Библиографическое описание:

Иванов Я. Е. Роль инноваций в функционировании малого бизнеса // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 304-306.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой как по развитию в целом малого предпринимательства (10–11 % ВВП), так и по развитию инновационного предпринимательства — его доля в общей структуре малого бизнеса России незначительна и составляет по разным оценкам от 1,4 % до 3,5 %. Из всех малых инновационных фирм (МИФ) не более 15 % можно назвать по-настоящему инновационными. Они проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Доминирующая масса предприятий лишь эксплуатируют научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время.

Качественные показатели деятельности малого инновационного бизнеса также невелики. Доля МИФ в производстве ВВП страны находится на уровне 0,8–1,0 %, а доля налоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05 %, а согласно последним данным Росстата, инновационной деятельностью в России в 2012 г. занималось 10,8 % обследованных добывающих, обрабатывающих предприятий и компаний по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, при этом технологические инновации внедрялись в 9,4 % организаций, маркетинговые — в 2,5 %, организационные — в 3,5 %. Всего же в РФ в 2012 году насчитывалось 8485 организаций, осуществлявших технологические инновации. В тоже время в США 25 млн. малых предприятий, 6 млн. из них дают более 40 % национального ВВП (4 трлн. долл.), на них занято более 50 % рабочей силы. Малые предприятия предоставляют 75 % новых сетевых рабочих мест, обеспечивают 41 % всех продаж в стране и 55 % инноваций, 35 % федеральных контрактов, 38 % количества рабочих мест в секторе высоких технологий [1].

В условиях рыночной экономики парадоксальность ситуации заключается в том, что большую часть исследовательских работ и большие затраты в связи с их выполнением несут одни организации, а наиболее значимых результатов добиваются другие.

Действительно, подавляющая часть научных исследований выполняется крупнейшими корпорациями, которые способны до 5–10 % средств, заработанных от продажи своей продукции, направлять на самофинансирование НИОКР. И, тем не менее, радикальные нововведения, меняющие направления развития отрасли с неизменной закономерностью становятся результатом деятельности мелких, ранее неизвестных организаций, действующих на острие научно-технического прогресса. При этом характерной чертой нововведенческой деятельности малых организаций является их преимущественная ориентация на создание продуктовых инноваций, а не новых технологий, хотя именно такая ориентация приносит наибольший коммерческий успех на начальном этапе функционирования на рынке.

Малое предпринимательство является инновационным по своей природе. В экономике, которая базируется на внедрении новых знаний и передовых технологий, это его качество усиливается, и малые предприятия превращаются в ключевой фактор трансформационных изменений Они способствует повышению скорости проведения научных разработок, быстрой коммерциализации результатов исследований, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на темпы инновационного развития страны.

Потребляя от 2 до 5 % общего объема финансирования в научно-технической сфере, малые инновационные предприятия создают до 50 % крупных нововведений и являются лицензиарами почти 50 % инноваций на мировом рынке. В наиболее развивающихся отраслях промышленности (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80 % [2].

Иными словами, малое предпринимательство становится не только фактором, но и необходимым условием функционирования экономики с инновационной доминантой в развитии. Оно вносит существенный вклад в изменение структуры различных секторов и отраслей национального хозяйства, выступает основой формирования новых рынков Например, именно малые предприятия в таких секторах как био-, нано- и информационные технологии становятся основными поставщиками новой продукции в странах ЕС.

В качестве факторов, обуславливающих важную роль малых инновационных организаций в области нововведений, можно выделить следующие:

-          мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;

-          сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;

-          узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;

-          малый управленческий персонал;

-          ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных;

-          готовность нести огромные, абсолютно неприемлемые для крупных и средних организаций, риски в силу качеств, присущих пионеру-предпринимателю.

По характеру инновационной продукции малые организации проявляют следующие виды специализации [3]:

-          научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений (венчурное финансирование);

-          оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров, обслуживание новой техники).

Можно выделить следующие группы малых предприятий по состоянию их развития.

1)        Организации на начальной стадии становления. Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца. Оборот определяется получаемыми ими из государственных или негосударственных источников средствами на НИОКР. Часто в этих организациях один-два штатных сотрудника, остальные сотрудники привлекаются на конкретный заказ. Их затраты — в основном зарплата. Никаких отношений по собственности с ее обладателем они не имеют, хотя организации уже реализуют свою продукцию на отечественном или зарубежном рынке. Для них характерно то, что значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг. Так как такой оборот недостаточен для самообеспечения, то организация «подзарабатывает» на коммерции, на «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры». Однако она уже заключает договоры о совместной деятельности, оплачивает коммунальные расходы.

2)        Инжиниринговые организации — это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством — с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности. Инжиниринговые организации осуществляют оценку вероятной значимости, коммерческой конъюнктуры и техническое прогнозирование инновационной идеи, новой технологии, полезной модели, изобретения, выполняют доработку и доводят нововведения до промышленной реализации, оказывают услуги и консультации в процессе внедрения объекта разработки, производят пусконаладочные, испытательные работы по поручению промышленных предприятий.

3)        Внедренческие организации. Они содействую развитию инновационного процесса и, как правило, специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.

4)        Технопарковые структуры. Особую роль среди структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые структуры, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Технопарковые структуры могут значительно различаться по структуре и объему входных ресурсов и выходных услуг. Эти характеристики изменяются в широком интервале и определяют форму — от простейших структур типа научных «отелей», которые могут размещаться в одном небольшом здании и оказывать 2–3 вида услуг, до технополисов или регионов науки, занимающих значительное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.

5)        Инновационные организации, действующие на основе венчурного финансирования. Особое место среди малых инновационных организаций занимают организации, имеющие венчурный механизм финансирования. Такие организации представляют собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций и характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников организации и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений.

Особое значение венчурного бизнеса заключается в следующем:

-          он приводит к созданию новых жизнеспособных хозяйственных единиц, воздействующих на всю традиционную структуру ведения научных исследований, и вызывает структурные изменения в общественном производстве страны;

-          увеличивает занятость высококвалифицированных специалистов;

-          способствует техническому перевооружению традиционных отраслей экономики;

-          побуждает крупные корпорации к совершенствованию принципов управления и организационных структур;

-          показывает, что ориентация на долгосрочные цели требует создания специальной кредитно-финансовой системы в виде венчурного капитала.

Таким образом, инновации в малом бизнесе являются важнейшим условием его эффективного существования, с одной стороны. С другой стороны, разработка и внедрение инноваций наиболее эффективно происходит на предприятиях малых форм, что подтверждается зарубежным опытом.

Литература:

1.         Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_47/IssWWW.exe/Stg/metod.htm

2.         Михайлов А.Г. Инновационное развитие малого предпринимательства на региональном уровне : на материалах Московского региона / Дисс. на соискание канд. эк. наук. – Москва, 2007. – 170 с.

3.         Дудин М.Н. Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в контексте общего развития российского общества // Креативная экономика. - 2007. - № 8 (8). - c. 10-16. - http://www.creativeconomy.ru/articles/3522/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle