ГТУ, 2008.

4.         Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории. [Текст] / Д. Н. Суховская // Молодой ученый. — 2013.

5.         Корепанова С. А. Выставочная деятельность в России в XIX веке: автореф. дис.... канд. ист. наук. спец. 07.00.02. — Екатеринбург:, 2010.

6.         Быстров Ю. Л. Выставки — инструмент маркетинга // Маркетинг. — 2009. — № 3.

7.         Гончарова Е. Н. Социально-конструктивистский подход в исследованиях туризма в условиях глобализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. — Выпуск 4(69). — 254 с.

8.         Кольчугина Т. А. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Ставропольском крае: задачи и проблемы функционирования и развития // Современные проблемы сервиса и туризма.– 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle